Слайд 2https://ppt-online.org/472566
СТИЛИСТИКА КАК НАУКА
Слайд 14https://present5.com/stilistika-anglijskogo-yazyka-english-stylistics-kurs-lekcij-k/
https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/priezientatsiia-po-litieraturie-na-tiemu-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka-11-klass
Слайд 18
СТИЛИСТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Лексические экспрессивные средства и стилистические приемы (2)
Слайд 20СРАВНЕНИЕ
Сравнение (simile – [`simili]) – фигура речи, используемая для сравнения несхожих
сущностей.
Опознавательные признаки:
* наречия или предлоги - “like”, “as”, “as though”, “as like”, “such as”, “as ... as”;
* глаголы - to resemble, to seem, to remind of… .
Слайд 21ПРИМЕРЫ СРАВНЕНИЙ
A smile he gave her was like a beam.
He stood immovable
like a rock in a torrent.
The conversation she began behaved like green logs: they fumed but would not fire.
Maidens, like moths, are ever caught by glare.
She is like a rose.
Other words live but a short time and are like bubbles on the surface of water - they disappear leaving no trace of their existence.
Слайд 22ТИПЫ СРАВНЕНИЙ
- языковые / узуальные (т.е. устоявшиеся): He eats like a bird.
(выразительное средство)
- речевые: His muscles are hard as rock.
(изобразительное средство)
Слайд 23ЛОГИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ
(LOGICAL COMPARISON)
сравнение двух объектов, принадлежащих к одному классу. Например:
She is like her mother.
Сравните: He talks French like a born Frenchman – логическое сравнение и He is like a machine-gun – сравнение.
Слайд 24ЭПИТЕТ
Эпитет (epithet) – лексико-синтаксический троп, выполняющий функцию определения (”wild wind”)
или
обстоятельства
(“to smile cuttingly”) выразительного характера, в основе которого лежит завуалированное сравнение (метафора).
Например: “loud ocean”, “formidable waves”.
Слайд 25ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ЭПИТЕТА)
- отсутствие выразительности: sharp knife
– грамматическое определение
- наличие выразительности, образности: sharp mind - эпитет
Слайд 26ФРАЗОВЫЕ (СИНТАКСИЧЕСКИЕ) ЭПИТЕТЫ
Эпитеты, состоящие из фразы, всегда вносят экспрессивность:
a move-if-you-dare expression
a little man with a say-nothing-to-me
I`ll-contradict-you expression on his face
Слайд 27ТИПЫ ЭПИТЕТОВ
языковые/ конвенциональные/ посто-янные (выразительное средство): green wood, salt tears, true love
-
речевые (изобразительное средство): ”the smiling sun”, “the frowning cloud”, “the sleepless pillow”
- эпитеты с инверсией:
”this devil of a woman” вместо “this devilish woman”,
“the kitten of a woman” вместо “a kittenlike woman”),
“She was a faded white rabbit of a woman.”
Слайд 28МЕТОНИМИЯ
Метонимия (metonymy) – троп, который основан на реальных связях, на ассоциации по
смежности, состоящей в том, что вместо названия одного предмета употребляется название другого, связанного с первым постоянной внутренней или внешней связью.
Слайд 29ВАРИАНТЫ СВЯЗИ ПРИ МЕТОНИМИЧЕСКОМ ПЕРЕНОСЕ
между предметом и материалом, из которого он сделан
– what a graceful lady in silk!;
между людьми и их возрастом - Dinah, a slim, fresh, pale eighteen, was pliant and yet fragile.;
между местом и людьми, которые в нем находятся – The Senate has voted for.;
между процессом и его результатом – “Перевод статьи – это трудоемкая работа” и “Я читал не перевод, а подлинник”;
Между личностью и инструментом – “you are a good whip”;
между емкостью и содержимым - “Will you have another cup?”
Слайд 30ТИПЫ МЕТОНИМИИ
- национальная/узуальная: Crown = королевская власть, sword = символ войны, plough
= мирный труд;
- языковая/мертвая (например, имена собственные, ставшие нарицательными): maсkintosh, sandwich;
- речевая: До самой могилы я не мог забыть ее лица. = смерти (придает выразительность)
- синекдоха (замена одного названия другим по признаку дробного количественного отношения между ними):
* часть вместо целого (Крыша над головой = дом),
*общее вместо частного (Красная Шапочка = прозвище девочки),
* единственное число вместо множественного числа и наоборот (начальство = начальник)
Слайд 31ПРИМЕРЫ МЕТОНИМИИ
* The whole town was out in the streets. (= the
people of the town)
* Washington and London agreed on most issues. (=The USA and the UK)
* She saw around her …. red lips, powdered cheeks … and insolent bosoms. (=ladies with red lips, powered cheeks and in tight corsets)
Слайд 32АНТОНОМАСИЯ
Антономасия (antonomasia) - особое использование собственных имен:
- переход собственного имени в
нарицательное (Don Juan-Дон Жуан),
- превращение слова, раскрывающего суть характера, в собственное имя персонажа (Miss Sharp – мисс Крутизна),
- использование собственного имени вместо указания события или предмета (I have a Rembrandt at home).
Слайд 33ГОВОРЯЩИЕ ИМЕНА
Mr. Credulous – М-р Доверчивость;
Mr. Snake – М-р Гад (Sheridan);
Lord Chatterino
– Лорд Балаболо;
John Jaw – Джон Трепач;
Island Leap-High - Остров Высокопрыгия;
The next speaker was a tall gloomy
man. Sir Something Somebody.;
You are a real Cicero.
Слайд 34
СТИЛИСТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Лексические экспрессивные средства и стилистические приемы (3 часть)
Слайд 35ПЕРИФРАЗ
Перифраз (periphrasis) – троп, состоящий в замене названия предмета описательным оборотом с
указанием его существенных, характерных признаков для большей выразительности.
Например, Шекспир – the Swan of Avon (бард с Эйвона).
Основа перифраза:
метафора - battle=play of swords,
метонимия - judge=the gentleman in the long robe.
Слайд 36СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПЕРИФРАЗА
образная характеристика : The beast that bears me. (horse)- Зверь,
несущий меня. (W.Shakespeare)
пафос речи, приподнятость: the protector of earls вместо king, the victory lord вместо conqueror , I took my obedient feet away from him. вместо I went away. (W.S.Gilbert)
создание комического эффекта: the fatal engine вместо scissors.
Слайд 37ТИПЫ ПЕРИФРАЗА
1) языковой:
прекрасный пол;
my better half = a wife;
the ship of
the desert = a camel;
2) речевой:
disturber of the piano - keys = a pianist;
The hospital was crowded with the surgically
interesting products of the fighting in Africa. =
wounded - раненные (I. Shaw);
3) логический:
what can never be replaced = a mother;
An addition to the little party now made its
appearance = another person came in.
Слайд 38ЭВФЕМИЗМ
Эвфемизм (euphemism) – употребление более нейтральных или мягких слов и выражений
вместо синонимичных им c целью облагородить понятие или смягчить его.
Например,
He’s dead - He’s gone,
Lavatory - bath room или ladies`(men`s) room,
to fire smb. - to make smb. redundant,
Mr. Du Pont was dressed in the conventional
disguise [the suit ] with which Brooks Brothers
cover the shame of American millionaires [the
paunch (belly)]. (The Morning Star)
Слайд 39
ТИПЫ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЭВФЕМИЗМОМ И ЗАМЕНЯЕМОЙ ЕДИНИЦЕЙ
синонимические: lover – co -
habit
антонимические: coward – hero
Гипо - гиперонимические (вид-род): cancer (вид) – ling-illness (род), funeral (вид) – event (род)
скрытой семантической связи: wiretapping (нелегальное прослушивание телефона) – surreptitious interception of oral communications.
Слайд 40СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
ЭВФЕМИЗМА (1)
смягчение отрицательной оценки: the place of no return =
[hell]
уклончивое, завуалированное выражение
неприятного понятия:
I am thinking an unmentionable thing about your mother. = [streetwalker] (I. Shaw)
They think we have come by this horse in some
dishonest manner. = [have stolen it] (Ch.Dickens)
выражение иронии и создание комического
эффекта: a lady with doubtful age = [an old lady]
Слайд 41СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
ЭВФЕМИЗМА (2)
политическая корректность:
Hispanics = [people with Hispanic surnames],
a
person with learning disabilities = [mentally impaired] умственно отсталый,
the otherly abled = [disabled] неполноценный, инвалид,
- завуалированный обман:
ethnic cleansing = [genocide],
- подмена понятия:
normal gratitude = [bribe].
Слайд 42ГИПЕРБОЛА
Гипербола (hyperbole) - заведомое преувеличение, повышающее экспрессивность высказывания и сообщающее ему эмфатичность,
в основе которого лежит метафора.
Например: My vegetable love should grow faster than empires. (A. Marvell)
The man was like the Rock of Gibraltar. Calpurnia was all angles and bones.
I was scared to death when he entered the room. (J.D.Salinger)
Слайд 43ТИПЫ ГИПЕРБОЛЫ
1) стертые/узуальные: haven’t seen for ages, told you 40 times (выразительное
средство)
2) речевые: writing desk was a size of a tennis court;
He was so tall that I was not sure he had a face. (O. Henry)
(абсурдность, противоречие здравому
смыслу и достижение комического
эффекта)
Слайд 44МЕЙОЗИС
Мейозис (meiosis или understatement) -
преуменьшение того, что в действительности
является крупным.
Например:
”The wind is rather strong” instead of “There’s a gale blowing outside”,
She wore a pink hat, the size of a button. (J.Reed).
Функция мейозиса:
проявление сдержанности, вежливости типичной для англичан.
Например: I don’t play so badly. (фраза, произнесенная чемпионом мира по теннису)
Но, в примере:
A drop of water – не имеется в виду 1 капля воды, а просто МАЛО воды, поэтому это - гипербола.
Слайд 45ЛИТОТА
Литота (litotes) - это утверждение через отрицание противоположной идеи.
Например:
* not bad =
very good.
* Her face was not unpretty. (K. Kesey);
* It was not unnatural if Gilbert felt a certain embarrassment. (E.Waugh);
* The idea was not totally erroneous. The thought did not displease me. (I.Murdoch);
* Soames, with his lips and his squared chin was not unlike a bull dog. (J.Galsworthy)
Слайд 46
СТИЛИСТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Лексические экспрессивные средства и стилистические приемы (4 часть)
Слайд 47АНТИТЕЗА
Антитеза (antithesis) – фигура речи, основанная на антонимических отношениях, в которой противопоставляются
контрастирующие идеи.
Например:
Some people have much to live on, and little to live for. (O.Wilde).
If we don’t know who gains by his death we do know who loses by it. (A.Christie)
Mrs. Nork had a large home and a small husband. (S.Lewis)
Don’t use big words. They mean so little. (O.Wilde)
Слайд 48ТИПЫ АНТИТЕЗЫ
Речевая (является изобразительным средством), например:
In marriage the upkeep of
woman is often
the downfall of
man. (S.Evans)
Языковая (является выразительным средством), например: now or never, in black and white.
Слайд 49ЗЕВГМА (КАЛАМБУР)
Зевгма (zeugma, pun) – использование прямого и переносного значений слов,
имеющих одинаковые грамматические, но разные семантические связи с другими словами фразы или предложения.
Например:
1) He will put on kimono, airs, and the water to boil for coffee.
2) She possessed two false teeth and a sympathetic heart.
(явная логическая и семантическая несовместимость при наличии одинаковых грамматических связей)
Функция (стилистический эффект):
* создание комической ситуации.
Слайд 50ИРОНИЯ
Ирония (irony) – прием, основанный на одновременной контрастной реализации прямого и контекстуального
значений слов.
Например:
I don’t consult physicians, for I hope to die without their help. (W. Temple)
Apart from splits based on politics, racial, religious and ethic backgrounds and specific personality differences, we’re just one cohesive team. (D. Uhnak)
Слайд 51СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИРОНИИ
выражение насмешки,
выражение притворного восхваления, за которым в действительности стоит
порицание.
Например,
She turned with the sweet smile of an alligator. (J. Steinbeck)
With all the expressiveness of a stone Welsh stared at him another twenty seconds apparently hoping to see him gag. (R. Chandler)
Last time it was a nice, simple, European-style war. (I. Shaw)
Слайд 52ПАРАДОКС
Парадокс (paradox) – неожиданное суждение, которое противоречит здравому смыслу, но содержит оригинальную
мысль.
Например:
Less is more.
All animals are equal. But some animals are more equal.
Слайд 53ОКСЮМОРОН
Оксюморон (oxymoron) – вид парадокса, троп, состоящий в соединении двух контрастных по
значению слов (обычно содержащих антонимичные семы), раскрывающий противоречивость описываемого, в основе которого лежит семантическая несочетаемость:
* ”low skyscraper”, “sweet sorrow”, “nice rascal”, “pleasantly ugly face”, “horribly beautiful”, “a deafening silence from Whitehall” (The Morning Star)
* ”the beauty of the dead”, “to shout mutely”, “to cry silently”, “the street damaged by improvements” (O.Henry), “silence was louder than thunder” (J.Updike)
* O brawling love! O loving hate! O heavy lightness! Serious vanity! Feather of lead, bright smoke, cold fire, sick heath! (W.Shakespeare)
* You have two beautiful bad examples for parents. (Sc.Fitzgerald)
* And faith unfaithful kept him falsely true. (A.Tennyson)
Слайд 54АЛЛЕГОРИЯ
Аллего́рия (иносказание) — выражение отвлечённых идей (понятий) посредством конкретных художественных образов.
Например:
All is
not gold that is glitters. - Не всё то золото, что блестит.
Every cloud has a silver lining. – Нет худа без добра.
Слайд 55ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Олицетворение (тип аллюзии) – наделение неодушевленных предметов свойствами людей. Например:
- The operation
is over. On the table, the knife lies spent, on its side, the bloody meal smear-dried upon its flanks. The knife rests."
(Richard Selzer, "The Knife")
- "The road isn't built that can make it breathe hard!"
(slogan for Chevrolet automobiles)