Вклад М.В. Ломоносова в возрождение русского мозаичного искусства

Содержание

Слайд 2

Михаил Ломоносов (1711-1765)

Михаил Ломоносов (1711-1765)

Слайд 3

М.Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе с

М.Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе с
тем, большим и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма. Так было и с живописью.
Он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Несколько мозаичных работ привез в 1746 г. из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, виртуозно копировавших масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом.

Слайд 4

Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мастерами. Ломоносова-химика привлекала к себе

Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мастерами. Ломоносова-химика привлекала к себе
задача раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт.

Слайд 5

Еще в 1742 г. он начинает хлопотать о создании химической лаборатории; к

Еще в 1742 г. он начинает хлопотать о создании химической лаборатории; к
1746 г. получает положительное решение Сената об ее строительстве и уже к 1750 г. были получены первые российские смальты.
К 1752 г., проведя почти 3 тысячи опытов по созданию смальт разных оттенков, Ломоносов был готов к созданию мозаичных панно и получает от Академии наук двух помощников – Матвея Васильева и Ефима Мельникова; в 1753 г. – разрешение на строительство «фабрики делания цветных стекол», которая открывается в деревне Усть-Рудица близ Петербурга.

Слайд 6

Первая, пробная мозаика Ломоносова. Это мозаика "Нерукотворный Спас", которая довольно проста по

Первая, пробная мозаика Ломоносова. Это мозаика "Нерукотворный Спас", которая довольно проста по
исполнению.

Вне связи с вековыми традициями мозаичного искусства, Ломоносов совершенно самостоятельно добился исключительных результатов. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики — ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность.

Слайд 7

Ломоносов показывает свою мозаику Екатерине II

Ломоносов показывает свою мозаику Екатерине II

Слайд 8

Самая известная мозаичная работа Ломоносова — “ Полтавская баталия “ — составлена

Самая известная мозаичная работа Ломоносова — “ Полтавская баталия “ — составлена
из столбиков смальты толщиной всего 1-6 мм и длиной 5 см. Полтавская баталия, грандиозное настенное мозаичное полотно, задумана М.В. Ломоносовым как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Мозаика огромна (309,764 кв. м).

Слайд 9

В левой части композиции, ближе к её центру, изображён Пётр на вздыбленном

В левой части композиции, ближе к её центру, изображён Пётр на вздыбленном
коне в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. На нём тёмно-зелёный мундир Преображенского полка. Поза его величественна, взгляд смел и решителен. В руке — сабля. За ним — его соратники. Среди них можно узнать Б.П. Шереметева и А.Д. Меншикова.

Слайд 10

В самом центре композиции, перед Петром I на коне, изображён простой

В самом центре композиции, перед Петром I на коне, изображён простой солдат
солдат с мушкетом, преграждающий путь царю. Он будто бы сдерживает его от порыва прорваться в гущу схватки и возможности погибнуть. Ломоносов выдвигает на первый план простого солдата, символизирующего народ, роль которого - по мысли художника — столь же значительна, как и самого Петра I, то есть проводит идею единства народа и героя. Язык мозаики лаконичный и чёткий. Цвета насыщенные, построенные на контрастных сопоставлениях.

Слайд 11

С 1925 года «Полтавская баталия»украшает парадную лестницу здания Академии наук в Санкт-Петербурге.

С 1925 года «Полтавская баталия»украшает парадную лестницу здания Академии наук в Санкт-Петербурге.

Слайд 12

В мастерской Ломоносова было создано сорок мозаик, из которых до наших дней

В мастерской Ломоносова было создано сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось двадцать.
сохранилось двадцать.

Слайд 13

Коль пользы от Стекла приобрело велики, Доказывают то Финифти, Мозаики, Которы в век хранят

Коль пользы от Стекла приобрело велики, Доказывают то Финифти, Мозаики, Которы в
Геройских бодрость лиц, Приятность нежную и красоту девиц, Чрез множество веков себе подобны зрятся И ветхой древности грызенья не боятся. М.Ломоносов.  


Имя файла: Вклад-М.В.-Ломоносова-в-возрождение-русского-мозаичного-искусства.pptx
Количество просмотров: 100
Количество скачиваний: 0