Творческая биография Е.Е. Лансере

Содержание

Слайд 2

Евгений Евгеньевич Лансере

Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) один из представителей "Мира искусства".
Евгений

Евгений Евгеньевич Лансере Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) один из представителей "Мира искусства".
Лансере родился 23 августа (4 сент.) 1875 г. в Павловске
Отцом будущего художника был известный скульптор Евгений Александрович Лансере. Его дед Н. Бенуа, был академиком архитектуры. Архитектором был его дядя, Л. Бенуа, другой дядя, младший из братьев матери, А. Бенуа, также являлся известным русским художником, оказавшим большое влияние на формирование художественных вкусов своего племянника.

Слайд 3

В 1890-е годы Лансере учился в Париже, до 1898 г., а вернувшись,

В 1890-е годы Лансере учился в Париже, до 1898 г., а вернувшись,
стал активно работать как график и живописец. Он охотно и умело делал обложки, заставки, концовки к журналу "Мир искусства" и другим изданиям.
Ранний период творчества Лансере, в силу родственных и дружеских связей, тесно связан с «Миром искусства».
Но Лансере, испытывая определенное влияние А. Бенуа и К. Сомова, все же остался не затронут характерным для мирискусников ностальгическим ретроспективизмом

Слайд 4

Работы 1890го

В первую очередь Лансере прославился как книжный график. Его первый крупный

Работы 1890го В первую очередь Лансере прославился как книжный график. Его первый
заказ -оформление книги Е. Балабановой «Легенды о старинных замках Бретани» (СПб, 1899).
В 1898 г. художник выставил свои иллюстрации к бретонским легендам и сказкам на выставке русских и финляндских художников, устроенной С. Дягилевым.

Слайд 6

Работы 1900-х
Со второй половины 1899 г. он — в числе его постоянных

Работы 1900-х Со второй половины 1899 г. он — в числе его
мирискусстников. Именно на страницах «Мира искусства» началась многолетняя «виньеточная деятельность» художника, распространившаяся позднее и на журналы «Художественные сокровища России», «Золотое руно», «Детский отдых» и на множество других изданий.
В середине 1900-х годов его деятельность была сосредоточена на политической графике.

Слайд 8

Работая над книжной графикой, Лансере считал, что именно декоративное оформление, а не

Работая над книжной графикой, Лансере считал, что именно декоративное оформление, а не
иллюстрация определяет художественный образ книги. Заставки и концовки казались ему более ответственной и сложной задачей, нежели иллюстрирование эпизода.
Стилистическое и декоративно-графическое единство книги как цельного художественного произведения стало для Лансере практическим принципом работы оформителя.

«Санкт-Петербург» Обложка к изданию, посвященному двухсотлетию города 1903

Слайд 9

В работе над книжной графикой художник все более переходил от отдельных элементов

В работе над книжной графикой художник все более переходил от отдельных элементов
книжного оформления к циклам иллюстраций, в которых страничные изображения сочетаются с "малыми" формами.

Слайд 10

Лансере активно участвовал в работе редакций журналов "Жупел" и "Адская почта".
После

Лансере активно участвовал в работе редакций журналов "Жупел" и "Адская почта". После
запрещения «Жупела» Лансере взял на себя издание преемника— журнала «Адская почта», для которого выполнил свои лучшие сатирические рисунки.

Слайд 11

Революционные события 1905-1906 гг. образуют заметный рубеж не только в развитии творчества

Революционные события 1905-1906 гг. образуют заметный рубеж не только в развитии творчества
Лансере, но и в процессе становления его личности.
К этому периоду относится ряд выдающихся работ в области сатирической журнальной графики, в которых художник выступает как независимый и зрелый мастер с собственным отношением к искусству и жизни.

Слайд 12

1905

Политическая сатира 1905 года явилась интересной страницей истории русского искусства начала XX

1905 Политическая сатира 1905 года явилась интересной страницей истории русского искусства начала
века.
Мирискусники, проповедовавшие независимость искусства от политики, в годы революции изменили свою позицию. События 1905 года взволновали многих из них.
Одна из типичных для "Жупела" и "Адской почты" карикатур - "Тризна" Лансере (1906). Он изобразил офицеров, сидящих за столом и пьющих вино под пенье солдат. Это тризна после расправы.

"Тризна" Лансере (1906)

Слайд 13

Станковая живопись Лансере

Станковая живопись Лансере связана с одной темой - русским XVIII

Станковая живопись Лансере Станковая живопись Лансере связана с одной темой - русским
веком. Он в меньшей мере предается тем сложным чувствам, которые, переплетаясь, дают сцепление иронии и любования.
Ирония у него перерастает в сатиру, любование - в восхищение.

Слайд 14

В известной картине "Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе" (1905) художник никак

В известной картине "Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе" (1905) художник никак
не скрывает всего комизма сцены торжественного выхода дородной, неловкой, надутой царицы, окруженной столь же смешными и жалкими в своей роли придворными.
Образ Елизаветы наводит на мысль о том, что карикатура, к которой обращался Лансере в 1905— 1906 годах, близка ему как вид творчества.

Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905

Слайд 15

Исторические виды

По-иному воспринимаются в живописи Лансере исторические виды, связанные, как правило, с

Исторические виды По-иному воспринимаются в живописи Лансере исторические виды, связанные, как правило,
петровским временем. Эти произведения овеяны романтикой. Картина "Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий" (1906) словно пронизана ветром: в ней передан дух раннего петровского Петербурга, где на необжитом пространстве, среди болота возносились каменные дома.

Слайд 16

Пейзаж Петербурга

Иногда Лансере обращался к современным ему пейзажам Петербурга, выбирая, однако, исторические

Пейзаж Петербурга Иногда Лансере обращался к современным ему пейзажам Петербурга, выбирая, однако,
памятники, старые здания.
Такой тип петербургского пейзажа был очень популярен в кругах мирискусников. Он являлся как бы откликом на статьи Бенуа и других историков искусства о красоте старого Петербурга, о его классической архитектуре.

Слайд 17

«Никольский рынок в Петербурге» 1901г.

«Никольский рынок в Петербурге» 1901г.

Слайд 18

Еще романтичнее картина "Корабли времен Петра I" (1911). Она более прямо выражает

Еще романтичнее картина "Корабли времен Петра I" (1911). Она более прямо выражает
идею Петровской эпохи - времени борьбы, преодоления, победы. Разбушевавшейся водной стихии противостоят будто не подвластные ей "гордые" корабли.

Слайд 19

1910-е

Занимается Лансере и прикладным искусством: заняв в 1912 г. пост заведующего художественной

1910-е Занимается Лансере и прикладным искусством: заняв в 1912 г. пост заведующего
частью гранильных фабрик, фарфорового и стекольного заводов ведения «Кабинета его величества», он не только контролирует качество продукции, но и сам предлагает несколько эскизов и проектов художественных изделий.
Разносторонняя художественная деятельность Лансере получает признание и в 1912 г. он удостаивается звания академика, в 1916 г. он избран действительным членом Академии художеств.

Слайд 20

В 1912- 1915 годах художник сделал иллюстрации к "Хаджи-Мурату" Л.Н.Толстого, которые стали

В 1912- 1915 годах художник сделал иллюстрации к "Хаджи-Мурату" Л.Н.Толстого, которые стали
одними из классических образцов книжного творчества мирискусников.
Эти высшие достижения "книжного синтеза", как и "театрального синтеза" или монументальной живописи, относятся к 1910-м годам - к следующему этапу развития русского искусства.

Слайд 22

1920-е

В 1916 г. Лансере проводит в деревне: пишет пейзажи, обдумывает возможность иллюстрирования

1920-е В 1916 г. Лансере проводит в деревне: пишет пейзажи, обдумывает возможность
«Казаков» Л. Толстого. Весть о свержении самодержавия художник встречает с воодушевлением.
Три года художник прожил в Дагестане, где преподавал рисование в гимназии. В 1920 г. перебрался в Тбилиси, где трудился рисовальщиком в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 до 1934 г. Лансере — профессор Тбилисской академии художеств.

«Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого "Казаки"»1931 г.Бумага, тушь

Слайд 23

Натюрморт. Раковина и яблоки. 1917

«Кавказский натюрморт» 1918

Натюрморт. Раковина и яблоки. 1917 «Кавказский натюрморт» 1918

Слайд 24

Усть-Крестище. Весна, Разлив»1917

Аллея в Версале

Усть-Крестище. Весна, Разлив»1917 Аллея в Версале

Слайд 25

Лансере много работает с натуры — в сфере его интересов портретные зарисовки,

Лансере много работает с натуры — в сфере его интересов портретные зарисовки, пейзаж, многочисленные путевые этюды.
пейзаж, многочисленные путевые этюды.

Слайд 26

1930-е

С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти

1930-е С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный
с театром («Горе от ума» в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра, панно для станции метро «Комсомольская» и др.). Война помешала осуществлению всего намеченного. Вернуться к работе над росписью вестибюля Казанского вокзала мастер смог только весной 1945 г. Но довести до конца ее так и не смог.

Слайд 27

плафоны ресторана Казанского вокзала

плафоны ресторана Казанского вокзала

Слайд 28

Станция метро Комсомольская, панно "Метростроевцы"

Станция метро Комсомольская, панно "Метростроевцы"

Слайд 29

Итог

1900-е. Лансере в числе его постоянных мирискусстников. активно работает как график и

Итог 1900-е. Лансере в числе его постоянных мирискусстников. активно работает как график
живописец. Иллюстрировал книжные издания, делал обложки, заставки, концовки к журналу "Мир искусства" и др.В середине 1900-х годов его деятельность была сосредоточена на политической графике.
1905-10 г. Рубеж в развитии творчества, период сатирической журнальной графики, в которых художник выступает как зрелый мастер (например "Тризна"). Станковая живопись Лансере связана с русским XVIII веком. Пишет исторические виды Петербурга.
1912-16 г. Разносторонняя художественная деятельность, занимает пост заведующего фарфорового и стекольного заводов, предлагает проекты художественных изделий; Звание академика, после член Академии художеств.
1916-20 г. В 1916 г. Лансере усиленно пишет пейзажи, работает с натуры, так-как прожвает в деревне. После живет в Дагестане (иллюстрации к «Казакам»), где преподает рисование в гимназии. С 1922 до 1934 г. Лансере был профессором Тбилисской академии художеств.
1930-е . новый этап его деятельности, связанный с театром и с монументальной живописью.
Имя файла: Творческая-биография-Е.Е.-Лансере.pptx
Количество просмотров: 30
Количество скачиваний: 0