Место археологии в системе наук

Содержание

Слайд 2

Место археологии в системе наук

Археология – естественнонаучная дисциплина?
Археология – искусствоведческая дисциплина?
Археология –

Место археологии в системе наук Археология – естественнонаучная дисциплина? Археология – искусствоведческая
историческая дисциплина?
Археология – источниковедческая дисциплина?

Слайд 3

Зарождение археологии как науки (по Глину Дэниэлу)

Классическая основа
Антикварии и геологи
Рождение археологии -

Зарождение археологии как науки (по Глину Дэниэлу) Классическая основа Антикварии и геологи
середина-вторая половина XIX в.: эволюционизм в биологии и геологии (Дарвин и Лайелл)
Становление археологии – каменный век, классификации, мировые открытыия
Мировая археология (первая половина ХХ в.)
Послевоенное время.

Слайд 4

Направления в истории археологии

По Л.Клейну (Россия)
Дидактические истории – описательные историографические обзоры.
Сенсационные истории

Направления в истории археологии По Л.Клейну (Россия) Дидактические истории – описательные историографические
– популяризация археологии
Истории археологических идей
Социальные истории – определение этапов в развитии археологии с классовых позиций
Культурные истории – определение места археологии в сети культурных интересов общества
История школ

Про Брюсу Триггеру (Канада)
Дидактические (ранние) истории
Популярные истории
Интеллектуальные истории
Социальные истории
Постмодернистские истории

Слайд 5

Дидактическое направление

Главная задача – передача знаний.
Швейцария, 1861. Шарь Адольф Морло, «Общие взгляды

Дидактическое направление Главная задача – передача знаний. Швейцария, 1861. Шарь Адольф Морло,
на археологию».
Германия, 1880. Карл Штарк. «Систематика и история археологии искусства»
1913, Генрих Булле, Бруно Зауэр. «История археологии». 1960. Герберт Кюн. «История исследований по преисторической археологии». 1963. Ганс Кайзер. «Малая история археологии».

Слайд 6

Популяризаторство археологии

70-80-е гг. XIX в. Генрих Шлиман. «Илион: город и страна троянцев»,

Популяризаторство археологии 70-80-е гг. XIX в. Генрих Шлиман. «Илион: город и страна
«Микены» и т.д.
Начало ХХ в.: А.Михаэлис. «Художественно-археологические открытия за сто лет» (1906, 1913);
Середина – вторая половина ХХ в.: К.Керам (Курт Марек). «Боги, гробницы, ученые» (1951); З.Косидовский. «Когда солнце было богом» (1968). В.Ларичев. «Охотники за мамонтами» и др.

Слайд 7

История идей

Стейв Кэссон. «Прогресс археологии» (1934) и «Открытие человека» (1939)
Глин Дэниэл. «Три

История идей Стейв Кэссон. «Прогресс археологии» (1934) и «Открытие человека» (1939) Глин
века» (1942), «Сто пятьдесят лет археологии» (1975); «Короткая история археологии» (1975)
Л.Клейн. «История археологической мысли» (2005)

Слайд 8

Археология как иллюстратор социальной истории и истории классов

Археология в контексте марксисткой концепции

Археология как иллюстратор социальной истории и истории классов Археология в контексте марксисткой
истории (раннесоветская школа: Равдоникас, Худяков; позднесоветская – Генинг, Пряхин)
Феодально-помещичья археология
Буржуазная археология
«Пролетарская археология»
Археология в контексте господствующих социальных отношений (Р.Сильверберг, Нил Сильберман и др.)

Слайд 9

Археология в контексте господствующих общекультурных парадигм

Анализ отношения общества к археологической науке и

Археология в контексте господствующих общекультурных парадигм Анализ отношения общества к археологической науке
открытиям:
А.Формозов. «Очерки истории российской археологии» (1961)
А.Шнапп. «Открытие прошлого. Происхождение археологии» (1993)

Слайд 10

«История школ»

Развитие археологии – конкуренция школ и борьба направлений (Л.С.Клейн)

«История школ» Развитие археологии – конкуренция школ и борьба направлений (Л.С.Клейн)

Слайд 11

Археология и общество: этапы взаимодействия

«Мифологический период»: археологический артефакт в системе мифологического мировоззрения
«Религиозный

Археология и общество: этапы взаимодействия «Мифологический период»: археологический артефакт в системе мифологического
период»: археологический артефакт как свидетельство религиозной истории
«Научный» период: археологический артефакт как таковой; археологический артефакт как исторический источник
«Внеконцептуальный подход» (характерен для всех этапов): археологический артефакт как материальная ценность
«Контрнаучный подход»: археологический артефакт как имитация реальности прошлого

Слайд 12

«Народная археология»

По Л.Клейну: «Народная археология» – попытки народного объяснения природы археологических артефактов.

«Народная археология» По Л.Клейну: «Народная археология» – попытки народного объяснения природы археологических
Процесс вписывания археологического артефакта в религиозно-мифологическую картину мира.
Зарождается задолго до появления научных дисциплин (в том числе истории и археологии)
Существует до настоящего момента. ХХ – начал XXI вв. – реинкарнация «народной археологии» как реакция на бурное развитие науки в рамках развития лженаучных направлений

Слайд 13

«Народная археология»

По Л.Клейну: «Народная археология» – попытки народного объяснения природы археологических артефактов.

«Народная археология» По Л.Клейну: «Народная археология» – попытки народного объяснения природы археологических
Процесс вписывания археологического артефакта в религиозно-мифологическую картину мира.
Ненанаучность («донаучность») в древности и псевдонаучность (лженаучность) ныне;
Объяснение (вписывание) любого явления в рамках (в рамки) традиционного религиозно-мифологического представления о мире и месте человека в этом мире
Не привязана к какому-то конкретному периоду существования человечества; характерно для любого уровня развития культуры человеческого общества, но занимает разное положение в системе ценностей общества в разные эпохи

Слайд 14

«Народная археология»: примеры интерпретаций

«Громовые камни»
«Домики фей»
«Заколдованные клады»
«Вавилоны»
«Следовики»
Невидимые города
«Самородные горшки»
«Волшебные монеты» («Ивановы головки»)
Кости

«Народная археология»: примеры интерпретаций «Громовые камни» «Домики фей» «Заколдованные клады» «Вавилоны» «Следовики»
гигантов, петроглифы, круги фей, бронзовые треножники и сосуды и т.д.

Слайд 15

«Громовые камни»

«Громовые стрелы» и «Громовые топоры»:
Связь с молнией и богами войны/огня
Фигурирую во

«Громовые камни» «Громовые стрелы» и «Громовые топоры»: Связь с молнией и богами
всей Евразии

Слайд 16

«Домики фей»

Дольмены, менгиры, кромлехи, круглые ограды («Стоунхендж»)
«Могилы предков»
«Дома сарацинов» (Французы); «Дома мавров»

«Домики фей» Дольмены, менгиры, кромлехи, круглые ограды («Стоунхендж») «Могилы предков» «Дома сарацинов»
(Португальцы); дома фей и великанов (Западная Европа); «богатырские хатки», «дидовы хатки» (Украина), «места силы» (неоязычество)

Слайд 17

«Вавилоны», «Девичьи пляски», «Троянские городки» и т.д.

Лабиринты из камней, относящиеся к неолиту

«Вавилоны», «Девичьи пляски», «Троянские городки» и т.д. Лабиринты из камней, относящиеся к неолиту

Слайд 18

«Следовики»

«Следовики»

Слайд 19

«Пропавшие города»

«Пропавшие города»

Слайд 20

«Самородные горшки»

«На полях деревни Нохов, лежащей около города Срема в познанском

«Самородные горшки» «На полях деревни Нохов, лежащей около города Срема в познанском
епископстве… роядтся под землей сами себе и единственно силой природы без какого-нибудь участия человека сосуды всякого рода… Они тонкие и рыхлые, пока находятся под землей в родном гнезде, зато становятся крепкими, будучи вынуты из земли».
Ян Долгуш. «Польская история» (XV в.)