Владимир Фёдорович Тендряков. Жизнь и творчество.

Содержание

Слайд 2

В.Ф.Тендряков родился 5 декабря 1923 года

в деревне Макаровская Верховажского района Вологодской

В.Ф.Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Верховажского района Вологодской
области. Среднюю школу Владимир закончил в селе Подосиновец ныне Кировской области. Память об этом времени воплотилась позднее в романе «Свидание с Нефертити» (в автобиографическом герое Федоре Материне; 1964) и в рассказах «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня».

Слайд 3

В 1941 году ушёл на фронт

, После окончания школы, в ноябре 1941

В 1941 году ушёл на фронт , После окончания школы, в ноябре
года ушёл на фронт добровольцем. Был связистом, ему довелось быть участником переломной Сталинградской битвы Некоторые факты его военной биографии отражены в романе «За бегущим днем» (1959), в «Рассказах радиста», новеллах «Костры на снегу», «День, вытеснивший жизнь», «День седьмой», «Донна Анна», в эссе «Люди или нелюди» (1975-76).

Слайд 4

После ранения.

В 1943 году Тендряков был тяжело ранен под Харьковом и

После ранения. В 1943 году Тендряков был тяжело ранен под Харьковом и
вернулся после демобилизации в Подосиновец и работал учителем физкультуры в школе, затем – секретарем райкома комсомола по сельскому хозяйству, знал не понаслышке тяжелую жизнь послевоенной деревни.

Слайд 5

Начало профессиональной деятельности

В 1945 году переехал в Москву. В 1946 году

Начало профессиональной деятельности В 1945 году переехал в Москву. В 1946 году
поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешел в Литературный институт им. А. М. Горького, по окончании которого (1951) стал профессиональным писателем.

Слайд 6

Печатался в журналах

«Новый мир»,
«Наш современник», «Наука и религия».

Печатался в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Наука и религия».

Слайд 7

Талант писателя особенно проявился повестях, рассказах, эссе.

Перу Тендрякова принадлежат романы

Талант писателя особенно проявился повестях, рассказах, эссе. Перу Тендрякова принадлежат романы «Тугой
«Тугой узел» (1955), «За бегущим днем», «Свидание с Нефертити», «Покушение на миражи» (1982, опубликован в 1987 году), пьесы, статьи. Но наиболее ярко его талант художника проявлялся в «малых жанрах»: повестях, рассказах, эссе.

Слайд 8

Произведения писателя вызывали бурные дискуссии в прессе.

Почти каждое произведение писателя вызывало

Произведения писателя вызывали бурные дискуссии в прессе. Почти каждое произведение писателя вызывало
бурные дискуссии. «Неистовые ревнители» классовой литературы «прорабатывали» писателя за многочисленные «грехи»: «очернение советской действительности», рефлексирующих героев и даже за следование традициям Ф. Достоевского.

Слайд 9

Стремление критиков уложить творчество В.Ф.Тендрякова в рамки социалистического реализма.

Доброжелательная к писателю

Стремление критиков уложить творчество В.Ф.Тендрякова в рамки социалистического реализма. Доброжелательная к писателю
критика указывала на активное вмешательство писателя в жизнь, на актуальность его произведений, но часто, в силу идеологических причин, стремилась «уложить» Тендрякова в рамки социалистического реализма, явно ему тесные. Критики традиционно выделяли несколько тематических циклов в творчестве писателя: «деревенский», «школьный», «нравственно-этический» и «атеистический» (правильнее было бы говорить о произведениях, отражающих религиозные искания писателя).

Слайд 10

Решение писателем определённых проблем

Наиболее верным представляется подход, предложенный вдовой писателя Н.

Решение писателем определённых проблем Наиболее верным представляется подход, предложенный вдовой писателя Н.
Асмоловой-Тендряковой в комментариях к его «Собранию сочинений»: «на каждом этапе своего творческого пути художник на самых разных тематических плацдармах решал определённые проблемы».

Слайд 11

Проблема взаимозависимости нравственных установок и социальных условий в произведениях В.Ф.тендрякова

В повестях

Проблема взаимозависимости нравственных установок и социальных условий в произведениях В.Ф.тендрякова В повестях
«Падение Ивана Чупрова» (1953), «Не ко двору» (1954), «Ухабы» (1956), «Суд» (1960), «Тройка, семёрка, туз» (1961), «Короткое замыкание» (1962) и др. писателя волновала проблема взаимозависимости нравственных установок и социальных условий. Начальник МТС (машинно-тракторной станции) Княжев («Ухабы»), обладающий твёрдым характером и незаурядными организаторскими способностями, вдруг теряется перед силой казённой бумажки - постановления; Лёшка Малинин («Тройка, семёрка, туз»), героически спасший тонущего человека, проявляет малодушие, когда надо пойти против коллективного безумия, охватившего товарищей; не раз вступавший в бой один на один с медведем охотник Семён Тетерин («Суд») ощущает себя беспомощным перед юридическими тонкостями.

Слайд 12

Трагичность судеб героев писателя

Столь же трагичны невыдуманная судьба Александра Фадеева (эссе

Трагичность судеб героев писателя Столь же трагичны невыдуманная судьба Александра Фадеева (эссе
«Охота», 1971, обращённое к периоду борьбы с «космополитами»; опубликовано в 1988 году) и вымышленная — Ивана Чупрова. С одной стороны, Тендряков осуждает своих героев за отсутствие в них нравственной доминанты, категорического императива, с другой — говорит о ненормальности той социальной среды, которая лишает человека инициативы, выбора, превращает его в пешку, винтик.

Слайд 13

Трагические последствия пренебрежения законами нравственности «во имя» революции и «всеобщего будущего счастья»

Трагические последствия пренебрежения законами нравственности «во имя» революции и «всеобщего будущего счастья»
в произведениях В.Ф.Тендрякова.

Последующие повести писателя раскрывали трагические последствия пренебрежения законами нравственности «во имя» революции и «всеобщего будущего счастья». Среди героев этих произведений и диктатор местного масштаба Евлампий Лыков («Кончина», 1968), давший колхозникам сытую жизнь и отобравший у них свободу и право быть личностями; Настя Сыроегина, не сумевшая противостоять руководителям-очковтирателям и страдающая от этого, в отличие от почившего на лаврах Евлампия («Подёнка — век короткий», 1965); это и аскет-догматик Божедомов («Три мешка сорной пшеницы», 1973), утративший интерес к людям.

Слайд 14

Рассказы «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»

Своей вершины эта тема достигнет в

Рассказы «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» Своей вершины эта тема достигнет в
опубликованных посмертно рассказах «Пара гнедых» (1969-71) и «Хлеб для собаки» (1969-70).

Слайд 15

Осознание героями произведений В.Ф.Тендрякова настоящих норм морали

Герои Тендрякова всё чаще начинают

Осознание героями произведений В.Ф.Тендрякова настоящих норм морали Герои Тендрякова всё чаще начинают
осознавать, что нормы морали должны основываться на любви к человеку, а не на коммунистических догмах.

Слайд 16

Справедливая, на первый взгляд, истина о пользе правды для гордого человека

Справедливая, на первый взгляд, истина о пользе правды для гордого человека унижает
унижает пожилую и несчастную учительницу («Ночь после выпуска», 1974).

Слайд 17

Идея «социалистического гуманизма» приводит к убийству человека, пусть даже дурного, и

Идея «социалистического гуманизма» приводит к убийству человека, пусть даже дурного, и раскаянию
раскаянию старого учителя, внушавшего ученикам идею «добра с кулаками», но забывшего передать им осознание самоценности жизни («Расплата», 1979). На материале «школьной» повести решаются, таким образом, глубочайшие философские проблемы, волновавшие русских писателей 19 и 20 веков.

Слайд 18

Философские споры в творчестве В.Ф.Тендрякова

По мнению критиков, в повестях Тендрякова философские

Философские споры в творчестве В.Ф.Тендрякова По мнению критиков, в повестях Тендрякова философские
споры иногда несколько «провисают», не подкреплённые художественно полноценными образами («Шестьдесят свечей», 1980), но чаще они органично вплетаются в сюжет. Чтобы придать своим книгам большую философскую обобщённость, Тендряков охотно пользуется литературными и историческими реминисценциями: библейскими, античными (Александр Македонский, Диоген), средневековыми (Кампанелла).

Слайд 19

Тема любви в творчестве В.Ф.Тендрякова

Писатель часто обращается к теме любви. Одной

Тема любви в творчестве В.Ф.Тендрякова Писатель часто обращается к теме любви. Одной
из вершин его творчества стала повесть «Весенние перевёртыши» (1973). Её герой, Дюшка Тягунов, полюбив девочку, вдруг увидел, как огромен и прекрасен мир. «Громада-любовь» заставила его заступиться за лягушку, прийти на помощь слабому однокласснику, вступив в бой с циником Санькой.

Слайд 20

Обращение писателя к идее торжества любви, к христианским ценностям

Показывая борьбу в

Обращение писателя к идее торжества любви, к христианским ценностям Показывая борьбу в
человеке светлых и тёмных начал (особенной реалистической жёстокости художник достиг в эссе «Люди или нелюди» и рассказе «Параня»), Тендряков всё чаще обращается к идее необходимости торжества любви, задумывается над христианскими ценностями. Если в повести «Чудотворная» (1958) и «Чрезвычайное» (1961) писатель стоял на позициях воинствующего атеизма, изображая носителей веры резко негативно, то в «Апостольской командировке» (1969) говорит о том, что религия — протест против болезни бездуховности, поразившей общество. «Важно не отвергать с презрением библейскую мораль и нравственность, а пользоваться ими…»,— писал он в личном письме в ЦК КПСС в 1969 году. Тогда его, естественно, не услышали.

Слайд 21

Возвращение к христианской теме

В 1982 году Тендряков вернулся к христианской теме

Возвращение к христианской теме В 1982 году Тендряков вернулся к христианской теме
в романе «Покушение на миражи», назвав его первоначально «Евангелие от компьютера». Герои романа, современные программисты, моделируют на компьютере историю, «изъяв из неё Иисуса Христа», и с удивлением обнаруживают, что он вновь возникает, так как Он нужен людям.

Слайд 22

Проявление сатирического таланта В.Ф.Тендрякова

Сатирический талант Тендрякова проявился достаточно поздно: написанная в

Проявление сатирического таланта В.Ф.Тендрякова Сатирический талант Тендрякова проявился достаточно поздно: написанная в
гоголевско-щедринской традиции повесть «Чистые воды Китежа» (1977) — притча-пародия на тоталитаризм и его порождения, основанный на личных впечатлениях очерк о роскошном приеме Н.С. Хрущёвым и высшей партийной номенклатурой советских писателей, подлежащих идеологической обработке; На блаженном острове коммунизма» (опубликован в 1987 году).

Слайд 23

Отражение проблематики творчества Тендрякова в повести-эссе «Революция! Революция! Революция!»

Повесть-эссе «Революция!

Отражение проблематики творчества Тендрякова в повести-эссе «Революция! Революция! Революция!» Повесть-эссе «Революция! Революция!
Революция! Революция!» (1964-73), не предназначавшаяся для печати, представляет собой цикл «бесед» писателя с В.И. Лениным, которые отражают проблематику творчества самого Тендрякова: соотношение человека и социальных условий, счастье и его цена, идеалы и реальность, насилие во имя высоких целей, любовь и ненависть, проблемы духовности и нравственности, добра и зла.

Слайд 24

Владимир Федорович Тендряков вел большую общественную работу, избирался членом правления Союза

Владимир Федорович Тендряков вел большую общественную работу, избирался членом правления Союза писателей
писателей СССР, РСФСР, Московской писательской организации.
За заслуги в области литературы прозаик награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак почета».
Книги В.Ф. Тендрякова изданы и издаются миллионными тиражами, известны зарубежным читателям, по его произведениям сняты фильмы и поставлены спектакли.

Слайд 25

Умер Владимир Фёдорович Тендряков 3 августа 1984 года в Москве.

Умер Владимир Фёдорович Тендряков 3 августа 1984 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Похоронен на Кунцевском кладбище.

Слайд 26

«…настоящий русский писатель…»

Юрий Нагибин, когда узнал о смерти В.Ф.Тендрякова, записал

«…настоящий русский писатель…» Юрий Нагибин, когда узнал о смерти В.Ф.Тендрякова, записал в
в своём дневнике: «…он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы».

Слайд 27

К. ИКРАМОВ

«…если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в

К. ИКРАМОВ «…если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили
середине двадцатого века, то без книг Тендрякова они этого не поймут.
Имя файла: Владимир-Фёдорович-Тендряков.-Жизнь-и-творчество..pptx
Количество просмотров: 548
Количество скачиваний: 15