Содержание

Слайд 2

Крепостной - от крепость.

Слово и понятие "крепостной" применительно к крестьянину происходит от

Крепостной - от крепость. Слово и понятие "крепостной" применительно к крестьянину происходит
слов закрепить, прикрепить. Крепостные были закреплены за помещиком, были его собственностью, не могли от него открепиться, освободиться.

Слайд 3

Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были  работать на помещика. Отсутствие

Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика. Отсутствие
времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как- то обеспечить пищей свою семью, в которой зачастую было до 10 детей.
Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной - похлебка, щи и мучные изделия. Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей.

Слайд 4

Образ жизни крестьян
Труд, трудовая этика. Коллективизм и взаимопомощь, круговая порука, уравнительный

Образ жизни крестьян Труд, трудовая этика. Коллективизм и взаимопомощь, круговая порука, уравнительный
принцип. Ритмы крестьянской жизни. Обилие праздников в традиционной народной культуре. Сочетание будней и праздников. Быт будней, быт праздников. Патриархальность крестьянского быта. Виды творчества в крестьянском быте, позиции самореализации и самообслуживания. Социальный идеал. Народное благочестие, аксиология крестьянского мира. Ранжирование быта по демографическим и имущественным признакам. С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье.

По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам.

Слайд 5

Рассмотрим, как же строилась жизнь крепостных крестьян. Центром поместья или вотчины обычно

Рассмотрим, как же строилась жизнь крепостных крестьян. Центром поместья или вотчины обычно
было село или сельцо, рядом с которым стояла господская усадьба с домом и надворными постройками. Село обычно являлось центром примыкавших к нему деревень. В среднем селе насчитывалось около 15-30 дворов, а в деревнях стояло обычно 2-3 двора.

Слайд 7

Черносошные крестьяне - категория тяглых людей в России в XVI-XVII века, это

Черносошные крестьяне - категория тяглых людей в России в XVI-XVII века, это
класс земледельческого населения России, сидевший на "черной", т. е. невладельческой земле. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства. Жили преимущественно на малоосвоенных окраинах страны с суровым климатом, а потому часто вынуждены были заниматься охотой, рыболовством, собирательством, торговлей

Слайд 8

За выполнение государственных повинностей отвечал владелец, и государство передавало ему часть административно-фискальных

За выполнение государственных повинностей отвечал владелец, и государство передавало ему часть административно-фискальных
и судебно-полицейских функций. У черносошных крестьян эти функции выполняла община с мирским сходом и выборными должностными лицами: старостой и сотскими. Мирские органы производили раскладку податей, чинили суд и расправу, защищали земельные права общины. Мир был связан круговой порукой, что препятствовало выходу крестьян из общины.

Слайд 9

Дворцовые крестьяне - феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам

Дворцовые крестьяне - феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам
царской фамилии. Земли, населённые дворцовыми крестьянами, назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.). Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже - царского) двора продовольствием. Дворцовые крестьяне занимали промежуточное положение между частновладельческими и государственными крестьянами. Та часть крестьян, которая находилась в личных вотчинах царя в XVII в. была на положении помещичьих. Положение же остальных дворцовых крестьян было ближе к государственным, чем к частновладельческим.

Слайд 10

Казачество – военное сословие в России в XVIII- начале XX вв. В

Казачество – военное сословие в России в XVIII- начале XX вв. В
XIV-XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие службу в пограничных районах, городовые и сторожевые казаки; в XV-XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян, которые являлись главной движущей силой народных восстаний на Украине XVI-XVII вв. и крестьянских войн в России XVII-XVIII вв. Правительство стремилось использовать К. для охраны границ, в войнах и т. д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие.

Слайд 11

Подводя итог, хочется отметить, что несмотря на свое тяжелое положение крестьяне жили

Подводя итог, хочется отметить, что несмотря на свое тяжелое положение крестьяне жили
и по своему радовались жизни. Наиболее сильно это отражается в проведении различных праздников. Даже начинает складываться впечатление, что русскому мужику действительно море по колено, а горы по плечо.
Имя файла: 1341777.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0