Слайд 2 Туркменистан расположен на юго-западе Средней Азии. Он граничит с Ираном и
Афганистаном, омывается Каспийским морем. Столица Туркмении - Ашхабад. Кроме коренного населения - туркменов - в республике проживают русские, узбеки, казахи, таджики и др.
Слайд 5 В условиях эксплуататорского общества народные игры носили на себе отпечаток классовых
противоречий и борьбы за независимость, наполнялись элементами, чуждыми интересам трудящихся, религиозной мистикой и суевериями. Например, в игре «Шаман» согласно условиям игры дети прыгали через огонь - «очищение». Пропитаны религиозностью и считалки, скороговорки, предшествовавшие игре.
Слайд 6https://turkmenportal.com/images/uploads/blogs/f02efdc9d9d3da72137687c8fa956cfc.JPG
Слайд 9В Советской Туркмении начался пересмотр народных игр. Их стали использовать в целях
коммунистического воспитания подрастающего поколения. Однако и в настоящее время еще не решен целый ряд важных вопросов, связанных с выявлением взаимосвязи народных игр с традициями и культурой туркменского народа, с классификацией народных игр, учетом возрастных особенностей играющих, включением игр в учебно-воспитательный процесс.
Слайд 10Хромая курица (Агсактовук)
Играют дети младшего и среднего школьного возраста, 9-36 человек, на
площадке или в спортзале.
Слайд 11http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/pic/000208.jpg
Слайд 12Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м - линии старта и
финиша. Все играющие разбиваются на тройки. Два крайних игрока каждой тройки берутся за руки, а средний закидывает одну ногу на руки своих товарищей. Все тройки выстраиваются в одну линию на старте.
Слайд 13По сигналу руководителя все тройки бегут к финишу, причем в каждой из
них средний игрок прыгает на одной ноге, опираясь руками на плечи товарищей. Тройка, прибежав шаг к финишу раньше других, выигрывает. Если играющих много, то они подразделяются на две команды, которые делятся на тройки. По сигналу руководителя от каждой команды бежит тройка к финишу, затем следующие тройки, и так до конца. Каждая победившая тройка команды получает очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Слайд 14Правила:
Тройки начинают бег только по сигналу руководителя.
Если играют командами, то на линии
финиша следует поставить какие-либо предметы против каждой тройки. Каждая тройка должна обязательно обежать свой предмет на финише и возвратиться на линию старта.
Среднему игроку нельзя опускать поднятую ногу и становиться на, нее. В противном случае эта тройка проигрывает.
Слайд 15 Большинство туркменских народных игр носит коллективный характер, они приучают играющих уважать
товарищей по команде, быть честным, уметь достойно выигрывать и проигрывать, оказывать взаимную выручку и помощь.
Слайд 16 Народные игры способствуют воспитанию любви к родному краю, чувства национальной гордости,
советского патриотизма и социалистического интернационализма.
Очень важна дальнейшая разработка вопросов влияния туркменских игр на формирование морального облика молодого человека. Нужна разработка методики проведения игр.
Слайд 17 Надо отметить, что туркменские народные игры в последние годы стали шире
внедряться в учебно-воспитательный процесс школ республики, и это свидетельствует о возрастающей популярности игр.
Слайд 18Попробуй достань (Ярлыга товусмак)
Дети младшего и среднего школьного возраста (4-40 человек) играют
на площадке или в спортзале. Для игры необходимо не менее трех лент (1-1,5 м) разных цветов.
Слайд 20Ленты привязываются посередине зала за гимнастические кольца, перекладину, а если играют во
дворе, - за бельевые веревки, натянутые повыше, за ветки деревьев. Концы лент должны находиться на разной высоте от земли (пола) (рис. 4).
Играющие делятся на две команды и становятся шеренгами в 5-6 м от подвешенных лент. Перед ними в 4 м от лент чертится линия старта.
По жребию первый игрок начинающей команды подходит к линии старта и ждет сигнала, по которому он с ходу или бега должен достать в прыжке рукой ленту, расположенную на наибольшей высоте. Если ему это трудно, он достает ленту, конец которой ниже. Если игрок достанет ленту, расположенную выше других, то ему присуждается 3 очка, за ленту, конец которой находится посередине, - 2 очка, за ленту, расположенную ниже остальных, - 1 очко. Затем выходит на стартовую линию первый игрок второй команды и проделывает то же самое. Так продолжается до тех пор, пока все игроки не примут участие в прыжках. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Слайд 21Правила
Каждый игрок имеет право на одну попытку.
Игрок, не дотронувшийся до ленты, не
получает очков.
Ленту срывать нельзя, можно только коснуться ее рукой.
Слайд 22Древнейшая игра человечества
общетюркская игра «ашык ойун»
Слайд 24Альчик - или по тюркски «ашык (асык)» это суставная костяшка из места
сочленения ноги барана или козла с его бедром. Альчик или ашык это продукт овцеводства. Ашык (костяшка) отделяется от других суставов, очищается от мяса и сухожилий и используется в дальнейшем для детских игр. Согласно научных изысканий известно, что овцы и козы приручены человеком примерно 6-7 тыс.лет назад. На этом основании можно уверенно предположить, что и играть с овечьими костяшками (ашыками) люди начали многие тысячелетия назад.
У многих тюркских народов есть свои собственные древние породы овец.