Экспертные системы

Содержание

Слайд 2

ЭС в интернете выполняют рекламно-информационные функции (интерактивные баннеры) А серьёзные системы (такие, как,

ЭС в интернете выполняют рекламно-информационные функции (интерактивные баннеры) А серьёзные системы (такие,
например, ЭС диагностики оборудования) используются локально, так как выполняют конкретные специфические задачи

Слайд 3

Экспе́ртная систе́ма (ЭС, англ. expert system) — компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в

Экспе́ртная систе́ма (ЭС, англ. expert system) — компьютерная программа, способная частично заменить
разрешении проблемной ситуации
Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление. Предтечи экспертных систем были предложены в 1832 г. С. Н. Корсаковым, создавшим механические устройства, так называемые «интеллектуальные машины», позволявшие находить решения по заданным условиям, например определять наиболее подходящие лекарства по наблюдаемым у пациента симптомам заболевания

Слайд 4

Похожие действия выполняет такой программФный инструмент как Мастер (англ. Wizard). Мастера применяются

Похожие действия выполняет такой программФный инструмент как Мастер (англ. Wizard). Мастера применяются
как в системных программах так и в прикладных для упрощения интерактивного общения с пользователем (например, при установке ПО). Главное отличие мастеров от ЭС — отсутствие базы знаний — все действия жестко запрограммированы. Это просто набор форм для заполнения пользователем

Слайд 5

Структура ЭС интеллектуальных систем

Структура ЭС интеллектуальных систем

Слайд 6

-(англ. interface — сопряжение, поверхность раздела, перегородка) — граница раздела двух систем, устройств или программ,

-(англ. interface — сопряжение, поверхность раздела, перегородка) — граница раздела двух систем,
определённая их характеристиками, характеристиками соединения, сигналов обмена и т. п. Совокупность унифицированных технических и программных средств и правил (описаний, соглашений, протоколов), обеспечивающих взаимодействие устройств и/или программ в вычислительной системе или сопряжение между системами

Интефейс пользователя-

Слайд 7

Интеллектуальный редактор базы знаний

Пользователь

Рабочая (оперативная) память

Решатель (механизм вывода)

Подсистема объяснений

Интеллектуальный редактор базы знаний Пользователь Рабочая (оперативная) память Решатель (механизм вывода) Подсистема объяснений

Слайд 8

Инженер по знаниям - (англ.  knowledge engineer) — специалист по искусственному интеллекту, проектирующий

Инженер по знаниям - (англ. knowledge engineer) — специалист по искусственному интеллекту,
и создающий экспертную систему.

Обычно инженер по знаниям выступает в роли посредника между экспертом и базой знаний. Помогает эксперту выявить и структурировать знания, необходимые для работы экспертной системы , можно даже сказать, что инженер по знаниям извлекает из эксперта неформализованные знания последнего; осуществляет выбор той интеллектуальной системы , которая наиболее подходит для данной проблемной области, и определяет способ представления знаний в этой ИС

Слайд 9

База знаний - (БЗ; англ. knowledge base, KB) в информатике и исследованиях искусственного

База знаний - (БЗ; англ. knowledge base, KB) в информатике и исследованиях
интеллекта — это особого рода база данных, разработанная для оперирования знаниями (метаданными)

Слайд 10

ЭС может функционировать в 2-х режимах: 1. Режим ввода знаний — в этом режиме

ЭС может функционировать в 2-х режимах: 1. Режим ввода знаний — в
эксперт с помощью инженера по знаниям посредством редактора базы знаний вводит известные ему сведения о предметной области в базу знаний ЭС 2. Режим консультации — пользователь ведет диалог с ЭС, сообщая ей сведения о текущей задаче и получая рекомендации ЭС. Например, на основе сведений о физическом состоянии больного ЭС ставит диагноз в виде перечня заболеваний, наиболее вероятных при данных симптомах

Слайд 11

Интерпретация данных

Классификация ЭС по связи с реальным временем

Диагностика

Мониторинг

Проектирование

Прогнозирование

Обучение

Поддержка принятия решений

Управление

Интерпретация данных Классификация ЭС по связи с реальным временем Диагностика Мониторинг Проектирование

Слайд 13

Этап формализации — осуществляется наполнение экспертом базы знаний. В связи с тем, что

Этап формализации — осуществляется наполнение экспертом базы знаний. В связи с тем,
основой ЭС являются знания, данный этап является наиболее важным и наиболее трудоемким этапом разработки ЭС. Процесс приобретения знаний разделяют на извлечение знаний из эксперта, организацию знаний, обеспечивающую эффективную работу системы, и представление знаний в виде, понятном ЭС. Процесс приобретения знаний осуществляется инженером по знаниям на основе анализа деятельности эксперта по решению реальных задач
Реализация ЭС — создается один или несколько прототипов ЭС, решающие требуемые задачи
Этап тестирования — производится оценка выбранного
способа представления знаний в ЭС в целом

Этапы разработки ЭС
Этап идентификации проблем — определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей
Этап извлечения знаний — проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач
Этап структурирования знаний — выбираются ИС и определяются способы представления всех видов знаний, формализуются основные понятия, определяются способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решений, средств представления и манипулирования знаниями

Слайд 14

WolframAlpha — поисковая система, интеллектуальный «вычислительный движок знаний»
MYCIN — наиболее известная диагностическая

WolframAlpha — поисковая система, интеллектуальный «вычислительный движок знаний» MYCIN — наиболее известная
система, которая предназначена для диагностики и наблюдения за состоянием больного при менингите и бактериальных инфекциях
HASP/SIAP — интерпретирующая система, которая определяет местоположение и типы судов в Тихом океане по данным акустических систем слежения
Акинатор — интернет-игра. Игрок должен загадать любого персонажа, а Акинатор должен его отгадать, задавая вопросы. База знаний автоматически пополняется, поэтому программа может отгадать практически любого известного персонажа

Наиболее известные/распространённые ЭС