Слайд 2
Пещера Шульган-Таш и озеро Шульган
издревле являлись для народов Южного Урала объектом
постоянного поклонения. Уже сейчас имеется достаточно доказательств того, что пещера Шульган-Таш являлась для местного населения своеобразным святилищем, где совершались разнообразные обряды посвящения (например, посвящение юношей в воины или охотники) и возрождения Природы. Проникновение в пещеру всегда было связано с необъятным ужасом перед неведомым миром мрака.
Слайд 3Основная часть
Капова пещера
(также Шульган-Таш, башк. Шүлгәнташ) — карстовая пещера на
территории Бурзянского района республики Башкортостан, РФ. Находится на реке Белой в заповеднике «Шульган-Таш». Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита.
Слайд 4
Название «Шульганташ» происходит из башкирского языка. «Таш» в переводе — камень, а
Шульган — это река, впадающая в Белую рядом со входом в пещеру. Кроме того, Шульган — персонаж башкирского эпоса «Урал-батыр», младший брат главного героя — повелитель подземного мира.
Слайд 5
О происхождении названия «Капова» существует две версии. Первая — от звука капели,
постоянно происходящей внутри, и вторая — от слова «капище» (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась как храм (для этой же цели были сделаны наскальные рисунки). В исторические времена (средневековье) использовалось в качестве языческого капища, о чём свидетельствуют башкирские легенды и археологические раскопки.
Слайд 6 Пещера известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека периода палеолита, датируемых периодом
от позднего солютре до среднего мадлена. Рисунки находятся на гладкой стене в дальнем конце зала Хаоса на первом этаже.
Рисунки были открыты в 1954 году зоологом заповедника А. В. Рюминым.
Слайд 7
Рисунки выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного
жира, возраст их — 14—14,5 тыс. лет, изображены мамонты, лошади и другие животные, сложные знаки, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём. Рисунки в разной степени сохранности — часть их скрывается под натёками кальцита, часть до заповедания пещеры оказалась под автографами туристов-вандалов, часть смывается влагой, текущей по стенам. Проблема поиска надежных методов консервации рисунков еще не решена. В целях безопасности оригиналов живописи экскурсантам демонстрируются копии рисунков в натуральную величину в привходовой части пещеры.
Слайд 8
Вход в пещеру представляет собой огромную арку около 30 метров в высоту.
Слева от входа в пещеру расположено озеро, из которого вытекает речка Шульган. Озеро имеет диаметр около 3 м и глубину 35 м (фактически, это не озеро, а вертикальный участок русла реки). Вода в озере непригодна для питья из-за примесей, но, используется для лечебных ванн.
Слайд 9Заключение
Немало легенд и сказаний связано и с самой пещерой Шульган-Таш. Одна
из них гласит, что в былые времена в пещере жили какие-то особые люди, не похожие на современных людей. Они были очень богаты, сеяли хлеб и имели множество разного скота. Но чаще всего легенды, связанные с пещерой, олицетворяют потусторонние силы и это понятно, поскольку, как отмечалось выше, пещерная среда более сурова и непонятна, чем обычно окружающая нас природа. В.И. Даль собирал произведения устного народного творчества, в частности и башкирского фольклора. В своих заметках он характеризует Капову пещеру по сказаниям и преданиям башкир так: "...В подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного.