Слайд 2ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ МЕСТО В ЮРИДИЧЕСКОМ ПОИСКЕ
Методология — система принципов
и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение.
Методология (от греч. метод и учение) — философское учение о методах познания и преобразования действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеств}.
Методология — тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах духовной и практической деятельности.
Слайд 3Методология (эпистемология) общей теории права – теория познания сути и содержания права как сложных
и важных общественных явлений. Это та часть науки общей теории права, предметом которой является процесс познания права, а не отдельные частные формы их проявления. Она выявляет сущность познавательного процесса, его механизм, возможности и границы познания. Важнейшая проблема методологии – соотношение знания о государстве, праве и государственно-правовой реальности и тесно связанных с ней вопросов об истине, путях, формах и способах ее достижения.
Слайд 4Если обобщить все эти подходы к пониманию методологии и ее места в
научном поиске, то можно выделить два основных значения этого термина. Во-первых, методологию рассматривают как учение о методе научного познания, т.е. методология выступает в качестве самостоятельной науки. Такое понимание совпадает с буквальным толкованием слова «методология» с греческого. Во-вторых, методология представляет собой совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке, т.е. ее инструментарий.
Слайд 5СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА ВКЛЮЧАЕТ ЭЛЕМЕНТЫ:
предмет;
· исходные основания, фундаментальные понятия, категории,
принципы, законы, аксиомы и т. д.
· идеализированный объект данной теории;
· логика и методология, используемые для ее построения;
· философские основания и ценностные факторы;
· совокупность законов и утверждений, выведенных из основных положений этой теории.
Слайд 6Предмет методологии (эпистемологии) права– процесс научного познания (исследования) и описания наиболее общих закономерностей
возникновения, развития и функционирования самого объекта, то есть права.
Научное познание – особая сфера познавательной деятельности людей, базирующейся на допущении существования реального, не зависящего от субъекта познания объективного мира, все процессы и явления которого подчинены закономерностям, доступным познанию с помощью чувств и мышления. Как высшая форма познания и особый вид творческой духовной деятельности людей, наука (гр. еpisteme, лат. scientia) появилась в Новое время, в XVI–XVII вв.[2] Термин «наука» ввел в оборот в 1840 г. профессор Кембриджского университета У. Уэвилл[3].
Цель любой науки, в том числе методологии общей теории права,– постижение истины и открытие объективных законов (закономерностей), подтверждаемых практикой.
Слайд 7Закономерности – связи (объективные, существенные, конкретно-всеобщие, внутренние, повторяющиеся длительное время, устойчивые) между государством
и правом и другими общественными явлениями. Выделим следующие закономерности:
· государство и право – продукты общества;
· государство и право возникают неизбежно на определенной ступени развития общества;
· государство и право (право позитивное) возникают одновременно, они генетически связаны, причины их появления одинаковые;
· государство и право развиваются в тесной связи длительное время;
· государство и право тесно связаны с другими явлениями общества (экономика, политика, идеология, мораль, религия и т. д.);
· по мере развития права их связи дополняются, расширяются, видоизменяются, возникают новые связи, некоторые старые связи исчезают и т. д.;
· государство и право выступают элементом культуры общества, они представляют собой величайшую социальную ценность, ибо, регулируя общественные отношения, право упорядочивает поведение людей в обществе, а государство защищает и охраняет их в интересах стабильного функционирования общества.
Слайд 8ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИИ.
Методология (эпистемология) общей теории права как особая наука выполняет следующие функции:
· эмпирико-описательная
– описание явлений государственно-правовой реальности: государственные органы; правовые акты (нормативно-правовые, правоприменительные, правоохранительные, юридические документы, юридические факты и т. д.);
· объяснительная – выявление сущностных закономерных связей и отношений права, раскрытие сущности объясняемого объекта;
· прогностическая – удовлетворение актуальных потребностей людей. Благодаря этой функции теория права как наука востребована в обществе.
Слайд 9В процессе познания права содержание их закономерностей, становление, развитие и функционирование раскрываются
через категории: «государственная власть», «форма государства», «механизм государства», «естественное право», «позитивное право», «субъективное право», «нормы права», «правоотношения», «применение права» и т. д.
В «Методологии общей теории права», как в любой науке, объект исследования идеализирован. Знания о нем не являются точной копией государственно-правовой действительности. В них отражаются наиболее общие, сущностные свойства, отношения и связи. Адекватное отражение государственно-правовой реальности и есть истина.
Слайд 10КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ.
Выделяют три группы методов изучения права : общенаучные, специальные и
частнонаучные.
Общенаучные методы: диалектический; методы формальной логики – анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование.
Слайд 11Диалектический метод (гр. dialectike – вести беседу, полемику) – познание права в развитии
и самодвижении. Это универсальный метод мышления и действия. Первоначально термин «диалектика» трактовался как искусство вести диалог; в настоящее время – как понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассматриваются в многообразии их связей, во взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии, самодвижении, а предмет мысли представляется в виде органической системы, воспроизводящей условия своего существования. Поскольку диалектика выступает системой принципов, законов и категорий, используемых во всех науках, в том числе в эпистемологии права , то диалектический метод называется всеобщим.
Разновидности диалектического метода: идеализм – государство и право воспринимаются как продукты воли Бога, Мирового разума (объективный идеализм), человека (субъективный идеализм); материалистическая диалектика – государство и право возникли естественным путем, в процессе социально-экономического развития.
Слайд 12Основные принципы диалектики: универсальная взаимосвязь; развитие; детерминизм; системность; материальное единство мира. Содержание
данных принципов конкретизируется в системе законов и категорий диалектики.
Основные законы диалектики, сформулированные немецким философом Г. Гегелем: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания.
Основным средством выражения философского знания выступают категории: «бытие», «субстанция», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «противоречие», «свойство», «отношение», «количество», «мера», «отрицание», «связь», «действие», «единичное», «особенное», «общее», «часть», «целое», «система».
Слайд 13МЕТОДЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ:
· анализ (гр. аnalysis – разложение, расчленение) – логический прием, который заключается
в расчленении объекта исследования (мысленно или реально) на элементы. Нормы права делятся на элементы: гипотеза, диспозиция, санкция;
· синтез (гр. synthesis – соединение, сочетание) – логический прием, означающий процесс мысленного или реального объединения разрозненных частей предмета в единое целое. Например: нормы права объединяются в институты права; институты права – в отрасли и подотрасли права; отрасли права – в систему права. Цель синтеза – представление права как единства и многообразия его сторон, свойств;
Слайд 14· индукция (лат. inductio – поведение) – логический прием, представляющий собой движение мысли от
единичного к общему; умозаключение, полученное в наблюдениях и экспериментах; движение мысли от фактов к общему утверждению (гипотеза, выводы, заключение);
· дедукция (лат. deductio – выведение) – логический прием, который состоит в восхождении процесса познания от общего к частному, единичному;
· абстрагирование – отвлечение от ряда частных признаков, свойств, отношений отдельных предметов для получения цельного знания о предметах и явлениях.
Слайд 15СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В НЕКОТОРЫХ НАУКАХ):
· статистический – анализ информации, характеризующей количественные и качественные закономерности
правовой жизни общества. При анализе правонарушений в определенном регионе, области, районе государства выявляется рост преступности;
· математический – анализ правовой реальности при выяснении процента опасных преступлений, совершенных в определенном районе, городе, коллективе школы;
· конкретно-социологический – наблюдение, опрос, интервью, построение правовых моделей, выяснение мнения различных слоев населения общества
Слайд 16ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
используются только в теории права:
· сравнительного правоведения – изучение правовых систем различных государств
путем сравнения (сопоставления) этих систем в целом либо их отдельных компонентов, то есть нормативной системы права, отдельных институтов права, правовой культуры и т. д.;
· правового эксперимента – апробирование законодательных нововведений в отдельной области или районе конкретного государства (использование «одного окна» при подаче документов на право владения, пользования земельным участком и др.);
· правового прогнозирования – предвидение сокращения роста преступности среди молодежи на основе объективных конкретных данных, характеризующих состояние, деятельность молодежи (в коллективе, районе, области);
· формально-юридический – изучение права вне связи с другими явлениями общества при рассмотрении структуры права.
Слайд 17Всеобщие, мировоззренческие, философские – наиболее универсальные принципы мышления: метафизика, диалектика (материалистическая и идеалистическая) и
др.
Общенаучные методы познания – анализ, синтез, системный и функциональный подходы.
Частнонаучные– специальные (конкретно-социологический, статистический, кибернетический) и сугубо юридические (формально-юридический и сравнительно-правовой)[6].
Авторы данной классификации акцентируют внимание на мировоззренческих, философских методах. Однако некоторые специальные методы, используемые в науках (конкретно-социологичекий, статистический и др.), необоснованно отнесены к частным.
Слайд 18ВЫДЕЛЯЮТ ТАКЖЕ ТРИ УРОВНЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
· высший уровень – методы, применяемые ко всем изучаемым
объектам;
· средний – междисциплинарные методы, применяемые к нескольким однотипным объектам;
· низший – методы для изучения одного объекта
Слайд 19ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ.
По глубине постижения сути права, выявления государственно-правовой реальности в
юридических науках, как в любых других науках, можно выделить три уровня:
· эмпирический – сбор, накопление и первичная, рациональная обработка данных опыта. Ученый непосредственно исследует объект. Использует методы: наблюдение; описание; измерение; эксперимент. Главная задача состоит в фиксации фактов;
· теоретический – ученый объясняет зафиксированные факты, оперируя исключительно идеализированными объектами. Использует методы: аксиоматический; дедуктивный; системно-структурный; функциональный; метод восхождения от абстрактного к конкретному; логический и т. п.;
Слайд 20· организация научного знания – принципиально отличается от эмпирического и теоретического уровней: выступает в
качестве метатеоретической предпосылки самой теоретической деятельности в науке. Объясняя третий уровень научного знания, американский философ и историк Т. Кун ввел в оборот новое фундаментальное методологическое понятие парадигма (букв. «образец»). С позиции Т. Куна, парадигму составляют «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения сообществам». В древности и в средневековье преобладала «теологическая парадигма», в новое время – «естественно-правовая парадигма», появились «нормативистская парадигма», «социологическая (реалистическая) парадигма» и др.
Таким образом, эмпирический и теоретический уровни различаются способами идеального воспроизведения объективной реальности, подходами к построению системного знания. В криминалистике при исследовании объектов преобладают эмпирические подходы, в общей теории права – методы объяснительного характера, логический метод и др.
Слайд 21ОСНОВА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Методологию юридической пауки принято определять как систему приемов и способов, используемых
для познания ее предмета. Достаточно часто в современной науке методология рассматривается как наука о принципах и методах научного познания[
В основе методологии юридической науки лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими. Универсальные философские законы распространяются на все явления и процессы окружающего мира, в том числе на государственно-правовую действительность. Говоря о роли философии в развитии методологии юридической науки, можно выделить следующие аспекты.
Слайд 22Во-первых, общефилософские законы и категории могут использоваться в изучении государственно-правовых явлений непосредственно.
Во-вторых,
в недрах философии рождается общая теория методологии, в рамках которой вырабатываются основные подходы и общенаучные методы, такие как абстрагирование и конкретизация, диалектический подход, сравнение и обобщение и др.
И, наконец, в-третьих, философское знание является базой для формирования частных методов науки.
Слайд 23ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ В НАУКЕ
Исходя из вышеизложенного методологию юридической науки можно определить как применение обусловленной
философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений. Методология, таким образом, не сводится к совокупности определенных методов, способов познания, а является цельным, внутренне единым аппаратом познания государственно-правовых и политико-идеологических явлений.
Слайд 24Данный факт, безусловно, не умаляет значения инструментального аспекта методологии для познания государственно-правовых
явлений. В связи с этим В. А. Сапун отмечает, что инструментальный аспект исследования правовой действительности позволяет рассмотреть право как специфическую систему правовых средств, объединяемых на отдельных участках правового регулирования в своеобразные правовые режимы, механизмы регулирования, по-разному обеспечивающие решение социально-экономических, организационных, политических задач в зависимости от специфики правового регулирования его типов и способов: общедозволительного или разрешительного, автономно-диспозитивного.
Слайд 25СПЕЦИФИКА МЕТОДОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
специфика методологии юридической науки, таким образом, обусловливается особенностями объекта
и предмета ее научного познания. В широком понимании объектом юридической науки выступает право и государство как социальное явление, а предмет образуют регулируемые правом общественные отношения, нормы и институты, источники юридических норм, эффективность применения норм права, правоотношения и юридические факты, а также закономерности права, догма права, юридическая техника. «В специфике предмета юридической науки выражена и специфика ее метода; данное обстоятельство соответствует общенаучному требованию логического, теоретического единства предмета и метода научной системы знаний
Слайд 26В современных условиях исследователи отмечают кризисное состояние общественных наук и их методологии
в том числе . Такое положение отчасти может быть объяснено переходным состоянием общества. Современная социокультурная ситуация характеризуется завершением перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, что ведет к смене приоритетов и ценностей не только в экономике и политике, культуре и морали, но и в государственно-правовой сфере. Базовым ресурсом становится информация, что неизбежно приводит к нарастанию ценностного отношения не только к самой информации, по и к умению ее добывать, обрабатывать и использовать.
Слайд 27В этих условиях довольно остро стоит проблема соотношения методологического, теоретического и прикладного
знания в юриспруденции. Проблема взаимодействия юридической науки и практики сводится к тому, что теоретические исследования призваны удовлетворять нужды практики, базироваться на ее материалах, а практика, в свою очередь, должна опираться на научно обоснованные рекомендации и выводы. Юридическая наука призвана направлять организационно-практическую деятельность различных субъектов, изучать и корректировать формирующийся личный и социально-правовой опыт, способствовать выработке и реализации юридической политики в разнообразных сферах общественной жизни.
Слайд 28Таким образом, методология — сложное явление, не получившее однозначного определения. Она понимается,
во-первых, как наука о методе; во-вторых, как система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки; в-третьих, как совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке. С точки зрения философии методология представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Слайд 29Методология отраслевых наук, базирующаяся на всеобщих методологических принципах, выработанных философией, обусловливается особенностями
объекта и предмета познания конкретной науки, а также целями и задачами проводимого исследования. Только правильно выработанная методология исследования способна привести к позитивным результатам научного поиска.
В современных условиях ученые оперируют не просто понятием метода науки, а имеют дело с развитой системой этих методов, строящейся на основе определенных методологических принципов, что позволяет говорить о методологии юридической науки.