Вампиры и политика

Содержание

Слайд 2

Любая идеология несет в себе некоторые характеристики мифа.
Мифологическая форма облегчает восприятие

Любая идеология несет в себе некоторые характеристики мифа. Мифологическая форма облегчает восприятие
идей и смыслов за счет снижения степени рационализации.
Привлекательность той или иной идеи напрямую зависит от степени ее мифологичности.
Миф – генетическая основа идеологии.

Идеология и миф

Слайд 3

Мифологическая реальность более фундаментальна, чем реальность идеологическая. Аргументом в пользу этого тезиса

Мифологическая реальность более фундаментальна, чем реальность идеологическая. Аргументом в пользу этого тезиса
является длительное существование мифов «внутри» новых и, казалось бы, чуждых ему идеологических доктрин. Так, языческий миф длительное время существует внутри христианской культуры, приспосабливается и даже срастается с ней. Миф «о золотом веке» лежит в фундаменте коммунистической идеологии, которая, провозглашая тотальную рационализацию всех сфер человеческой жизни, в своей основе является иррационально-мифической.
Кроливецкая И. Е. Политическая мифология в современном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 40. – С. 19–23. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56892.htm.

Слайд 4

Понять природу политического мифа помогают концепции мифотворчества М. Элиаде. Исследуя множество исторических

Понять природу политического мифа помогают концепции мифотворчества М. Элиаде. Исследуя множество исторических
событий и мифологию различных народов, он приходит к выводу, что историческое событие сохраняется для истории лишь коллективной памятью в качестве некоего архетипа. В коллективной памяти сохраняется лишь родовое, универсальное, архетипическое. Образ исторической личности выстраивается как прямой аналог мифическому прообразу, герою. Реальное историческое событие уподобляется и сливается с категорией мифических действий (борьба с чудовищем, братья-враги и т.д.).

Слайд 5

Элиаде весьма точно уловил способность мифологического сознания идеализировать и демонстрировать в качестве

Элиаде весьма точно уловил способность мифологического сознания идеализировать и демонстрировать в качестве
прецедента, образца для подражания, историю одной человеческой жизни и превращать реальный исторический персонаж в яркий и запоминающийся миф. Механизм подобного рода мифологизации заключается в уподоблении исторической личности определенному архетипическому прообразу, в качестве которого выступает герой, антигерой, враг и т.п. Характерно, что из образа исторической личности постепенно вытесняется все индивидуальное и в массовом сознании остается лишь подобие мифологического эталона, весьма отдаленно напоминающее черты индивида.
Корн М. Г. Концепции политического мифотворчества Э. Кассирера И М. Элиаде
https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-politicheskogo-mifotvorchestva-e-kassirera-i-m-eliade

Слайд 7

Первый документ, рассказывающий о кровавых похождениях Дракулы, был анонимным доносом, который король

Первый документ, рассказывающий о кровавых похождениях Дракулы, был анонимным доносом, который король
Матьяш предъявил посланнику папы Пия II, чтобы оправдать арест правителя Валахии. Этот документ имеет все черты политической фальшивки.

Слайд 8

Дракул-воевода

О самом лютом из владык,
кто подданных своих
привык тиранить повсеместно,
с тех пор как

Дракул-воевода О самом лютом из владык, кто подданных своих привык тиранить повсеместно,
мир был сотворен,
о злейшем звере всех времен,
насколько мне известно,
поведаю стихами,
как Дракул, злобствуя, владел
Валахией и свой удел
упрочить мнил грехами.
Михаэль Бехайм
Пер. Вл. Микушевича

Слайд 9

Русский посол в Венгрии дьяк Федор Курицын, вероятный автор «Повести о Дракуле-воеводе»,

Русский посол в Венгрии дьяк Федор Курицын, вероятный автор «Повести о Дракуле-воеводе»,
не только удивляется жестокости Дракулы, но и восхищается им. Наступало время централизованной власти, и жестокость оправдывалась этой властью как способ наведения единого порядка.

Слайд 10

Именно Федор Курицын первым на официальном уровне озвучил идею божественного происхождения самодержавной

Именно Федор Курицын первым на официальном уровне озвучил идею божественного происхождения самодержавной
власти русского государя. В 1488 году во время торжественного приема в честь имперского посла думный дьяк зачитал составленную им декларацию, начинавшуюся словами: «Мы Божию милостью государи на своей земле изначально от Бога».
С этого момента идея неподотчетности монарха своим подданным ляжет краеугольным камнем в фундамент русского самодержавия. Пройдет еще сто лет, и слова Курицына: «Без грозы немочно в царство правды ввести» сделает своим девизом внук Ивана III Иван Грозный.

Слайд 11

Дракула явил свой лик в пропаганде как в начале русского самодержавия, так

Дракула явил свой лик в пропаганде как в начале русского самодержавия, так
и во время его агонии. В первый раз как жестокий, но мудрый государь, второй – как вампир.

Слайд 19

Дыба-воевода

Слава, слава Владу-воеводе,
в мире утвердившему покой и лад!
Слышен лист дрожащий в чистом

Дыба-воевода Слава, слава Владу-воеводе, в мире утвердившему покой и лад! Слышен лист
небосводе.
На земле бояре, как листва, дрожат.
Он большой мыслитель, Влад непобедимый,
гуманист деяньями и душой,
он сажает на кол бояр любимых,
зад соединяя с головой.
Дорогим боярам приготовив свечку,
он от христианства не отошел –
ставит в церкви свечи в честь жизни вечной,
каждому по чину выбирая кол.

Слайд 20

Кол из кипариса подобает визирю,
кол из лучшей липы пойдет послу.
Благостный епископ над

Кол из кипариса подобает визирю, кол из лучшей липы пойдет послу. Благостный
страной возвысился
на ароматизированном колу!
Чтоб восславить Влада, съезжались гости –
во дворец съезжался совет страны.
Закипали кубки, взвивались тосты:
как все любят Влада и как верны!
И пока оратор говорит: «Спасибо!» –
Влад соображает, припав на стол:
«Какую б тебе, милый, придумать дыбу,
какой бы получше приготовить кол?»
1927
Пер. А. Вознесенского

Слайд 21

Чаушеску лишил образ Дракулы зловещего компонента, сделав его частью «славного прошлого», патриотической

Чаушеску лишил образ Дракулы зловещего компонента, сделав его частью «славного прошлого», патриотической
пропаганды. Следствием этого явилось отождествление этих двух исторических личностей в плакатах революции 1989 г.
Имя файла: Вампиры-и-политика.pptx
Количество просмотров: 32
Количество скачиваний: 0