Слайд 2Теотиуакан (место, где родились боги, или Город Богов) — заброшенный город, расположенный в 50 километрах
к северо-востоку от города Мехико в муниципалитете Сан-Хуан-Теотиуакан.
Слайд 3Теотиуакан стал региональным центром во II в. н. э. в результате того, что
город Теопанкаско и прежний центр Куикуилько были заброшен после извержения вулкана, а их жители переселились в Теотиуакан. Город стал крупным региональным центром с населением более 200 тысяч человек.
Слайд 4Правильная сеть улиц, пересекающихся под прямым углом с центральным проспектом города, свидетельствует
о том, что Теотиуакан развивался по тщательно продуманному плану. Вокруг центра находились близко расположенные друг к другу глинобитные жилища простых горожан, образующие отдельные городские кварталы, с узкими улицами и глухими стенами домов. Все дома были одноэтажными, с плоскими крышами и без окон. Единственным источником воздуха и света служили двери, обязательно выходившие во внутренний открытый дворик.
Слайд 5В эпоху своего наивысшего расцвета (250—600 гг. н. э.) Теотиуакан оказывал значительное культурное влияние
на многие области Месоамерики. Теотиуаканские глиняные сосуды и статуэтки встречаются от северных районов Мексики до гор Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. В эпоху расцвета своего могущества Теотиуакан контролировал центральные нагорья Мексики и поддерживал контакты с центрами соседних цивилизаций — Оахакой, Монте-Альбаном и городами-государствами майя (Тикаль).
Слайд 6В период своего расцвета это был город с четко организованным укладом, во
главе которого стояли жесткие правители. Священнослужители, обладавшие познаниями в астрономии, следили за общественной жизнью и оказывали значительное влияние на сознание жителей. Религия глубоко проникала в жизнь каждой семьи. Домашние алтари были обнаружены даже в самых бедных домах. Искусство и мифология Теотиуакана, отразившие богатый духовный мир своих создателей, были сконцентрированы вокруг пантеона божеств.
Слайд 7Важнейшее место в мифологии племени занимал Кетцалькоатль, бог с телом змеи, покрытым птичьими
перьями. Обитатели города поклонялись ему как верховному божеству природы. Позднее у ацтеков Пернатый змей стал покровителем культуры, его часто отождествляли с планетой Венера.
Слайд 8 Город был основным объектом паломничества. Путешествующие по долине Мехико посещали Теотиуакан, чтобы
заключить торговые сделки, найти работу или поклониться религиозным святыням. Тысячи предгорных деревень в определённые дни оставались практически пустыми, а их жители устремлялись на площади Теотиуакана, чтобы принять участие в религиозных церемониях и мистических праздниках, призванных обеспечить будущее процветание города и всех обитателей долины.
Слайд 9Теотиуакан был заброшен в середине VII в. Пришедшие сюда намного позже ацтеки застали лишь величественные руины.
Слайд 10Существуют две основные гипотезы гибели города: иноземное нашествие и восстание угнетенных низов
против правящей касты знати и жрецов. Город был разрушен почти до основания: все тайники с ритуальными дарами и гробницы разграблены, а священные статуи обезображены и разбиты. Кроме того, гибель Теотиуакана произошла в эпоху его наибольшего расцвета. Однако против обеих гипотез говорит то, что не обнаружено следов насилия или восстания.
Слайд 11В центре города есть место, известное под названием «Цитадель». Внутренняя площадь, которая
вмещала до ста тысяч человек (половину населения города), ограничена четырьмя массивными пирамидами на платформах.
Слайд 12Центральная часть комплекса — Пирамида Пернатого змея (Кетцалькоатля). К ней примыкают два помещения:
Северный и Южный дворцы, использовавшиеся не только в качестве административных центров, но также для жилья и работы.
Слайд 13Одни из главных (и самых старых) построек Теотиуакана — пирамида Солнца и пирамида Луны (высота — 42
метра).
Слайд 14Пирамида Луны.
Пирамида Луны находится у северного конца «Дороги Мёртвых». В глубине пирамиды
Луны археологи нашли погребальную камеру с останками 12 человеческих тел. У всех них были связаны руки за спиной, однако 10 из них были обезглавлены и брошены в беспорядке посередине камеры. Согласно одной из версий, это были враги обитателей Теотиуакана.
Слайд 15Две другие жертвы, по-видимому, относились к местной элите, так как были аккуратно посажены,
на них были украшения из нефрита, ожерелья из изделий, имитирующих человеческие челюсти и другие знаки высокого положения.
Слайд 16Пока не выяснено, в честь чего были принесены в жертву эти люди,
но известно, что ритуал был совершён во время существенной перестройки этого древнего сооружения. Видимо, он символизировал растущее религиозное и политическое влияние города-государства. Об этом же говорит и центр камеры, в котором установлена большая мозаика из нефрита, окруженная 18 обсидиановыми ножами.
Слайд 18Пирамида Солнца.
Пирамида Солнца, построенная около 150 года до н. э., представляет собой 5-ярусное сооружение с
плоской вершиной, на которой стоял когда-то небольшой храм. Высота этого колосса — почти 64,5 метра, длина сторон основания 211, 207, 217 и 209 метров, общий объём — 993 тыс. кубометров.
Пирамида выполнена из булыжника, глины и земли, облицована камнем и была увенчана деревянным храмом.