Содержание
- 2. Цели урока: 1. Изучить риторические фигуры. 2. Уметь находить риторические фигуры в тексте. 3. Уметь использовать
- 3. «Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры» А.С.Пушкин
- 4. Задача: записать названия риторических фигур и представить конспект.
- 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Фигура речи – (фигура риторическая, фигура стилистическая). Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности
- 6. КЛАССИФИКАЦИЯ (по Михальской А.К.) Первая группа включает риторические фигуры, при которых конструкция фразы определяется соотношением значений
- 7. Что значит «нарастание значения» или «убывание значения»? Речь идет о степени экспрессивности (выразительности), эмоциональной силы, «напряженности»
- 8. Вторая группа объединяет синтаксические схемы (фигуры, конструкции), которые обладают свойством облегчать понимание, запоминание, слушание. Это фигуры:
- 9. В эту же группу имеет смысл отнести и фигуры расположения, которые привлекают внимание спецификой синтаксических конструкций.
- 10. Риторические фигуры, соединяющие в себе свойства расположения и повтора, предопределяет их повышенную выразительность. В подобных случаях
- 11. В третью группу входят те риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи, а значит,
- 12. Фигуры повтора Различают звуковой повтор согласных (аллитерация), гласных (ассонанс), особое впечатление производит совмещение этих видов.
- 13. ПРИМЕРЫ: Еле слышный шелест шагов. Как от предсмертной боли, бьется, бьется. (А.Ахматова)
- 14. Несколько разновидностей имеет и смысловой повтор. Наиболее распространено накопление синонимов - употребление тождественных или очень близких
- 15. Восходящая градация, то есть такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть усиливает смысловое и
- 16. Пример нисходящей градации: в этом случае ряд строится с постепенным ослаблением признака (но не эмоционального накала).
- 17. Словесный повтор: в простом случае это именно дублирование слова в одной и той же форме и
- 18. Повтор однокоренных слов. Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает.
- 19. Синтаксический параллелизм – использование двух и более предложений с однотипным построением главных и второстепенных членов, а
- 20. И жар по вечерам, и утром вялость, И губ потрескавшихся вкус кровавый. Так вот оно –
- 21. Таким образом, повтор – это одно из наиболее эффективных средств усиления речевого воздействия, причем наиболее действенным
- 22. Фигуры расположения Инверсия – изменение обычного порядка слов. Выделяются инверсия главных членов предложения, инверсия определений, инверсия
- 23. У кладбища направо пылил пустырь, А за ним голубела река. От тебя приходила ко мне тревога
- 24. Я лилий нарвала, прекрасных и душистых, Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой, С их лепестков, дрожащих и
- 25. Парцелляция – это особое членение текста, при котором части одного стилистически нейтрального предложения оформляются как ряд
- 26. Номинативная цепочка – концентрация в тексте номинативных (назывных) предложений. Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во
- 27. Инфинитивная цепочка, то есть, последовательность глаголов в неопределенной форме. Такое построение фразы позволяет в лаконичной форме
- 28. Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить,
- 29. Антитеза – противопоставление понятий, образов, мыслей – одна из наиболее распространенных и эффективных фигур. Антитеза дает
- 30. Как будто темное сердце Алым огнем горит Ты дышишь солнцем, я дышу луною, Но живы мы
- 31. Оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий в один блок Ни один
- 32. Фигуры расположения и повтора Анафора - фигура, в которой один и тот же элемент (звук, слово,
- 33. Ваше окошко опять найду Под веночком, длинной стрелой пронзенным. Как хорошо в осеннем саду! Как хорошо
- 34. Для того ль тебя я целовала, Для того ли мучилась, любя, Чтоб теперь спокойно и устало
- 35. Эпифора – фигура, близкая к анафоре, но в данном случае повторяется конечный элемент фразы. Я гадаю:
- 36. Мальчик мне сказал, боясь, Взволнованно и тихо, Что там живет большой карась И с ним большая
- 37. Эпанафора (иначе называемая « композиционный стык») – повторение в начале одной конструкции тех элементов, которые заканчивают
- 38. Не смущаюсь я речью обидною, Никого ни в чем не виню. Ты кончину мне дашь не
- 39. Кольцо – повторение в конце фразы ее начала Сегодня мне письма не принесли: Забыл он написать,
- 40. Хиазм (зеркало)- построение двух конструкций, при котором вторая становится как бы отражением первой Тебе, Афродита, слагаю
- 41. Фигуры имитации Аллегория – иносказательное изображение ситуации при помощи конкретного жизненного образа; формально речь идет об
- 42. Бесшумно ходили по дому, Не ждали уже ничего. Меня привезли к больному, И я не узнала
- 43. Аллюзия – намек, отсылка к какому-то другому произведению, к какой-то хорошо известной жизненной ситуации. Пять лет
- 44. Сочетание аллюзии и аллегории Чем хуже этот век предшествующих? Разве Тем, что в чаду печали и
- 45. Риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи. Умолчание – риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом
- 46. Риторический вопрос – это вопрос, не предполагающий в ответе новой информации. Стояла долго я у врат
- 47. Риторическое обращение – отличается от обычного тем, что в нем в той или иной мере нейтрализована
- 48. Риторическое восклицание – это одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия на слушателя. Как
- 49. Риторический диалог – построение речи одного человека в виде воображаемого обмена репликами группы лиц.
- 50. Я спросила: «Чего ты хочешь?» Он сказал: «Быть с тобой в аду» Я смеялась: «Ах напророчишь
- 51. Практическая работа. В текстах найдите риторические фигуры.
- 53. Скачать презентацию