Ханты

Содержание

Слайд 2

Литература

Федорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и

Литература Федорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов
манси. СПб., 2000.
Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты./ отв. ред. И.Н.Гемуев. М., 2005.
Ромбандеева Е.И. История народа манси и его духовная культура. Сургут, 1993.
Гемуев И.Н. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1999.

Слайд 3

Расселение

Расселение

Слайд 4

Самоназвание (этноним)-

ханти,
хантэ,
хандэ,
хантах,
канда-ях,
кондихо.
Самоназвание связывается с

Самоназвание (этноним)- ханти, хантэ, хандэ, хантах, канда-ях, кондихо. Самоназвание связывается с хантыйским
хантыйским наименованием р. Конда – хунтэ.

Слайд 5

Имена, даваемые этносу ханты иными народами

угор,
угры,
югра,
астяки,

Имена, даваемые этносу ханты иными народами угор, угры, югра, астяки, уштяки, остяк.
уштяки,
остяк.

Слайд 6

Этнографические группы

Восточных ханты принято территориально делить на
васюганских
александровских
ваховских

Этнографические группы Восточных ханты принято территориально делить на васюганских александровских ваховских

Слайд 7

Этнографические группы

Северные ханты проживают в бассейне нижнего течения Оби (на Малой Сосьве,

Этнографические группы Северные ханты проживают в бассейне нижнего течения Оби (на Малой
в низовьях Северной Сосьвы, Казыме, Лямине, Сыне, Полуе и Надыме).
Южная группа хантов занимала территорию в нижнем течении Иртыша до его впадения в Обь с притоками р. Конда и р. Демьянка.

Слайд 8

Манси

В ХМАО это Березовский, Октябрьский, Кондинские районы, в Свердловской обл. (Ивдельский район),

Манси В ХМАО это Березовский, Октябрьский, Кондинские районы, в Свердловской обл. (Ивдельский
а также Северная Сосьва, Ляпин, Лозьва, Среднего Урала.

Слайд 9

Обские угры

Этногенез

Обские угры Этногенез

Слайд 11

Мир-сусне-хум - особо почитаемый популярнейший персонаж мансийского (и хантыйского) пантеона.
«Смотрящий за миром»,
«Человек,

Мир-сусне-хум - особо почитаемый популярнейший персонаж мансийского (и хантыйского) пантеона. «Смотрящий за
осматривающий мир»,
«Человек, объезжающий землю, объезжающий воду».

Слайд 12

Анализируя гипотезы относительно иранских истоков образа Мир-сусне-хума, ученые отмечают, что Митра и

Анализируя гипотезы относительно иранских истоков образа Мир-сусне-хума, ученые отмечают, что Митра и
Мир-сусне-хум относятся к одному классу сверхъестественных существ и занимают сходную позицию в структуре мифо-ритуальных систем.
Специфика подобных персонажей связана с тем, что они, во-первых, обеспечивают посредничество между абстрактным абсолютным божеством и людьми, а во-вторых, осуществляют руководство земным, средним миром и поддерживают порядок на социальном уровне, в то время как верховное божество непосредственно занимается макрокосмосом.
Сходные мотивы прослеживаются в представлениях о Митре. В традиционной иранской мифологии он предстает центральным божеством, являющимся посредником не только между миром божеств и людьми, но и между Добром и Злом и их владыками.
Яшин В.Б. Еще раз о митраических истоках культа Мир-сусне-хума у обских угров. // Народы Сибири: история и культура. Новосибирск, 1997 С. 44.

Слайд 20

Этническая принадлежность: северные ханты Место бытования: Белоярский район ХМАО - Югры, д. Юильск,

Этническая принадлежность: северные ханты Место бытования: Белоярский район ХМАО - Югры, д.
р. Казым Датировка: ХIX–XX века

Стилизованная антропоморфная фигура, облаченная в платки и меха, украшенная налобными пластинами..