Возникновение религии

Содержание

Слайд 2

РЕЛИГИЯ - (от латинского religio – набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и

РЕЛИГИЯ - (от латинского religio – набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и
мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Рели́гия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)

Слайд 3

КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ Религия, как и человек была создана Богом, который дал

КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ Религия, как и человек была создана Богом, который
людям знания о себе, правилах поклонения и об устройстве религиозной организации.

ИСТОРИЧЕСКАЯ Религия – плод исторического развития человечества (И.Бахофен, Ф.Баур, Э.Ренан)

МАРКСИСТСКАЯ Религия появилась вследствие невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления; человек представлял их как проявление воли разумного начала; высшим силам приписывались человеческие эмоции и поступки, взаимодействие между этими силами переносились на соответствующую им организацию общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ Религия – психофизиологическая функция человека, мировые архетипы (З.Фрейд, К.Юнг)

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ Религия вызвана потребностью общественного развития (И.Кант, О.Конт, М.Вебер)

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ Религия – следствие мифологических аллегорий, отражающих окружающий мир (М.Мюллер, Дж.Фрейзер)

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ Религия вызвана страхом, страх породил богов (Демокрит, Б.Спиноза, Л. Фейербах, Э.Тейлор)

РЕЛИГИОЗНАЯ

НАУЧНАЯ

2

Слайд 4

Создание человеком правдоподобного фантастического толкования путем проведения аналогии с понятными ему фактами

Создание человеком правдоподобного фантастического толкования путем проведения аналогии с понятными ему фактами
для логического объяснения природных и социальных явлений

Необходимость в регулирующей силе, способной неотвратимо наказывать за отступление от общепринятых норм, для контроля отношений между людьми

Поиск поддержки могущественных сил, способных защитить человека о мнимых и реальных опасностей, избавить его от страха смерти и дать надежду на вечное существование
Потребность в идеологической поддержке власти для сохранения стабильности ее политических структур

РАЦИОНАЛЬНАЯ

МОРАЛЬНО-ПРАВОВАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ

3

Слайд 5

ВЗГЛЯДЫ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ

Религия возникает при определённом уровне сознания в силу

ВЗГЛЯДЫ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ Религия возникает при определённом уровне сознания в силу
невозможности научно объяснить наблюдаемые природные явления. Будучи стихийным материалистом, первобытный человек приписывал всем явлениям разумные действия, объясняя проявления природных сил волей некоего разумного начала, однако гораздо более могущественного, чем человек, поэтому высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а затем и взаимодействия между этими силами калькировались с соответствующей организацией общества.

Учитывает современное состояние научных знаний и общественные настроения, базируется на главном постулате религии о сотворении Богом человека: человек в результате грехопадения абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия - это путь поиска возвращения к Богу.

Атеистический

Религиозный

Промежуточный

Человек был сотворён Богом, когда-то общался с ним напрямую и никогда не прерывал этого общения, менялись лишь формы вследствие совершаемых человеком грехов (Адам и Ева попробовали плод с древа познания добра и зла – в трактовке иудаизма и христианства). После грехопадения общение с Богом напрямую не разрешено, необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы, использовать особые предметы. Вся эта регламентация находится в руках религиозных систем, заявляющих о своём праве на посредничество между человеком и божеством.

4

Слайд 6

СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИИ

5

СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИИ 5

Слайд 7

Мировоззренческая
Компенсаторская, или утешительная, психотерапевтическая
Коммуникативная
Регулятивная
Интегративная
Политическая
Культурная
Дезинтегрирующая

Мировоззренческая Компенсаторская, или утешительная, психотерапевтическая Коммуникативная Регулятивная Интегративная Политическая Культурная Дезинтегрирующая

Слайд 8

Классификация религий

Индуизм, сикхизм
Синтоизм
Иудаизм
и все остальные религии (за искл. 3-х мировых)

В отличии от

Классификация религий Индуизм, сикхизм Синтоизм Иудаизм и все остальные религии (за искл.
мировых религий национально-племенные не являются прозелитскими или миссионерскими, т.е. не вербуют новых верующих среди других народов (этносов).

Слайд 9

Индуизм,
Синтоизм
Джайнизм
Язычество славян
Религии Древнего Египта, Древней Греции, скандинавов, германцев

Индуизм, Синтоизм Джайнизм Язычество славян Религии Древнего Египта, Древней Греции, скандинавов, германцев

Слайд 10

РАННИЕ И РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ

ФЕТИШИЗМ

АНИМИЗМ

МАГИЯ

ТАБУ

ТОТЕМИЗМ

ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

КУЛЬТЫ

6

РАННИЕ И РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ ФЕТИШИЗМ АНИМИЗМ МАГИЯ ТАБУ ТОТЕМИЗМ ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК КУЛЬТЫ 6

Слайд 11

ФЕТИШИЗМ

Религиозное поклонение предметам (фетишам) – носителям таинственной силы

Форма первоначальной, непосредственной религии –

ФЕТИШИЗМ Религиозное поклонение предметам (фетишам) – носителям таинственной силы Форма первоначальной, непосредственной
колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства – фетиша, достигая того, что ему нужно.

Суть
фетишизма

МЕСТО ФЕТИШИЗМА В ВЕРОВАНИЯХ

У австралийцев фетиши – чуринги – символы и заменители тотемов.

У северо-американских индейцев – воплощение родовых покровителей.

У народов Западной Африки – личные покровители.

ФОРМЫ ФЕТИШЕЙ

Части животного

Куски дерева

Другие

Идолы

Камни

Идол – материальный предмет, которому придана форма человека или животного.

7

Слайд 12

МАГИЯ

Совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы,

МАГИЯ Совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные
с помощью которых путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении

КЛАССИФИКАЦИИ МАГИИ ПО ЦЕЛЯМ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Вредоносная

Лечебная

Любовная

Промысловая

Другие

Магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества других факторов

Сферы проникновения магии

Социальная

Политическая

Экономическая

Духовная

Другие

Магия делится на:

Белую – обращение к чистым духам.

Черную – обращение к злым духам.

8

Слайд 13

АНИМИЗМ

Вера в то, что духовная сущность человека может бытовать отдельно от материальной

АНИМИЗМ Вера в то, что духовная сущность человека может бытовать отдельно от
– вера в духов

Признание самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.

Суть
анимизма

ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ АНИМИЗМА

Вера в духов

Заключение, что в окружающем мире наряду с телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности

Классификация духов:

Наделение мира духов таинственной силой

Добрые

Злые

Вера в относительно самостоятельное существование души

РАЙОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

- Африка; - Южная Америка; - Океания

ШАМАНИЗМ
Совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность профессиональных служителей культа быть посредниками между людьми и духами

9

Слайд 14

ТОТЕМИЗМ

Вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род)

ТОТЕМИЗМ Вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия,
и определенным видом животных, растений или иных явлений природы

Тотем (род его) считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса кровным родственником (например, член группы, тотемом которой был кенгуру считал себя кенгуру и всех кенгуру членами своей группы)

Деление всех людей на «своих» и «чужих»

Определенные ограничения в деятельности и общении: что можно делать, а чего нельзя, с кем можно общаться, а с кем – нельзя

Многочисленные обрядные действия по поклонению тотему, его умилостивлению и приобщению к ему

ОСОБЕННОСТИ ТОТЕМИЗМА

Тотемизм – это вырастающая прямо из родовой практики форма идеального отражения и выражения в определенном социальном институте первобытного общества реального единства коллектива первобытных людей, социального способа их существования, противостоящего природе и другим аналогичным коллективам

10

Слайд 15

ТАБУ

Система специфических запретов – табу (особо выделенный) охватывает все сферы жизни и

ТАБУ Система специфических запретов – табу (особо выделенный) охватывает все сферы жизни
является единственной формой регламентации, заменявшей все то, что в современном обществе обеспечивается моралью, религией, правом

ОСОБЕННОСТИ

Действия табуированных объектов являются двойственными:

Опасные

Полезные

Деление всех объектов на:

Система специфических запретов

Чистые значит невредимые, с ними можно иметь дело

Нечистые несут в себе нечто губительное

В основном большинство запрещений и обрядов, созданных с этой системой являются непонятными, иррациональными даже с точки зрения ее последователей

Система табу подчеркивает «отделённость» человека от природного мира. Ибо только человек способен оперировать иррациональными категориями.

11

Имя файла: Возникновение-религии.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 2