Текст как предмет дисциплины аналитическое чтение. Лекция 1

Содержание

Слайд 2

ЗНАНИЯ

структурные компоненты литературного произведения;
виды чтения, их роль в процессе реального общения;
этапы работы

ЗНАНИЯ структурные компоненты литературного произведения; виды чтения, их роль в процессе реального
с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста;
модели повествования;

Слайд 3

средства словесной образности;
приемы создания тональности произведения;
жанровые и стилистические особенности литературной формы;
средства воплощения

средства словесной образности; приемы создания тональности произведения; жанровые и стилистические особенности литературной
идейно-тематического содержания произведения.

Слайд 4

УМЕНИЯ:

анализировать текст с точки зрения взаимодействия формы и содержания;
выявлять художественный замысел автора;
характеризовать

УМЕНИЯ: анализировать текст с точки зрения взаимодействия формы и содержания; выявлять художественный
героев и события;
делать выводы о событиях и литературных персонажах на основании прочитанного;
интерпретировать как явно выраженную, так и имплицитную информацию.

Слайд 5

ВЛАДЕНИЕ:

основными видами чтения;
приемами перехода от одного вида чтения к другому, в

ВЛАДЕНИЕ: основными видами чтения; приемами перехода от одного вида чтения к другому,
зависимости от изменения цели;
способами получения информации из данного текста;
основными методами художественного анализа.

Слайд 6

ВИДЫ ЧТЕНИЯ

1. Просмотровое чтение с целью определения тематики текста, статьи, книги.
2. Ознакомительное

ВИДЫ ЧТЕНИЯ 1. Просмотровое чтение с целью определения тематики текста, статьи, книги.
чтение (чтение с общим охватом содержания), направленное на понимание основной информации, содержащейся в тексте, статье, книге; степень полноты понимания — 70%;
3. Изучающее чтение, имеющее целью полное и точное понимание текста и наблюдение за языковыми явлениями; степень полноты понимания — 100%.

Слайд 7

СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ

Аналитическое чтение, включающее все действия по выявлению, интерпретации и

СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ Аналитическое чтение, включающее все действия по выявлению, интерпретации и
созданию новых смыслов: отбор важных и второстепенных фактов; ответы на вопросы и постановку вопросов; выделение основных и дополнительных мыслей; комментарии и объяснения; рефлексию — оценку прочитанного и создание собственных смыслов; “присвоение” новых знаний как собственных, выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ.

Слайд 8

ВЫЯВЛЕНИЕ СУТИ ТЕКСТА

1) выявить «ключевые» слова в каждом предложении, составить из них смысловые ряды
2) выделить основную

ВЫЯВЛЕНИЕ СУТИ ТЕКСТА 1) выявить «ключевые» слова в каждом предложении, составить из
мысль абзаца и1-2 второстепенных
3) разбить каждый фрагмент текста (абзац) на отдельные логические элементы
4) перекодировать полученную в итоге информацию на язык собственных мыслей. 

Слайд 9

ДВА ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

Формальный (признаки текста)
Прагматический (целевая установка)

ДВА ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ Формальный (признаки текста) Прагматический (целевая установка)

Слайд 10

ПОНЯТИЕ ТЕКСТА

текст представляет собой объединённую по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами

ПОНЯТИЕ ТЕКСТА текст представляет собой объединённую по смыслу последовательность знаковых единиц, основными
которой являются связность и цельность (ЛЭС)

Слайд 11

ТЕКСТ – ПРОИЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ОБЛАДАЮЩЕЕ ЗАВЕРШЁННОСТЬЮ, ОБЪЕКТИВИРОВАННОЕ В ВИДЕ ПИСЬМЕННОГО ДОКУМЕНТА; ПРОИЗВЕДЕНИЕ,

ТЕКСТ – ПРОИЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ОБЛАДАЮЩЕЕ ЗАВЕРШЁННОСТЬЮ, ОБЪЕКТИВИРОВАННОЕ В ВИДЕ ПИСЬМЕННОГО ДОКУМЕНТА;
СОСТОЯЩЕЕ ИЗ НАЗВАНИЯ (ЗАГОЛОВКА) И РЯДА ОСОБЫХ ЕДИНИЦ (СВЕРХФРАЗОВЫХ ЕДИНСТВ), ОБЪЕДИНЁННЫХ РАЗНЫМИ ТИПАМИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ, ГРАММАТИЧЕСКОЙ, ЛОГИЧЕСКОЙ, СТИЛИСТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, ИМЕЮЩЕЙ ОПРЕДЕЛЁННУЮ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ И ПРАГМАТИЧЕСКУЮ УСТАНОВКУ (И.Р. ГАЛЬПЕРИН)

Слайд 12

ТЕКСТ ЯВЛЯЕТСЯ

коммуникативной
единицей высшего уровня, поскольку она обладает качеством смысловой завершённости как цельное

ТЕКСТ ЯВЛЯЕТСЯ коммуникативной единицей высшего уровня, поскольку она обладает качеством смысловой завершённости
литературное произведение, т.е. законченное информационное и структурное целое (Н.К. Яшина)

Слайд 13

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ТЕКСТА

Всегда ли текст – письменная форма речи?
Текст линеен или многомерен?

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ТЕКСТА Всегда ли текст – письменная форма речи? Текст линеен или многомерен?

Слайд 14

СВЯЗНОСТЬ И ЦЕЛЬНОСТЬ КАК СВОЙСТВА ТЕКСТА

существуют в единстве и предполагают друг друга:

СВЯЗНОСТЬ И ЦЕЛЬНОСТЬ КАК СВОЙСТВА ТЕКСТА существуют в единстве и предполагают друг
единое содержание, смысл текста выражается языковыми средствами (эксплицитно или имплицитно).
И поэтому языковая связанность является показателем смысловой целостности.

Слайд 15

ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА

Смысловая целостность
Коммуникативная целостность
Структурная целостность

ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА Смысловая целостность Коммуникативная целостность Структурная целостность

Слайд 16

КОНЦЕПТ ТЕКСТА - ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ, СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА

Семантическое строение – содержательная структура

КОНЦЕПТ ТЕКСТА - ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ, СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА Семантическое строение – содержательная
элементов смысла текста
Логическое строение – последовательность представления смысловых элементов

Слайд 17

КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ – ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ, СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ИЛИ ЗАПРОС ИНФОРМАЦИИ С ЦЕЛЬЮ

КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ – ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ, СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ИЛИ ЗАПРОС ИНФОРМАЦИИ С ЦЕЛЬЮ
ОКАЗАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ – С ЦЕЛЬЮ ВЫЗВАТЬ МЕНТАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ