Географическая классификация народов мира. Этнос как пространственный феномен

Содержание

Слайд 2

Географическая классификация народов мира является базовой.
 Народы Австралии и Океании (подобласти: Австралия

Географическая классификация народов мира является базовой.  Народы Австралии и Океании (подобласти:
и Тасмания, Новая Зеландия, Полинезия, Меланезия, Микронезия);
 Народы Азии (подобласти: Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная Азия, Закавказье, Азиатская часть России);
 Народы Америки (подобласти: Северная Америка, Центральная Америка, Южная Америка);
 Народы Африки (подобласти: Северная Африка, Западная Тропическая Африка, Восточная Африка, Южная Африка, Центральная Африка);
 Народы Европы (подобласти: Восточная Европа, Западная и Центральная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Европейская часть России).

Слайд 4

При историко-этнографическое районировании учитывается не только факт географического соседства народов, но и

При историко-этнографическое районировании учитывается не только факт географического соседства народов, но и
сложившаяся система связей. Выделяются историко-этнографические, или традиционно-культурные области, в пределах которых в процессе длительного исторического развития сложилась определенная культурная общность
Средиземноморье — объединяет территории Европы, Аазии и Африки, а также многочисленные острова и архипелаги: Сицилию, Сардинию, Кипр, Крит, Балеарские острова и тд. Его площадь составляет выше 5 млн км².
Это - колыбель мореплавания, зона активной торговли и культурного обмена с древности.
Средиземноморский регион населяют индоевропейские, семито-хамитские, тюркские и другие народы. Этнографически и лингвистически Средиземноморье делится на несколько крупных зон: северо-западную (романские народы и языки), юго-восточную (семито-хамитские языки), и северо-восточную (греческая, тюркская, славянская и албанская группы).
Левант (от ср.-франц. Soleil levant «восход солнца») — общее название стран восточной части Средиземноморья (Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Египет, Турция и др.), в более узком смысле — Сирии, Израиля и Ливана.
Самая большая этническая группа Леванта — арабы. Здесь живут ассирийцы, греки и др. народы. В 1948 г. в границах Левата возникло гос-во Израиль, ставшее местом стяжения евреев сего мира. Левантийские мусульмане, христиане и кипрские марониты-христиане говорят на левантийско-арабском языке, также известным как средиземноморский язык; языком Израиля стал иврит.

Слайд 5

Геродот Галикарнасский (приблизительно между 484 и 425 гг. до н. Э) —

Геродот Галикарнасский (приблизительно между 484 и 425 гг. до н. Э) —
древнегреческий писатель - автор 9 книг «Истории» - рассказывающих об обычаях многих народов Средиземноморья и Азии. Геродот разделил мир на эллинов и варваров и обозначил принцип географического детерменизма.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – франц. просветитель, правовед, философ
«О духе законов» 1748 г. Обоснование доминирующей роли климата и природной среды в человеческой истории

Фридрих Ратцель (1844- 1904 )
Многотомные труды Ф. Ратцеля «Антропогеография» 1882 г., «Народоведение» 1885 г., «Земля и жизнь» 1891 г. воссоздавали общую картину расселения человечества и развития культуры в связи с географическими условиями.

Лев Ильич Мечников (1838 - 1888 гг.) — швейцарский географ, революционер-анархист и публицист русского происхождения. На основе сравнительной географии предпринял попытку объяснить исторические процессы формирования общества и особенности взаимодействий между народами; связывал особенности развитых цивилизаций прошлого с астрономическим фактором (количества солнечного света)

Эллен Черчилль Семпл (1863 —1932) — американский географ. Является автором работ по антропогеографии и энвайронментализму (учению об окружающей среде). Обосновала принцип природного детерминизма, согласно которому физическая среда в большей степени, нежели социальные условия, определяют культуру.

Дмитрий Николаевич Анучин (1843-1923) — русский географ, этнограф, археолог, основоположник изучения географии, антропологии и этнографии в Московском университете. В 1902 г. ввёл в оборот термин «антропосфера». Автор трудов по страноведению и проч.

Проблема связи народа и территории обсуждалась с эпохи античности

Слайд 6

В 1922 г. В Дальневосточном университете С.М. Широкогоров прочитал курс лекций по

В 1922 г. В Дальневосточном университете С.М. Широкогоров прочитал курс лекций по
теории этноса.
С. М. Широкогоров «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» Шанхай, 1923.:
В определении С.М. Широкогорова: этнос – группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единоe происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых от других.
С.М. Широкогоров выделил три среды, с которыми взаимодействует этнос: первичная (географическая), вторичная (социальная и культурная) и этническая (соседние этносы).
Он указывал на осознание связи с целым у каждого члена этноса и на определенное тяготение, которое связывает индивидуума с территорией проживания.
Составными элементами идентичности человека является восприятие «своей» территории и «своего» общества.
Этнос – существует в динамическом процессе, в котором действуют силы центробежные и центростремительные, находящиеся под влиянием среды обитания, культуры и окружения.
Индекс «этнического равновесия» w = q)/(TS) определяется соотношением численности этноса, занимаемой им территорией и степенью адаптации к среде (физической и культурной).
Этнос как единица может существовать только в условиях сохранения равновесия

Слайд 7

Каждый этнос складывается на определенной территории, что делает возможным рассматривать его как

Каждый этнос складывается на определенной территории, что делает возможным рассматривать его как
пространственный феномен.
В рамках теории этноса территория формирования этноса рассматривалась в качестве фактора, определяющего все его дальнейшее развитие.
Освоение территории происходит в процессе адаптации
Уникальность каждого народа является следствием двух факторов – географического окружения и способностей к использованию ресурсов, расположенных на занимаемой территории. Пограничные комплексные ландшафты определяют энергетический потенциал и возможности культурной инициативы формирующегося этноса.
В результате освоения территории по схеме присвоения или преобразования происходит трансформация среды обитания – формируются историко-культурные, антропогенные ландшафты.
Существуют ландшафты, приспособление к которым требует создания специализированной культуры. Эти территории характеризуются экстремальными экологическими условиями (приполярная зона, зона пустынь, высокогорные районы). Адаптация к ним требует настолько значительные усилия, что дальнейшая жизнедеятельность этноса направлена исключительно на поддержание равновесия со средой.
Высокая роль вмещающего ландшафта находит свое отражение в традиционной (изначально мифологической ) модели мира.
Для сложения этноса необходима непрерывность территории (отсутствие географических преград или иноэтничных вкраплений).
Для сформировавшегося этноса важно наличие «этнотерриторального ядра», по отношению к которому идентифицируют себя все части этноса, рассеянные по миру.
Территория является условием самосохранения этноса
Этническое самосознание «прикрепляется» к земле, воспринимаемой как «родина» или «отчизна».

Слайд 8

ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ ИМЕЕТ ПОДВИЖНЫЙ ХАРАКТЕР
Древняя Русь IX-XII вв. Династия Рюриковичей.
Разрозненные русские княжества

ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ ИМЕЕТ ПОДВИЖНЫЙ ХАРАКТЕР Древняя Русь IX-XII вв. Династия Рюриковичей. Разрозненные
30-е гг. XII в. – 30-е гг. XIII в.
Золотая Орда 1224 (1243 г.) - сер. XV в.
Ордынское иго: 1223 г. (битва на Калеке) - 1480 г. (стояние на Угре)
Московское княжество превратилось в общерусское в XV в.
С 1485 г. московский князь (Иван III) - стал именоваться «государем всея Руси».
Московское царство в конце XVI в. стало именоваться Россией.
1533 г.- 1584 г. правление Ивана Грозного.
1547 г. – Иван Грозный венчан на царство – утвержден титул царь Руси
В 1721 г. Петр I принял титула императора.
В 1721 г. в России было 336 городов, в которых проживало 170 тыс. жителей (из 15 млн. населения страны)

К нач. ХХ в. территория Российской империи составила 22, 4 млн. км кв. По переписи 1897 г. нас. составляло 128, 2 млн. чел.; русские составляли 44,3 % населения.
В составе России находились Царство Польское и Великое княжество Финляндское.
Территория страны делилась на 81 губернию и 20 обл. Бухарское и Хивинское ханства были официальными вассалами России.
В 1914 г. под протекторат Росси был принят Урянхайский край (Тува).

Слайд 9

Анклав (фр. enclave от лат. inclavatus «заключенный, запертый») — часть территории этноса/государства,

Анклав (фр. enclave от лат. inclavatus «заключенный, запертый») — часть территории этноса/государства,
полностью окружённая территорией другого народа/ государства. Анклавное расселение (иногда достаточно многочисленными группами) – расселение группами отстоящими друг от друга на значительном расстоянии и окруженными иноэтническим и иноязычным населением.

Слайд 10

Сальдо миграции в 2008

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — переселение людей из

Сальдо миграции в 2008 Миграция населения (лат. migratio — переселение) — переселение
одного региона (государства) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния; часто связано с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью перемены постоянного места жительства или временного пребывания на территории (для осуществления учёбы или трудовой деятельности) независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих

Общая

Различные типы миграции включают:
внешнюю и внутреннюю
сезонную миграцию туристов и сельскохозяйственных рабочих;
миграцию из сельской местности в города, происходящую в развивающихся странах в процессе индустриализации (урбанизация);
миграцию из городов в сельскую местность, более распространённую в развитых странах (рурализация);
кочевничество и паломничество
временную и долгосрочную
маятниковую
приграничную или транзитную
нелегальную
Классификация по формам:
общественно организованное
неорганизованное
Классификация по причинам:
экономическая
социальная
культурная
политическая
военная
Классификация по стадиям:
принятие решений
территориальное перемещение
адаптация

Слайд 11

R. A. Billington. The Far Western Frontier 1830 - 1860. N. Y.

R. A. Billington. The Far Western Frontier 1830 - 1860. N. Y.
1956.
R. A. Billington. The American Frontier. Washington. 1965.
Американский и сибирский фронтир. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1997.
Резун Д. Я., Шиловский М. В.
Сибирь, конец XVI - начало XX века: фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов. Новосибирск, 2005.
Романова A.П., Якушенков С.Н., Хлыщева Е.В., Васильев Д.В.,
Якушенкова Ок.С., Якушенкова Ол.С., Кусмидинова М.Х., Топчиев М.С.
Нижневолжский фронтир: культурная память и культурное
наследие (Учебное пособие). Астрахань2014,

Фредерик Джексон Тёрнер (1861—1932 гг.) — американский историк, как создатель «теории границы» - фронтира

Фронтир (англ. frontier - «граница, рубеж, пограничье») в истории США — зона освоения Дикого Запада, расположенная на территории современных штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Колорадо, Канзас, Небраска, Оклахома и Техас, которая постепенно расширялась и перемещалась на запад вплоть до Тихоокеанского побережья

В этнологиии под франтиром понимают подвижную границу этнокультурного взаимодействия