Слайд 2Евгений Иванович Замятин
(1884 —1937)
Слайд 3«Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может
обойтись без такого писателя».
«Литературная газета»
Слайд 4Биография.
отец — православный священник, мать — пианистка;
с 1893 по 1896
год посещал Лебедянскую гимназию, а потом учился в Воронежской гимназии, которую в 1902 году окончил с золотой медалью;
в этом же году записался на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института: «В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума»;
Слайд 54 года спустя (т.е. в 1906 г.) становится социал-демократом и принимает участие
в жизни революционной студенческой молодежи. Тогдп и встречает свою будущую жену — Людмилу Николаевну Усову (1883—1965);
в 1906 Замятина арестовывают и высылают назад в Лебедянь. Однако в этом же году он нелегально возвращается в Петербург и заканчивает институт;
во время I Мировой войны выступал с антивоенных интернационалистических позиций (интернационализм - международная солидарность рабочих и трудящихся различных стран, основанная на общности их положения и интересов);
Слайд 6 в 1914 году был привлечен к суду и сослан в Кемь.
В марте 1916, отбыв ссылку, был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов. В сентябре 1917 года вернулся в Россию;
во время Гражданской войны в России критиковал политику большевистского правительства, оставаясь убежденным социалистом (социализм - экономическая система, при которой средства производства находятся в общественной собственности, а в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства).
Слайд 7 в частности, в марте 1919 года он вместе со многими известными
деятелями искусства (А. А. Блок, А. М. Ремизов, Р. В. Иванов-Разумник, К. С. Петров-Водкин) был арестован во время волнений рабочих на заводах Петрограда, спровоцированных левыми эсерами (эсер - член партии социалистов - революционеров).
после критической волны, последовавшей за публикацией в 1929 году в эмигрантской печати в сокращенном виде романа «Мы» (она привела к выходу из «Союза писателей» СССР и фактическому запрету публиковаться), пишет письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу, и получает положительный ответ.
Слайд 8Скончался 10 марта 1937 года в Париже.
Похоронен на Парижском кладбище в Тие.
Могила
Евгения Замятина и его жены
Людмилы Замятиной
Слайд 9Творчество.
В 1908 году З. выходит из партии и пишет свой первый рассказ
— «Один».
Два года спустя начинающий автор преподает на кораблестроительном факультете, работает инженером и одновременно заканчивает рассказ «Девушка».
В 1911 году З. высылают за нелегальное проживание из Петербурга. Евгений Иванович принужден жить в Лахте, где он пишет свою первую повесть - «Уездное». Это произведение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе и Горького.
«На куличках» — следующая повесть Замятина — также получает хорошие оценки критиков (будет напечатана только после революции, до этого – запрещена).
Слайд 10Весной 1916 года инженер Замятин был откомандирован в Англию, где он создает
«Островитян» и «Ловца человеков».
Вернувшись, организовывает группу молодых писателей «Серапионовы братья». Членами этой группы были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и др.
Слайд 11«Серапионовы братья».
объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1
февраля 1921. Название заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона.
Первоначально группа сложилась из кружка учеников Е. Замятина и В. Шкловского, занимавшихся в «Доме искусств», а затем в «Литературной студии» под руководством К. Чуковского, Н. Гумилёва и Б. Эйхенбаума.
Слайд 12Первое заседание «Серапионовых братьев» состоялось в «Литературной студии» 1 февраля 1921, от
этого дня шло «серапионовское летосчисление». Почти сразу приём новых членов был ужесточён, а затем и прекращён вовсе.
«Каноническим» составом группы считается следующий: Лев Лунц, Илья Груздев, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Николай Никитин, Михаил Слонимский, Виктор Шкловский, Владимир Познер, Елизавета Полонская, Константин Федин, Николай Тихонов, Всеволод Иванов.
Слайд 13Слева направо: К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Полонская, М. Зощенко,
Н. Никитин, И. Груздев, В. Каверин.
Слайд 14Идейным и художественным руководителем «Серапионовых братьев» был Евгений Замятин.
В своих декларациях объединение
в противовес принципам пролетарской литературы подчёркивало свою аполитичность.
Наиболее полно позиции «Серапионовых братьев» выражены в статье «Почему мы Серапионовы братья», подписанной Л. Лунцем, в которой на вопрос «С кем же вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» прозвучал ответ: «Мы с пустынником Серапионом».
Михаил Зощенко прямо заявлял: «С точки зрения партийных я беспринципный человек… Я не коммунист, не монархист, не эсэр, а просто русский» (там же).
Слайд 15Партийная критика резко осуждала декларации «Серапионовых братьев» за их враждебность пролетарской идеологии
и нарочитую аполитичность.
Однако с самого своего возникновения объединение не было однородным ни по политическим, ни по литературным симпатиям его членов. Между декларациями и творческой практикой большинства «Серапионовых братьев» наблюдалось противоречие. Если часть «братьев» стремилась соответствовать заявленным принципам аполитичности, то другие пытались осознать подлинное значение процессов советской действительности.
Принципиально различными были и стилистические особенности творчества «братьев».
В итоге с 1923—1924 гг. объединение начало хиреть, а в 1926 совсем прекратило свои собрания (хотя и не было официально распущено).
Слайд 16Творчество.
В 1920—1921 годах Замятин под влиянием фантастики Уэллса работает над романом «Мы»,
который является одним из его главных произведений.
На решение написать роман повлияла утопия, написанная тогдашними идеологами Пролеткульта А. Богдановым и А. Гастевым.
В романе «Мы» инженер Д-503 описывает свою жизнь в городе-государстве под властью «Благодетеля».
Слайд 17В начале Д-503, один из многих нумеров (так называют людей), с восторгом
описывает организацию — основанную на математике — жизни общества. Он и не задумывается о том, что можно по другому жить: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и всемогущего «Благодетеля». Но после встречи с I-330 он входит в группу революционеров, стремящихся к уничтожению существующего в городе-государстве строя.
Слайд 18Роман «Мы» повлиял на вышедшие позже романы-антиутопии Джорджа Оруэлла («1984», опубл. в
1949), Р. Д. Бредбери («451° по Фаренгейту», 1953) и О. Хаксли («О дивный новый мир», 1932).
На русском «Мы» вышел в 1952 в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова.
В России роман впервые вышел лишь в 1988 году.
Слайд 19Что в итоге?
3амятин — блестящий стилист, оказавший сильное влияние на многих русских
писателей.
Свой стиль он сам определял как «неореализм» (который по сути был сатирическим, часто гротескным сюрреализмом).
В стремлении 3амятина к ясным повествовательным структурам и математическим метафорам сказывается его инженерное образование.
Слайд 20«Мы» (1920).
роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры. Действие разворачивается приблизительно в
XXXII веке.
Слайд 21Антиутопия.
направление в художественной литературе и кино, в узком смысле — описание
тоталитарного государства, в широком — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Антиутопия является полной противоположностью утопии.
Слайд 22Антиутопия.
«В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба,
подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека».
(«Философский словарь», 1981 г.)
Слайд 23Известные антиутопии.
Евгений Замятин — «Мы»;
Олдос Хаксли — «О дивный новый мир»;
Джордж Оруэлл
— «1984», «Скотный двор»;
Джером К. Джером — «Новая утопия»;
Герберт Уэллс — «Когда Спящий проснётся», «Машина времени»;
Джек Лондон — «Железная пята»;
Слайд 24Известные антиутопии.
Пьер Буль — «Планета обезьян»;
Иван Ефремов — «Час Быка»;
Энтони Бёрджесс —
«Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»;
Рэй Бредбери — «451 градус по Фаренгейту»;
Айн Рэнд — «Атлант расправил плечи»;
Андрей Платонов — «Чевенгур», «Котлован»;
Слайд 25«Заводной апельсин»
«451 градус по Фаренгейту»
Слайд 26Известные антиутопии.
Братья Стругацкие — «Обитаемый остров», «Хищные вещи века», «Град Обреченный»;
Владимир Войнович
— «Москва 2042»;
Курт Воннегут — «Механическое пианино, или Утопия 14»;
Стивен Кинг — «Бегущий человек»;
Стивен Кинг (под псевдонимом Ричард Бахман) — «Долгая прогулка»;
Слайд 28Известные антиутопии.
Косюн Таками — «Королевская битва»;
Сьюзен Коллинз — «Голодные игры»;
Владимир Набоков —
«Под знаком незаконнорождённых», «Ада», «Приглашение на казнь»;
Карел Чапек — «Война с саламандрами»;
Татьяна Толстая — «Кысь»;
Анатоль Франс – «Остров пингвинов».
Слайд 31«Мы».
В романе описывается общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью, в котором научное
знание признано наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром, а свободная человеческая воля, индивидуальность и фантазия отрицаются.
Имена и фамилии людей заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь.
Управляется это общество «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».
Слайд 32В Советской России роман не был опубликован: литературные критики восприняли его как
злую карикатуру на социалистическое и коммунистическое общество будущего, а в конце 20-х годов на Замятина обрушилась кампания травли со стороны литературных властей.
Роман «Мы», известный читателям Америки, Франции (там он был опубликован в 20-е годы), вернулся на родину только в 1988 году. Он повлиял на творчество Олдоса Хаксли (роман «О дивный новый мир», 1932) и Джорджа Оруэлла (роман «1984», 1949).
Слайд 33Домашнее задание.
Подготовить сообщение по одной из ранее упомянутых известных антиутопий
(можно выбрать любую).