Содержание
- 2. Евгеника
- 3. Евгеника — движение за улучшение наследственных качеств человека. Последователи евгеники начала ХХ века верили, что они
- 4. Согласно последним данным население Земли составляет 7,5 млрд человек. Эта цифра катастрофически увеличивается каждый год. Человеческий
- 5. Хрупкое природное равновесие нарушено, и в настоящее время эта проблема стала чрезвычайно важной. Именно сейчас вновь
- 6. . Численность населения Земли стала превышать рамки, допустимые для обеспечения людей продуктами питания и комфортными условиями
- 7. . Идея создания совершенного человека («евгенический проект») возникает задолго до формирования социальной потребности в подобном усовершенствовании
- 8. . Анализ евгенических утопий (с древнейших времен до наших дней) показывает, что для них характерны повторяющиеся
- 9. . «Да, вакцинация спасла миллионы тех, чье слабое сложение иначе позволило бы им погибнуть от оспы,
- 10. . Для сэра Фрэнсиса Гальтона, английского аристократа викторианской эпохи – эпохи расцвета британской империи, содержание его
- 11. . Один из главных интересов Гальтона - наследуются ли человеческие способности? Он составлял всевозможные списки выдающихся
- 12. . Уже на первом этапе своей истории научная евгеника столкнулась с тремя, роковыми вопросами. Каково содержание
- 13. . Коснемся только ответа Гальтона на первый вопрос: в духе радикального биологизаторства он ставит человека в
- 14. . В Германии начинает формироваться концепция расовой гигиены, т. е. уже не гигиена брака, а гигиена
- 15. . Первый русский перевод «Наследственности таланта» Фрэнсиса Гальтона появился в 1874 г., но в последующую четверть
- 16. . Евгенические идеи «улучшения человечества» были созвучны раннему видению большевиками будущего страны. Весьма показательно, что и
- 17. . В 90-х гг. XX в. благодаря серьезному прорыву в области генетики опять заговорили о евгенике.
- 18. . Даже если не фантазировать, а оставаться в рамках практической пользы, то внесение в генотип ребенка
- 19. . Доводы «За»: В развитых странах растёт «генетический груз». Результат сохранения маложизнеспособных особей (например, при переводе
- 20. Еще о этических проблемах евгеники О моральных и этических вопросах, связанных с евгеникой, сейчас говорят философы
- 21. Сегодня, когда суррогатное материнство и предварительная лабораторная диагностика генетических заболеваний стали доступны, генную инженерию иногда называют
- 22. . «Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложение
- 23. . Запрет евгенической практики в Европейском союзе (2000): В рамках ЕС Хартией основных прав Европейского союза
- 25. Скачать презентацию
Слайд 2
Евгеника
Евгеника
Слайд 3
Евгеника — движение за улучшение наследственных качеств человека. Последователи евгеники начала ХХ
Евгеника — движение за улучшение наследственных качеств человека. Последователи евгеники начала ХХ
Слайд 4Согласно последним данным население Земли составляет 7,5 млрд человек. Эта цифра катастрофически
Согласно последним данным население Земли составляет 7,5 млрд человек. Эта цифра катастрофически
Слайд 5Хрупкое природное равновесие нарушено, и в настоящее время эта проблема стала чрезвычайно
Хрупкое природное равновесие нарушено, и в настоящее время эта проблема стала чрезвычайно
Слайд 6.
Численность населения Земли стала превышать рамки, допустимые для обеспечения людей продуктами питания
.
Численность населения Земли стала превышать рамки, допустимые для обеспечения людей продуктами питания
Слайд 7.
Идея создания совершенного человека («евгенический проект») возникает задолго до формирования социальной потребности
.
Идея создания совершенного человека («евгенический проект») возникает задолго до формирования социальной потребности
*Ранние евгенические утопии, к числу которых можно отнести «Политику» Аристотеля, «Государство» Платона, «Утопию» Томаса Мора, а также «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, создавались во времена, когда основные демографические проблемы человечества, такие как голод, перенаселение и вызванные им болезни и т. д., еще не проявились в полную силу.
Иными словами, никакой необходимости менять человеческую природу не было, поскольку и обычное («природное») человечество вполне успешно справлялось с задачами жизни и продолжения рода, а баланс смертности и размножения в достаточной мере регулировался отсутствием противозачаточных средств, с одной стороны, и войнами, болезнями и наличным запасом продовольствия — с другой.
Таким образом, сегодня мы можем утверждать, что со времен античности, к которым восходят первые евгенические утопии, и вплоть до Новейшего времени отсутствовал «социальный заказ» на контроль размножения, а разработка евгенических концепций веками велась на опережение, «впрок».
Слайд 8.
Анализ евгенических утопий (с древнейших времен до наших дней) показывает, что для
.
Анализ евгенических утопий (с древнейших времен до наших дней) показывает, что для
Вторым элементом, неизменно присутствующим в евгеническом дискурсе, является обращение к науке в широком смысле слова. Под «наукой» имеется в виду «объективное» знание процедуры получения требуемых качеств. Например, Кампанелла полагался на точный астрологический расчет, а современные генетики — на картирование генома.
Еще одна общая черта евгенических проектов — апелляция к государственному контролю.
Повторяемость названных элементов, а также тот факт, что рождение идеи значительно опередило формирование общественной потребности, позволяет рассматривать евгенические теории как единый социальный проект, подвергшийся с течением времени определенным метаморфозам. Формальной (заявленной) целью этого проекта было создание совершенного человека…
Слайд 9.
«Да, вакцинация спасла миллионы тех, чье слабое сложение иначе позволило бы им
.
«Да, вакцинация спасла миллионы тех, чье слабое сложение иначе позволило бы им
«Но помощь, которую мы склонны оказывать слабым и нуждающимся, является составной частью наших общественных инстинктов», - говорил Дарвин. «Отказывать в сочувствии, даже по голосу рассудка, нельзя без унижения благороднейших свойств нашей природы, — писал он. — …если бы мы намеренно оставляли без внимания слабых и беспомощных, то делали бы это лишь ввиду могущего произойти отсюда добра в будущем, купленного ценой большого и верного зла в настоящем»
Слайд 10.
Для сэра Фрэнсиса Гальтона, английского аристократа викторианской эпохи – эпохи расцвета британской
.
Для сэра Фрэнсиса Гальтона, английского аристократа викторианской эпохи – эпохи расцвета британской
Слово "евгеника" создал Гальтон, составив его из двух греческих (которые мы даем в латинизированной форме): "eu" – хороший, благой и "genetikos" – относящийся к рождению детей. Впервые термин "евгеника", обозначающий науку "об улучшении рода", Гальтон употребил в 1883 г. в работе "Исследования человеческой способности"
Слайд 11.
Один из главных интересов Гальтона - наследуются ли человеческие способности? Он составлял
.
Один из главных интересов Гальтона - наследуются ли человеческие способности? Он составлял
Далее, его предположение, что человеческие популяции можно улучшить, контролируя размножение, точно так же, как в животноводческой селекции. Вывод, что выдающиеся способности передаются в семьях, привел его к предложению материально стимулировать браки между такими семействами, дабы улучшать расу.
В своем неопубликованном романе–утопии Гальтон писал, что не сумевшие пройти евгеническую проверку должны отправляться в лагеря, где их ждет тяжелая работа и целибат. Но это, по–видимому, было в основном мысленным экспериментом или фантазией Гальтона. В опубликованных работах он подчеркивал важность просвещения общества в области евгеники и материального поощрения браков между евгенически полноценными людьми, следуя идеям евгеники, человек будет разумно, рационально направлять эволюцию своей природы, совершенствуя ее.
Слайд 12.
Уже на первом этапе своей истории научная евгеника столкнулась с тремя, роковыми
.
Уже на первом этапе своей истории научная евгеника столкнулась с тремя, роковыми
Каково содержание той идеальной модели человека, которую подразумевают сторонники евгеники;
2. Кем должен быть тот "селекционер", который будет проводить в жизнь, практически осуществлять "евгенический проект";
3. Какова должна быть судьба "отбракованного человеческого материала" – еще нерожденных или новорожденных детей, а может быть, вообще – и детей и взрослых.
Слайд 13.
Коснемся только ответа Гальтона на первый вопрос: в духе радикального биологизаторства он
.
Коснемся только ответа Гальтона на первый вопрос: в духе радикального биологизаторства он
Такой (бессодержательный) ответ лучше всего говорит о том, что здесь в принципе не может быть однозначного ответа.
Несостоятельность евгеники Гальтона обнаружилась несколько позднее: по мере введения в различных западных странах насильственной стерилизации, но особенно в осуществления программ расовой гигиены в нацистской Германии.
После Второй мировой войны слово "евгеника" приобрело настолько одиозный смысл, что журнал гальтоновской лаборатории "Евгенические анналы" был переименован в "Анналы генетики человека"
Слайд 14.
В Германии начинает формироваться концепция расовой гигиены, т. е. уже не гигиена
.
В Германии начинает формироваться концепция расовой гигиены, т. е. уже не гигиена
У истоков концепции стояли В. Шаллмайер, А. Плетц, Э. Баур, Э. Фишер, Ф. Ленц.
Результатом их деятельности стало основание в 1921 г. «Международного объединения по расовой гигиене». Идеи этих мыслителей нашли отражение в известном произведении «Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни», написанном психиатром Альфредом Хохе, опираясь на факты наследственной передачи таких заболеваний, как паралич, микроцефалия, гидроцефалия, идиотия или синдром Дауна, оправдывались эвтаназия и стерилизация как необходимые инструменты борьбы за чистоту расы.
Современный немецкий врач и социолог Клаус Дёрнер считает, что члены «Международного объединения по расовой гигиене», выступавшие за эвтаназию и стерилизацию, опирались на некий «терапевтический идеализм», мечтая с помощью медицины решить многие проблемы общества. В доказательство он приводит высказывание заместителя министра внутренних дел в нацистской Германии Гютта: «Мы все страстно желаем, чтобы наступило время, когда на всем свете не будет ни психически больных, ни слабоумных, ни в больницах, ни вне их, и как было бы прекрасно жить в таком мире, в котором и все остальное было бы так же совершенно».
Помимо медицинских они также руководствовались и экономическими мотивами. Содержание психиатрических лечебниц, обслуживание больных на дому и т. д. обходились государству, а значит, и налогоплательщикам в серьезную сумму. Недееспособные в силу наследственных недугов граждане могли передавать их последующим поколениям, тем самым увеличивая количество нетрудоспособного населения. Стерилизация или эвтаназия обходились дешевле. Таким образом, евгеника вмешивалась во все сферы жизнедеятельности общества, войдя как в социальную область, так и, благодаря политике фашистской Германии, в экономику и сферу политико-правовых отношений.
Слайд 15.
Первый русский перевод «Наследственности таланта» Фрэнсиса Гальтона появился в 1874 г., но
.
Первый русский перевод «Наследственности таланта» Фрэнсиса Гальтона появился в 1874 г., но
В 1900– 1917 гг. были опубликованы переводы работ многих зарубежных сторонников евгеники. Как и во многих других странах, в 1920-е гг. евгеника стала важным культурным ресурсом для институциализации генетики и социальной гигиены. Советские исследователи предложили несколько важных нововведений в евгеническом теоретическом арсенале, в том числе понятие «генофонд» Серебровского и «евфеника» Кольцова.
Хотя по всему миру евгеника быстро развивалась в начале 1920-х. В отличие от других стран, где евгеника финансировалась частными лицами и фондами, советская евгеника пользовалась исключительно государственной поддержкой. В 1920–30-х гг. государственная бюрократия во многих странах поддерживала евгенику. Однако, в отличие от Центральной и Южной Европы, где евгеника стала частью строительства национального государства и основывалась на идеях рассового превосходства, СССР был многонациональным государством, где все народы обладали равными правами и статусом. Точно так же идеи классового и расового неравенства, которые во многом обеспечивали поддержку евгеники в Англии, Германии и США, были неприемлемы в «пролетарском» государстве. Даже при том, что большевики не строили национальное государство, они все же строили государство, создавая законы, институты, бюрократический и репрессивный аппарат и, следовательно, средства социального контроля над населением в процессах государственного строительства и модернизации.
Слайд 16.
Евгенические идеи «улучшения человечества» были созвучны раннему видению большевиками будущего страны. Весьма
.
Евгенические идеи «улучшения человечества» были созвучны раннему видению большевиками будущего страны. Весьма
«Конец евгеники» в России наступил гораздо раньше, чем в любой другой стране, и в совершенно иных условиях. В 1930 г. партаппарат укреплял свой контроль над всеми сферами жизни страны, и евгеники были вынуждены уступить роль экспертов партийным функционерам и идеологам. Тем не менее они сумели сохранить и далее развивать третий элемент — «чистую науку» — антропогенетику, быстро переименованную в медицинскую генетику. Через несколько лет эта «чистая наука» в глазах большевистских лидеров запятнала себя «фашистской краской», что закончилось её гибелью в Советском Союзе, тем самым предвосхитив послевоенные «реформы» евгеники во многих других странах, спровоцированные зверствами нацистов во имя «чистоты арийской расы».
Показывает глубокое влияние евгеники на советскую политику в области абортов, сохранившееся и после официального «осуждения» советской евгеники, о чём свидетельствует закон против абортов 1936 г. Выработанный в результате годовых дискуссий список медицинских показаний, считавшихся достаточным основанием для разрешения на аборт, включал множество «наследственных заболеваний» и ясно показывает, что идеи евгеники продолжали оказывать влияние на умы врачей, юристов и партийных бюрократов, участвовавших в создании и обсуждении закона.
Слайд 17.
В 90-х гг. XX в. благодаря серьезному прорыву в области генетики опять
.
В 90-х гг. XX в. благодаря серьезному прорыву в области генетики опять
Как пример – ситуация с именами будущих детей. Федеральный закон № 94-ФЗ от 1 мая 2017 г. запрещает использовать имена, которые содержат: бранные слова; указания на титулы, должности, ранги; числительные символы; знаки, не являющиеся буквенными, кроме знака «дефис»; цифры; буквенно-цифровые обозначения. Пока не приняли эти изменения, родители прилагали все усилия, чтобы хотя бы именем выделить своего ребенка среди окружающих.
Сложно даже себе представить, к чему приведет разрешение вносить любые изменения в генотип будущего младенца. Сколько на земле живет поклонников фэнтези и компьютерных игр, как часто мы станем встречать детей с внешностью ангелов, эльфов, фей и хоббитов.
Слайд 18.
Даже если не фантазировать, а оставаться в рамках практической пользы, то внесение
.
Даже если не фантазировать, а оставаться в рамках практической пользы, то внесение
Если же это будет слишком дорого и доступно только для части общества, находящейся на верхней социальной ступени, то получится, что Ф. Фукуяма был прав, когда, описывая будущее, уточнял, что «богатые стандартным образом проверяют эмбрионы до имплантации и таким образом заводят себе оптимальных детей. По внешнему виду и интеллекту юноши или девушки все четче определяется их социальное происхождение». Так как изменение генотипа будущего ребенка станет привилегией представителей высших слоев общества, то в конечном итоге мы, вероятно, «действительно сможем вывести две породы людей: одну с седлами на спинах, а другую – со шпорами на сапогах» .
Вчерашняя фантастика становится реальностью. Итак, евгенические проекты обретают особую актуальность в свете новейших достижений в генетике и биотехнологиях, а также дискуссий о правовом и этическом статусе вмешательства в геном человека с целью создания у него новых качеств, позволяющих успешно включиться в конкурентные отношения, быть в дальнейшем успешным «человеческим капиталом».
Слайд 19.
Доводы «За»:
В развитых странах растёт «генетический груз». Результат сохранения маложизнеспособных особей (например,
.
Доводы «За»:
В развитых странах растёт «генетический груз». Результат сохранения маложизнеспособных особей (например,
Способом сокращения генетического груза, помимо аборта, является превентивное консультирование родителей в медико-генетических центрах.
Евгенические принципы сегодня частично реализуются в рекомендациях к желательной и нежелательной беременности — пока что такие оценки проводятся на основании опроса или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, является институт усыновления.
Доводы «Против»:
Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные (пьянство, наркомания и т. д.) и положительные (высокий IQ, крепкое здоровье и т. д.).
Во-вторых, лица, страдающие врождёнными cоматическими дефектами (слабый иммунитет, плохое физическое развитие), могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.
Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики нацистской Германии. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии.
Слайд 20Еще о этических проблемах евгеники
О моральных и этических вопросах, связанных с евгеникой,
Еще о этических проблемах евгеники
О моральных и этических вопросах, связанных с евгеникой,
Калифорнийская клиника (Fertility Institutes) предлагает родителям выбрать цвет глаз будущего ребенка. Будущие родители, обратившиеся за искусственным оплодотворением, проходят генетический скрининг. Если существует вероятность, что в семье присутствует ген нужного цвета глаз, родители производят эмбрионы, которые тоже тестируются на общее генетическое здоровье, пол и цвет глаз в том числе. После этого семья может выбрать, какой эмбрион имплантировать, чтобы получился ребенок с цветом глаз, который им нравится. В 2009 году, когда эта услуга была предложена, ученые и верующие высказали свое недовольство: по их мнению, недопустимо отбирать эмбрионов «по цвету глаз» вне медицинских целей. Задавался также вопрос, что делать с ребенком, у которого желаемый цвет глаз не получится. Доктор Джеффри Стейнберг, ведущий специалист клиники, придерживается мнения, что использование технологий в косметических целях не должно отпугивать людей. Он подчеркивает, что как врач, обязан предоставить все, что дает современная наука, своим пациентам. Похожие идеи «дизайнерских» детей и «генетического супермаркета» поддерживают и представители неоевгеники. Они считают, что нужно отделять современные практики от явно морально недопустимых евгенических программ прошлого. Неоевгеника или «либеральная» евгеника основывается на свободном выборе.
Слайд 21 Сегодня, когда суррогатное материнство и предварительная лабораторная диагностика генетических заболеваний стали доступны,
Сегодня, когда суррогатное материнство и предварительная лабораторная диагностика генетических заболеваний стали доступны,
Слайд 22.
«Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот
.
«Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот
Булгаков, «Собачье сердце»
Слайд 23.
Запрет евгенической практики в Европейском союзе (2000):
В рамках ЕС Хартией основных прав Европейского
.
Запрет евгенической практики в Европейском союзе (2000):
В рамках ЕС Хартией основных прав Европейского
В то же время, аборты по медицинским показаниям (одна из самых распространённых евгенических практик) в большинстве стран ЕС разрешены.
Конвенция о биомедицине и правах человека (2005):
Страны — члены Совета Европы и другие страны, поддерживая Всеобщую декларацию прав человека (1948) и Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950), подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года.
Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица.
Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.
Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит:
- В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов.
- Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.
Существующие международные документы по данной теме:
Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, ЮНЕСКО, 1997
Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1997) и дополнительные протоколы к ней: о запрете клонирования человека, о трансплантологии и биомедицинских исследованиях.
Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, ЮНЕСКО, 2005
Декларация о клонировании человека, ООН, 2005
Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1964 года, с последней редакцией 2000 года) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека».