Зеркало эпохи

Содержание

Слайд 2

В стремительном движении человеческой культуры художественные ценности минувших эпох порой не

В стремительном движении человеческой культуры художественные ценности минувших эпох порой не только
только открываются скрытыми дотоле гранями содержания, обретая новое звучание и глубину, но даже «изменяют» свой жанр, как бы отделяются от события-прототипа и замысла художника. То, что задумывалось автором и утвердилось в сознании современников как интимная лирика, становится иногда в глазах потомков ярким гражданским подвигом, документальный отчет, хроника - эпосом, неистощимым источником оптимизма и гордости за человека.
Книги А. Серафимовича «Железный поток» (1924), «Разгром» (1926) Фадеева, «Как закалялась сталь» (1933) Н. Островского, запечатлевшие в разных художественных планах и подробностях рождение нового общества, «вырастали» из документов, из реальных событий классовой борьбы, из конкретных судеб бойцов революции.

Слайд 3

Александр Серафимович (1863-1949)

Серафимович - псевдоним ( настоящая фамилия Попов ).

Александр Серафимович (1863-1949) Серафимович - псевдоним ( настоящая фамилия Попов ). Русский
Русский новеллист, один из основоположников советской литературы.
Приветствовал Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г.
Как военный корреспондент "Правды" Александр Серафимо-вич был на многих фронтах Гражданской войны 1918- 1920.
Наиболее известен как автор романа "Железный поток».
Награжден Сталинской премией (1943), орденом Ленина, 2 другими орденами.

Слайд 4


Главным результатом писательской жизни Александра Серафимовича стал роман "Железный поток"

Главным результатом писательской жизни Александра Серафимовича стал роман "Железный поток" (1924) -
(1924) - одно из классических произведений советской литературы, в основу которого положен исторический факт - героический поход Таманской армии (1918) под командованием Е. И. Ковтюха.
В центре романа - обобщённый образ народных масс, проходящих через горнило революции. В 30-е гг. писатель опубликовал серию очерков о коллективизации сельского хозяйства "По донским степям" (1931), работал над автобиографическим произведением. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 престарелый Серафимович побывал на фронте и снова взялся за перо публициста.

Слайд 5

Роман «Железный поток»

Действие романа происходит после революции 1917 года, во время гражданской войны.

Роман «Железный поток» Действие романа происходит после революции 1917 года, во время
Огромный людской поток — не то табор переселенцев, не то армия — входил в казацкую станицу. Казаков ни одного, только женщины и дети. На кургане возле ветряков митинг. Народ кричит, бунтует, хочет расходиться, но некуда — вокруг враги. Человек с железными челюстями пытается уговорить, но на него замахиваются штыком, слышится крик: «Бей их!». Внезапно всё смолкло. Подскакал верхом человек весь в крови: «Казаки идут!». Стали выбирать командира. Выбрали железного Кожуха.
подробнее

Слайд 6

Фадеев Александр Александрович 1901 – 1956

Советский писатель.
Участник партизанского движения

Фадеев Александр Александрович 1901 – 1956 Советский писатель. Участник партизанского движения против
против Колчака и войск интервентов (1919 - 1920), после разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье. В 1926-32 гг. был одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП).
Фадеев с юных лет принимал активное участие в революционных событиях на Дальнем Востоке. Воспитание в интеллигентной семье, общение с революционерами сформировали в нём стремление воплотить в жизнь мечту о добром “прекрасном человеке” через содействие социальному пере-устройству мира.

Слайд 7

В романе описана история разгрома партизанского отряда Левинсона во время Гражданской войны

В романе описана история разгрома партизанского отряда Левинсона во время Гражданской войны
в Южно-Уссурийском крае в 1919 году.
Замысел автора в романе «Разгром» связан с его убеждением в том, что во время гражданской войны, когда “всё враждебное сметается революцией”, а всё, “поднявшееся <…> из <…> народа, закаляется <…> развивается, — происходит огромнейшая переделка людей”. Следовательно, в романе «Разгром» Фадеев попытался воспроизвести преображение человека. В отличие от романа «Железный поток», рисующего широкую панораму движения масс, в «Разгроме» воспроизведена сложная и противоречивая психология людей, вовлечённых в водоворот событий.

Роман «Разгром»

Слайд 8

Левинсон, командир партизанского отряда, передает пакет своему ординарцу Морозке, приказывая отвезти его

Левинсон, командир партизанского отряда, передает пакет своему ординарцу Морозке, приказывая отвезти его
к командиру другого отряда Шалдыбе, но Морозке ехать не хочется, он отнекивается и пререкается с командиром. Левинсону надоедает постоянное противоборство Морозки. Он забирает письмо, а Морозке советует “катиться на все четыре стороны. Мне баламутов не надо”. Морозка моментально передумывает, берет письмо, объясняя скорее себе, чем Левинсону, что ему нельзя без отряда, и, повеселев, уезжает с пакетом.
подробнее

Слайд 9

Поразмышляем над прочитанным…

В романе Фадеева «Разгром» главный герой – командир партизанского

Поразмышляем над прочитанным… В романе Фадеева «Разгром» главный герой – командир партизанского
отряда большевик Левинсон. Нарисовав его внешне неприметным, автор показывает, что у такого невзрачного на вид человека оказывается железный характер, несгибаемая воля. Левинсон умеет поступать решительно, а если этого требует обстановка, идти и на крайние меры. Право на это, считает он, дает ему революция, совершаемая во имя будущего счастья людей.
Одна из ключевых сцен, раскрывающих в романе образ Левинсона,- переход через болото преследуемого белыми партизанского отряда.
Сопоставьте этот эпизод с легендой о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
Почему А. Фадеев изображает своего героя в этой сцене теми же словами и красками, которыми М. Горький нарисовал романтический образ Данко? В чем смысл такой переклички названных произведений?

Слайд 10

БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ 1891 - 1940

Русский писатель, драматург. Родился в семье профессора Киевской

БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ 1891 - 1940 Русский писатель, драматург. Родился в семье
духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве.
После окончания Киевского медицинского университета, летом 1916, он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы (с. Никольское), затем — Вяземской городской больницы. Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918.

Слайд 11

РОМАН «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»

В «Белой гвардии» Булгаков показывает народ и интеллигенцию в

РОМАН «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» В «Белой гвардии» Булгаков показывает народ и интеллигенцию в
пламени гражданской войны на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за три года мировой войны. Он в гораздо большей степени, чем Булгаков, является одним из тех тысяч и тысяч офицеров, которым приходится делать свой выбор после революции, служить вольно или подневольно в рядах враждующих армий.
В «Белой гвардии» противопоставлены две группы офицеров — те, кто «ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку», и «вернувшиеся с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, — отдыхать и отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь». Зная результаты гражданской войны, Булгаков на стороне вторых.
Лейтмотивом этого романа становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции, а домом Турбиных выступает реальный дом Булгаковых на Андреевском спуске, 13.

Слайд 12

Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котором явно угадывается Киев. Город

Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котором явно
занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман «всея Украины». Однако со дня на день в Город может войти армия Петлюры — бои идут уже в двенадцати километрах от Города. Город живет странной, неестественной жизнью: он полон приезжих из Москвы и Петербурга — банкиров, дельцов, журналистов, адвокатов, поэтов, — которые устремились туда с момента избрания гетмана, с весны 1918 г.
В историческую панораму вписан рассказ о семье интеллигентов Турбиных.
подробнее

Слайд 13

Николай Алексеевич Островский (1904-1936)

Русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен.

Николай Алексеевич Островский (1904-1936) Русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен.
Слепой, прикованный к постели, Островский создал роман «Как закалялась сталь» (1932-34; некоторые главы не были пропущены цензурой) — о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман «Рожденные бурей» (1936, не окончен) — о Гражданской войне в Зап. Украине.

Слайд 14

Роман «Как закалялась сталь»

"Как закалялась сталь" - автобиографический роман Н. Островского о времени

Роман «Как закалялась сталь» "Как закалялась сталь" - автобиографический роман Н. Островского
начала ХХ века, времени неспокойном, времени начала становления коммунизма в стране. Описанное в романе время включает первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом и мелкобуржуазными элементами, отпор партийной оппозиции, а также период индустриализации страны.
     Рассматривая роман "Как закалялась сталь" сегодня, в дни рассвета демократии, стоит отметить прежде всего, роман, как историю человека с очень тяжелый судьбой, человека, живущего в трудные для России и ее народа времена.

Слайд 15

Центральный герой романа - юноша Павел (Павка) Корчагин. Павел Корчагин - наглядный

Центральный герой романа - юноша Павел (Павка) Корчагин. Павел Корчагин - наглядный
пример человека с твердым характером, с достоинством, переносящего все удары судьбы, ради достижения цели, воплощения своей движущей идеи. То, что идея в то время была почти у всех людей одна и не отличалась особой оригинальностью (и разумностью, как показала будущая практика): строительство коммунизма в стране, борьба за счастье народа. подробнее
Значение романа сегодня - это в первую очередь, нравственно-воспитательное содержание. Герой романа может явиться в некотором роде, образцом для подражания молодому поколению, для формирования характера.

Слайд 16

Поразмышляем над прочитанным…

Сопоставьте две сцены из книги Н. Островского «Как закалялась

Поразмышляем над прочитанным… Сопоставьте две сцены из книги Н. Островского «Как закалялась
сталь». Одна из них – размышление Корчагина над могилами погибших товарищей. Другая, соседствующая с ней, - сцена посещения Павлом Корчагиным семьи брата Артема .
Как соотносится в этих эпизодах из книги Н. Островского любовь героя к абстрактному человечеству с любовью к реальному ближнему? Какой смысл приобретают в них размышления Павла о своем родном городке: «Давно уже оторвался корнями отсюда»?

Слайд 17

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (1899 - 1951)

Русский советский писатель, прозаик, один из

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (1899 - 1951) Русский советский писатель, прозаик, один из
наиболее самобытных по стилю русских литераторов первой половины 20 века. Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 года он публиковал свои произведения, сотрудничая с рядом газет как поэт, публицист и критик. В 1920 годах сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).

Слайд 18

«ЧЕВЕНГУР» А. ПЛАТОНОВА — «ПЕЧАЛЬНАЯ СКАЗКА О ГОРЬКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОПЫТЕ»

Для героев романа

«ЧЕВЕНГУР» А. ПЛАТОНОВА — «ПЕЧАЛЬНАЯ СКАЗКА О ГОРЬКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОПЫТЕ» Для героев
революция стала мерилом нравственности, совестью, высшим судией. Беззаветное служение революции приводит Дванова и Копенкина в Чевенгур — реальное воплощение коммунистической идеи. Здесь — конечный пункт пути всех правдоискателей А. Платонова. В этой точке становятся ненужными все пути — и пройденные, и предстоящие. Именно поэтому Чепурный, председатель чевенгурского ревкома, говорит, что в Чевенгуре — конец всей всемирной истории, что она теперь никому не нужна.

Слайд 19

А. Платонов подробно описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм якобы уже построен,

А. Платонов подробно описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм якобы уже построен,
и картина этого «рая на земле» довольно непривлекательна. Люди там ничего не делают, так как «труд способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению», «за всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное в Чевенгуре всемирным пролетарием». А «труд раз и навсегда объявлялся пережитком жадности и эксплуатационно-животным сладострастием...». Однако каждую субботу люди в Чевенгуре «трудились», перетаскивая с места на место сады и передвигая дома. В Чевенгуре жителей осталось совсем мало, притом одни «трудящиеся массы»: «Буржуев в Чевенгуре перебили присно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа».

Слайд 20

Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в леса — бывал неурожай.

Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в
Захар Павлович оставался в деревне один. За долгую жизнь его рук не миновало ни одно изделие, от сковородки до будильника, но у самого Захара Павловича ничего не было: ни семьи, ни жилища. Однажды ночью, когда Захар Павлович слушал шум долгожданного дождя, он различил далекий гудок паровоза. Утром он собрался и ушел в город. Работа в паровозном депо открыла для него новый искусный мир — такой давно любимый, будто всегда знакомый, и он решил навсегда удержаться в нем.
подробнее

Слайд 21

Подведение итога обзора

В центре внимания рассмотренных нами произведений русской литературы 20–30-х

Подведение итога обзора В центре внимания рассмотренных нами произведений русской литературы 20–30-х
годов XX столетия мы наблюдали движение народных масс, возникновение их вождей и проблемы формирования нового человека.
Но если А.Серафимович, А.Фадеев и Н.Островский сочувственно изобразили закономерность “святого” революционного выбора народа, верили в спасительную силу вождей, в благотворительное влияние лидера и коллектива на личность, в реальную возможность преображения человека, то М.Булгаков выразил скептическое отношение к революции как опасному хирургическому вмешательству, оценил эпоху насильственных изменений как безбожное время языческих диктаторов с обязательными жертвоприношениями, массовым психозом и подавлением отдельной личности.
Имя файла: Зеркало-эпохи.pptx
Количество просмотров: 282
Количество скачиваний: 0