Презентация на тему Серебряный век. Течения в современной русской прозе и поэзии.

Содержание

Слайд 2

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный века».
века». Определение «Серебряный век» было введено в 1933 году Н. А. Оцупом в парижском журнале русской эмиграции «Числа». На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами: Брюсов, Анненский, Бальмонт. Расцветом этого периода считают 1915 год.

Слайд 3

Серебряный век опирался на модернистские течения:

Серебряный век опирался на модернистские течения:

Слайд 4

МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne — современный), в искусстве — совокупное наименование художественных

МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne — современный), в искусстве — совокупное наименование художественных
тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.
Представители: Ф. Сологуб, Л. Андреев.

Модернизм

Слайд 5

Сологуб

СОЛОГУБ (наст. фам. Тетерников) Федор Кузьмич (1863-1927), русский писатель. Сборник стихов «Пламенный

Сологуб СОЛОГУБ (наст. фам. Тетерников) Федор Кузьмич (1863-1927), русский писатель. Сборник стихов
круг» (1908) отмечен мотивами отчаяния, индивидуализма. В романе «Мелкий бес» (1905) гротескное изображение русской провинциальной жизни; переводы.

Слайд 6

Андреев

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и реалистический

Андреев АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и
характер («Бергамот и Гараська», 1898). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва», 1906); кризис религиозного сознания — в повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904); безумие и ужас войны — в рассказе «Красный смех» (1905). Наряду с бытовой драмой «Дни нашей жизни» (1908) — философско-аллегорические трагедии («Жизнь человека», 1907; «Анатэма», 1908).

Слайд 7

Создание поэтической культуры содействующей духовному возрождению человечества, преобразование мира средствами искусства.
Особая роль

Создание поэтической культуры содействующей духовному возрождению человечества, преобразование мира средствами искусства. Особая
отводилась автору, художнику – роль прорицателя, пророка способного постичь средствами искусства мировую гармонию.

Цель модернизма:

Слайд 8

Символизм

С греч. – знак, символ. Это направление сосредоточено на художественном выражении

Символизм С греч. – знак, символ. Это направление сосредоточено на художественном выражении
посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей.

Слайд 9


Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и

Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта
мысли поэта при помощи образов – символов. При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества.

Символизм

Старшие
символисты

Младо -
символисты

Слайд 10

1890 – е года « Старшие символисты»: Минский, Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт,

1890 – е года « Старшие символисты»: Минский, Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт,
Сологуб.
Идеолог: Мережковский
Учитель: Брюсов
1900г «Младосимволисты»:Белый, Блок, Соловьев, Иванов, Эллис.
Теоретик: Белый

Слайд 11

Бальмонт

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. В стихах — культ «Я»,

Бальмонт БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. В стихах — культ «Я»,
игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданно целостного «солнечного» начала; музыкальность (сборники «Горящие здания», 1900, «Будем как солнце», 1903). Переводы, статьи по проблемам искусства. В 1920 эмигрировал.

Слайд 12

Блок

Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса которого

Блок Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса
провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), публицистике.

Слайд 13

Белый

БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934), русский писатель. Один из ведущих

Белый БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934), русский писатель. Один из
деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза.

Слайд 14

АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в

АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в
русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.
Годы существования 1913 - 1914
Представители: Ахматова, Гумилев, Городецкий.
Поэты проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.

Акмеизм

Слайд 15

Гумилев

ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. В 1910-е гг. один из ведущих

Гумилев ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. В 1910-е гг. один из
представителей акмеизма. Для стихов характерны апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.

Слайд 16

МАНДЕЛЬШТАМ

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич [3 (15) января 1891, Варшава — 27 декабря 1938,

МАНДЕЛЬШТАМ МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич [3 (15) января 1891, Варшава — 27 декабря
лагерь Вторая Речка под Владивостоком], русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Слайд 17

Ахматова

АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна [11 (23) июня 1889, Большой Фонтан,

Ахматова АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна [11 (23) июня 1889, Большой
близ Одессы — 5 марта 1966, Домодедово, под Москвой], русский поэт. Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.

Слайд 18

Футуризм

С лат. – будущее
Представители: братья Бурлюки, Хлебников.
В дек. 1912г. появилась первая декларация

Футуризм С лат. – будущее Представители: братья Бурлюки, Хлебников. В дек. 1912г.
футуристов в сборнике «Пощечина общественному вкусу».

Слайд 20

Маяковский

В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком,

Маяковский В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д.
в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов «Гилея» (смотри Футуризм). С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

Слайд 21

Хлебников

Печататься начал в 1910-е гг., входил в литературное объединение «Гилея». В начале

Хлебников Печататься начал в 1910-е гг., входил в литературное объединение «Гилея». В
пути разделял панславистские иллюзии, был и под влиянием Вл. Соловьева, Вяч. Иванова и М. Кузмина. Примыкая к кубофутуристам, называл себя Будетлянином. Мировоззренчески оставался непонятым соратниками (это они составили и издали его книги «Ряв!», 1913; «Творения», т. 1, и «Изборник стихов», оба 1914). Всю жизнь занимался «осадами» времени, слова и социальных проблем человечества (сборники «Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне», 1914, и «Время—мера мира», 1916; «сверхповесть» «Зангези», 1920-22; итоговые «Доски судьбы», 1920-22, лишь часть их опубликована посмертно).

Слайд 22

Каменский

КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич (1884-1961), русский поэт. Один из первых русских пилотов; ввел

Каменский КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич (1884-1961), русский поэт. Один из первых русских пилотов;
в обиход слово «самолет». В раннем творчестве — футурист. Романтические поэмы «Стенька Разин» (1912-20), «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934). Пьесы.

Слайд 23

Асеев

На раннее творчество поэта оказали влияние символисты, прежде всего К. Д. Бальмонт,

Асеев На раннее творчество поэта оказали влияние символисты, прежде всего К. Д.
а также немецкие романтики (Э. Т. А. Гофман). Был знаком с В. Я. Брюсовым, Вяч. И. Ивановым, С. П. Бобровым. Вместе с Пастернаком входил в близкую к футуристам группу «Центрифуга».