Новые онтологии (I). Человеческое и нечеловеческое

Содержание

Слайд 2

Онтология (онтос – сущее, логос – учение)

- учение о фундаментальных принципах

Онтология (онтос – сущее, логос – учение) - учение о фундаментальных принципах
существования природы, общества, человека, культуры
Бытие - предельно общая категория, объединяющая самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования; это то, что существует; то, что есть.

Слайд 3

Открыл онтологическую проблематику Парменид – древнегреческий философ (540 - 470 гг.

Открыл онтологическую проблематику Парменид – древнегреческий философ (540 - 470 гг. до
до н.э.). Он вводит понятие «бытие»; принцип тождества бытия и мышления: «Бытие есть, а небытия — нет». Бытие у Парменида вечно, неизменно, не имеет пределов

Слайд 4

Классические типы онтологий (1)

1. Парменидовский: в подлинном смысле есть лишь само бытие

Классические типы онтологий (1) 1. Парменидовский: в подлинном смысле есть лишь само
– единое, неделимое, вечное, неизменное. Различные единицы сущего упорядочиваются по принципу восхождения (например, клетка, микроб, орган, человек, планета Земля, галактика Млечный Путь, видимая Вселенная). Выше всего - Бытие.

Слайд 5

Классические типы онтологий (2)

2. Атомистический: подлинным бытием также обладает лишь то, что

Классические типы онтологий (2) 2. Атомистический: подлинным бытием также обладает лишь то,
не может не быть (т.е. нечто вечное, единое, неделимое, неизменное). Но в случае атомистики это то, что лежит в основе всего, атом. Это то, из чего состоит все. Различные единицы сущего упорядочиваются по принципу нисхождения.

Слайд 6

Классические типы онтологий (3)

Корреляционистский (антропоцентристский): человек как центр; мир распадается на два

Классические типы онтологий (3) Корреляционистский (антропоцентристский): человек как центр; мир распадается на
несводимых друг к другу порядка - субъективное и объективное, мыслящее и протяженное, человеческое и не-человеческое, культурное и природное; связан с учением И.Канта
Корреляция (с лат. «соотношение, взаимосвязь») – субъектно-объектная связь, связь между сознанием и бытием
Корреляционизм – идея, согласно которой познающий субъект не может выйти за рамки репрезентации

Слайд 7

Феномен — мир явлений.
Ноумен — умопостигаемый предмет.
«Вещь в себе» — мир вещей,

Феномен — мир явлений. Ноумен — умопостигаемый предмет. «Вещь в себе» —
существующий до нашего восприятия органами чувств, не доступный познанию во всей полноте.
Агностицизм Канта – невозможность познания «вещи в себе».

Слайд 8

4.Новые онтологии

возникают как реакция на изменение представлений человека о своем месте

4.Новые онтологии возникают как реакция на изменение представлений человека о своем месте
в картине мира → отказ от антропоцентризма и попытка построения картины мира, в которой человек не будет занимать привилегированное место
поворот к реальности

Слайд 9

4. Плоские онтологии: каждый объект сам себя определяет, все они независимы по

4. Плоские онтологии: каждый объект сам себя определяет, все они независимы по
отношению друг к другу и равнозначны с онтологической точки зрения.
Никакого упорядочивающего принципа нет, нет вертикали → остается плоскость, горизонталь. Человек в рамках плоской онтологии – это просто объект, наряду с множеством других объектов. Человеческое=нечеловеческому

Слайд 10

а) Спекулятивный реализм

это не имеющее четкой формы философское объединение, возникшее в

а) Спекулятивный реализм это не имеющее четкой формы философское объединение, возникшее в
2007 году. Его представителей (Рэй Брассье, Йэн Хэмилтон Грант, Грэм Харман, Квентин Мейясу) объединяет защита реализма и отказ от «корреляционизма»
Спекулятивное суждение - тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту
Основная особенность: возрастание интереса к спекуляции о реальности

Слайд 11

Спекулятивный материализм Квентин Мейясу (р.1967)

«спекулятивный материализм» пытается пробиться к объективной (то

Спекулятивный материализм Квентин Мейясу (р.1967) «спекулятивный материализм» пытается пробиться к объективной (то
есть избавленной от человеческого) реальности, к «Великому Внешнему». Быть для него – значит, быть не коррелятом, а фактом.
Точка доступа - «проблема доисторического» (это события, предшествующие появлению сознания, поэтому их нельзя помыслить как события-для-нас). Выход к Великому Внешнему – через математизируемые свойства объекта (радиоуглеродный анализ)
Приходит к отрицанию необходимости во Вселенной. Не существует никакой причины для вещей быть такими, как они есть. Единственная необходимая сущность – это необходимость контингентности (случайности). Контингентность есть абсолютная возможность-бытия-иным всех сущих.

Слайд 12

б) Объектно-ориентированная онтология (ООО) Грэм Харман (1968 г.)

Мир состоит из объектов

б) Объектно-ориентированная онтология (ООО) Грэм Харман (1968 г.) Мир состоит из объектов
(тел). Объект - любая единичная реальность. Вся предыдущая философия «подрывала» объект, т.е. рассматривала его как нечто, составленное из неких исходных субстанций – материи, духа.
Существование объекта есть нечто большее, чем наше мышление о нем.
Отказ от антропоцентризма. Человек, в силу своей телесности, является всего лишь объектом.

Слайд 13

Человек, не мыслящий себя без окружающих его вещей, сам все меньше

Человек, не мыслящий себя без окружающих его вещей, сам все меньше от
от них отличается.

Это не означает дискредитацию статуса человека, скорее повышает статус объектов.
Эстетика как первая философия — эстетический способ познания реальности единственный способ, свободный от различных форм реляционизма.

Объектно-ориентированная онтология Г. Хармана

Слайд 14

Г. Харман предлагает рассматривать жизнь всех объектов как основание для метафизики. Объекты

Г. Харман предлагает рассматривать жизнь всех объектов как основание для метафизики. Объекты
бывают реальные и чувственные. Реальные существуют сами по себе и не вступают во взаимодействие. Взаимодействовать могут только чувственные объекты, причем на это способны все они, а не только человек.

Слайд 15

в) Акторно-сетевая теория (АСТ) Бруно Латур (р.1947)

Основной принцип АСТ - концепция гетерогенной сети,

в) Акторно-сетевая теория (АСТ) Бруно Латур (р.1947) Основной принцип АСТ - концепция
состоящей из разнородных элементов, как социальных, так и технических
Сеть - совокупность акторов (людей и вещей, выполняющих действия, направленные на других), которые взаимодействуют в едином пространстве и деятельность которых направлена на решение общей задачи. Агенты такой сети не только связаны друг с другом и осуществляют совместную деятельность
Люди рассматриваются без какого-то отличия от всех других сущностей. Они не имеют никакого преимущества внутри этой теории

Слайд 16

Акторно-сетевая теория

Актором может быть лицо, организация, а также объект, такой, как коронавирус

Акторно-сетевая теория Актором может быть лицо, организация, а также объект, такой, как
в публичном пространстве, который непосредственно влияет на поведение людей.
Что важнее, эти акторы создают не иерархию, а плоскую, динамическую сеть, которая определяет их взаимные отношения.

Слайд 17

Основные понятия АСТ

Актант - любое действующее лицо в истории построения и развития

Основные понятия АСТ Актант - любое действующее лицо в истории построения и
сети. Это предмет или сущность, совершающая действие или подвергающееся действию. Общество формируется не только людьми, но и артефактами, и материальными предметами
Артефакты являются буквальными и полноправными элементами общества, представляющего теперь континуум «людей-нелюдей»
Перевод – основной принцип построения сети - это попытка установить приравнивание между двумя неэквивалентными феноменами или терминами

Слайд 18

Акторно -сетевая теория (Б. Латур, М. Каллон, Д. Ло) предполагает, что все

Акторно -сетевая теория (Б. Латур, М. Каллон, Д. Ло) предполагает, что все
компоненты структур (люди, артефакты, животные и др.) образуют сеть отношений, которые могут быть описаны в одних и тех же терминах.
АСТ это подход «материально-семиотический». Он наносит на одну и ту же карту такие отношения, которые являются и «материальными» (между вещами) и «семиотическими» (между понятиями). Например, взаимодействия в банке включают в себя как людей, так и их идеи, и компьютеры. Вместе они образуют единую сеть.

Слайд 19

г) Теория ассамбляжей: Мануэль Деланда

ввёл философский термин «плоские онтологии»; автор теории ассамбляжей
Ассамбляжи

г) Теория ассамбляжей: Мануэль Деланда ввёл философский термин «плоские онтологии»; автор теории
(с фр. «сборка») — это конструкции, или динамические отношения, существующие в виде автономных целостностей, которые состоят из гетерогенных частей любой природы, в свою очередь, также являющихся ассамбляжами.
Части и целостности (будучи ассамбляжами) обладают равной реальностью, и это налагает запрет как на сведение целого к сумме частей, так и на выведение частей из целого: любое отношение между ассамбляжами или «внутри» ассамбляжей — отношение внешнее.

Слайд 20

Постчеловеческая онтология Дилан Тригг (1978)

Критика корреляционизма. Идея мира без человека (человечество преходяще), человек

Постчеловеческая онтология Дилан Тригг (1978) Критика корреляционизма. Идея мира без человека (человечество
не есть центр мироздания. Феноменология тела как нечеловеческая феноменология - метод познания нечеловеческих феноменов. Тело как фрагмент материальности, которая является как человеческой, так и нечеловеческой.
Материальность жизни схватывается через призму тревоги и ужаса. В человеческом теле материя обретает свое выражение. Ужас - пересечение человеческого и нечеловеческого. Материальность чужих сил может стать властелином нашей субъективности.

Слайд 21

Темные онтологии. Манифест Леви Брайанта Материализм, нигилизм, атеизм

Существование не имеет смысла, как и

Темные онтологии. Манифест Леви Брайанта Материализм, нигилизм, атеизм Существование не имеет смысла,
всё во Вселенной. Всякая жизнь завершится и будет уничтожена. Жизни после смерти нет ни в каком значимом смысле. Бытие бесцельно. У бытия нет плана, всё это — лишь анархия и случайность. Нет сверхъестественной причинности любого рода. Сторонники тёмной онтологии обязаны ощущать изумление, страх и уважение к вещам как раз потому, что всё случайно и бессмысленно, и потому невозместимо. Ничего не происходит в том, что не имеет физического или материального субстрата. Люди — особый тип животных среди других животных, и не являются кульминацией Бытия или «существования». Никакая философия не может игнорировать или выносить за Скобки данные наук и оставаться легитимной. Философия не является основанием для всякой другой дисциплины, и никакая другая дисциплина не нуждается в легитимации со стороны философии. Мир пронизан антагонизмами, и всегда будет так. Мироздание безразлично в отношении нас, наших страданий, того, как мы проживаем свои жизни, и продолжаем ли мы наличествовать. Тем не менее, мы не безразличны друг другу. Если нашу планету однажды навестят пришельцы, то они не будут приятными, и они не будут добрыми. «Звездные войны» — не документальный фильм

Слайд 22

Критическая постгуманитаристика Рози Брайдотти, Донна Харауэй

Критикуют классические гуманитарные теории за антропоцентризм и

Критическая постгуманитаристика Рози Брайдотти, Донна Харауэй Критикуют классические гуманитарные теории за антропоцентризм
скрытый европоцентризм. Они описывают реальность, в которой исключительное положение занимает стандартный белый мужчина, а все остальные (женщин, коренных народов, животных и геологических объектов) подвергались дискриминации, это поражало реальность, в которой эта дискриминация осуществлялась на практике.
Современные постгуманистические теории дают опыт бытия Другого, которые подрывают традиционный подход, отчего возникает вопрос, какая онтология (и антропология) приходит на смену прежней.
Общую схему исследований постчеловеческого состояния должны задавать постгуманитарные науки, основывающиеся на сложном взаимодействии человека с не-человеческими агентами.