Слайд 3Роль «Слова…» в русском обществе
Заменив религиозные тексты, литература унаследовала их культурную
функцию, став в русском обществе воплощением веры и совести, играя роль заступницы и исповедальницы, нравственного судьи, обличителя зла и оппозиции власти.
Слайд 4Русский классицизм
Классицизм и Просвещение в России совместили европейскую эстетику с собственными
традициями, придав процессу национальное и эстетическое своеобразие.
Слайд 5Деятельность Прокоповича
Литература петровской эпохи имела воспитательную функцию, прославляя успехи России и разъясняя
гражданские задачи, ее главные черты - злободневность и общедоступность. Петр искал верных людей, которые могли бы словом убеждать окружающих в необходимости преобразований. Таким человеком стал Феофан Прокопович (1681-1736), церковный деятель и писатель.
Слайд 6Литература петровского времени
В это же время становятся популярными авантюрные романы, читатели которых
- молодые дворяне, купцы и мещане. Одни из самых известных - «Гистория о российском матросе Василии Кариотском» и «Гистория о храбром российском кавалере Александре», где действуют новые герои - энергичные, удачливые, находчивые и отважные.
Слайд 7Деятельность Кантемира
Утверждение классицизма в России связано с именем Антиоха Кантемира (1708-1744)
- сына молдавского господаря, человека образованного, разностороннего, влиятельного политика и русского дипломата. Последние 12 лет жизни он был русским посланником в Лондоне и Париже, общался с просветителями, изучал искусство классицизма.
Слайд 8Деятельность Тредиаковского
Одной из самых парадоксальных фигур XVIII в. была личность В.К.
Тредиаковского (1703-1796). Родился он в Астрахани, в семье священника, учился в школе католических монахов, затем в Славяно-греко-латинской академии в Москве, потом отправился в Голландию, а оттуда пешком в Париж.
Слайд 9Реформы Тредиаковского
Получив должность секретаря Академии наук, Тредиаковский пишет трактат «Новый и
краткий способ к сложению российских стихов…», где предлагает заменить силлабический стих силлабо-тоническим и излагает систему литературных жанров классицизма. Автор дает образцы сонета, рондо, оды, мадригала, утверждает склонность русского языка к народному напеву и естественному ритму.