Пассажиры философского парохода: Степун Ф.А

Содержание

Слайд 2

Степун Федор Августович (1884 - 1965 г.г.) - русский философ, культуролог, историк,

Степун Федор Августович (1884 - 1965 г.г.) - русский философ, культуролог, историк,
писатель.
Учился философии в Гейдельбергском университете у Виндельбанда (1902-1910 г.г.). В 1910 защитил докторскую диссертацию по историософии В.С Соловьева. Один из редакторов журнала "Логос", выходившего в России в 1910-1914. Выступал как литературный и театральный критик.

Слайд 3

С 1931 по 1939 - член редакции журнала "Новый град". Один из

С 1931 по 1939 - член редакции журнала "Новый град". Один из
идеологов "новоградства" - формы христианского социализма. В 1944, в результате бомбардировки Дрездена, погибли его архив и библиотека. С 1946 преподавал историю русской философии в Мюнхенском университете, заведовал кафедрой русской культуры. Активно включился в жизнь второй волны русской эмиграции.
Публиковался в журналах: "Новый путь", "Грани", "Мосты", "Опыты". Основные работы - статьи в "Логосе": "Трагедия творчества" (1910), "Трагедия мистического сознания" (1911), "Жизнь и творчество" "Встречи" (1962), "Большевизм и христианское существование" (1962), "Мистическое мировоззрение" (1964). Федор Августович считается представителем чистого трансцендентализма.

Слайд 4

Основные философские идеи

В основе философских построений - синтез неокантианства с идеями феноменологии,

Основные философские идеи В основе философских построений - синтез неокантианства с идеями
от которых он двигался к философии жизни и религиозному мировосприятию. В своей исходной установке Фёдор Августович видел задачу философии в "узрении" Абсолюта, понимаемого в традиции В.Соловьёва как положительное всеединство. "Узрение" возможно в переживании как первичной реальности душевно-духовного бытия личности.
По мысли Степуна возможны два типа переживаний (опыта): творчества и жизни.
Движение в глубины переживания (к Абсолюту) вовне проявляется в создании культурных ценностей (движение к полюсу культуры). Тем самым, по Степуну, задается антиномизм жизни и творчества, сознания и бытия, двойственность человека: он как то, что он есть (дан как хаос), и он как идеал (задан себе как космос). Отсюда трагедийность (жертвенность) творчества как особой формы объективации, наиболее полно реализуемой в искусстве.

Слайд 5

В зависимости от варианта решения существуют три типа души (личностей):
Мещанская

В зависимости от варианта решения существуют три типа души (личностей): Мещанская душа
душа
Мистическая душа
Артистическая душа
Творчество создает ценности состояния, организующие и упорядочивающие жизнь, а так же предметные ценности. В культуре привилегированное положение занимает искусство, в искусстве – театр. Искусство символично, оно выражает идею не однозначно, а многосмысленно. Постигая символику, художник в художественных образах "выкликает" и "высветляет" заложенные в ней идеи, "возвращая" конкретность мира Богу. Человеку нужны не "точки зрения", а "видение мира", объемлющее мир в целостности ("сочувствующее видение"). Видение, с точки зрения Степуна, дает христианство как духовный опыт веры, любви и свободы.

Слайд 6

Август Фёдорович считал большевизм "почвенным" и первичным, а не случайным и "наносным"

Август Фёдорович считал большевизм "почвенным" и первичным, а не случайным и "наносным"
явлением русской культуры.
В списке высылаемых из России интеллигентов Степун характеризовался следующим образом: "Философ, мистически и эсеровски настроенный. В дни керенщины был нашим ярым, активным врагом, работая в газете правых социалистов-революционеров "Воля народа". Керенский это отличал и сделал его своим политическим секретарем. Сейчас живет под Москвой в трудовой интеллигентской коммуне. За границей он чувствовал бы себя очень хорошо и в среде нашей эмиграции может оказаться очень вредным... Характеристика дана литературной комиссией. Тов. Середа за высылку. Тт. Богданов и Семашко против".

Слайд 7

С товарищами и соратниками (слева направо): Ф.А. Степун, И.И. Фондаминский, И.А. Бунин,

С товарищами и соратниками (слева направо): Ф.А. Степун, И.И. Фондаминский, И.А. Бунин,
И.П. Демидов. 17 апреля 1931 года. Гуверовский институт. Фото: Из личного архива Ф.А. Степуна.

Слайд 8


В 1926 году получил место профессора социологии в Дрезденском техническом университете. Выступал

В 1926 году получил место профессора социологии в Дрезденском техническом университете. Выступал
с публичными лекциями в городах Германии, Швейцарии и Франции. Возглавил "Общество имени Вл. Соловьева" в Дрездене, ставшее одним из центров духовной жизни русских изгнанников в Европе.
В 1937 году нацисты лишили Степуна права преподавать - "за жидофильство и русофильство".

Чем занимался за границей

Слайд 9

В 1947 году возглавил созданную специально для него кафедру истории русской культуры

В 1947 году возглавил созданную специально для него кафедру истории русской культуры
в Мюнхенском университете, где вел уникальный предмет - историю русской мысли. Лекции Степуна проходили в переполненных аудиториях. Популярность его была столь высока, что порой после лекций студенты несли Федора Августовича до дома на руках.
Был отмечен высшим знаком отличия ФРГ за вклад в развитие русской и европейской культуры. Его называли "мостом между Россией и Германией".
Дружил с Иваном Буниным, который считал, что лучшие статьи о его творчестве написаны именно Степуном.
Имя файла: Пассажиры-философского-парохода:-Степун-Ф.А.pptx
Количество просмотров: 53
Количество скачиваний: 0