Содержание

Слайд 2

Исторические события

В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения
Поражение в Крымской войне

Исторические события В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения Поражение в
1853-1856 гг
Смерть Николая I
Отмена крепостного права и другие реформы Александра II
=> потребность в переменах

Слайд 3

Архитектура

Еще в первой половине девятнадцатого века Москва была во многом патриархальным, купеческо-мещанским

Архитектура Еще в первой половине девятнадцатого века Москва была во многом патриархальным,
городом, не испорченным зарождающимся индустриальным капитализмом. Все изменилось с середины 19 века с бурным развитием промышленности и торговли

Корина Илона Викторовна

Слайд 4

Москва конца 1860х годов

Москва конца 1860х годов

Слайд 5

Меняется и облик Петербурга

Меняется и облик Петербурга

Слайд 6

Архитектура

Основное направление в архитектуре – Эклектизм
Характерно: копирование элементов и форм архитектурных

Архитектура Основное направление в архитектуре – Эклектизм Характерно: копирование элементов и форм
стилей прошлого (древнерусского, византийского, барокко, романского, готики и т.д.)
Эклектика породила неоренессанс, необарокко, неоготику, неорококо, неорусский стиль

Корина Илона Викторовна

Слайд 7

Неорусский стиль

Важные идеи того времени – ИСТОРИЗМ и ПАТРИОТИЗМ
В архитектуре:
Черты древнерусского зодчества
Орнаменты,

Неорусский стиль Важные идеи того времени – ИСТОРИЗМ и ПАТРИОТИЗМ В архитектуре:
заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие резьбу по дереву

доходный дом Н. Н. Никонова, 1894, Пб

искусная стилизация, последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями

Слайд 8

Новые типы зданий

Доходные дома
Банки
Конторские постройки
Пассажи (универсальные магазины)

Корина Илона Викторовна

Новые типы зданий Доходные дома Банки Конторские постройки Пассажи (универсальные магазины) Корина Илона Викторовна

Слайд 9

Доходные дома

Пик строительства – вторая половина XIX века
Нередко занимали целые кварталы
Существовали

Доходные дома Пик строительства – вторая половина XIX века Нередко занимали целые
дома и квартиры для жильцов практически всех классов и уровней достатка

Слайд 10

Доходные дома

Корпус доходного дома занимал всю доступную на участке землю, сада нет

Доходные дома Корпус доходного дома занимал всю доступную на участке землю, сада
(экономия)
украшался обычно только уличный фасад здания, куда выходили окна дорогих квартир

Доходный дом Н. Б. Юсупова 1886 г. - арх. Х. И. Грейфан

Корина Илона Викторовна

Слайд 11

Доходные дома в Москве

В 1875 г. Троице-Сергиева лавра воздвигнула первый пятиэтажный доходный

Доходные дома в Москве В 1875 г. Троице-Сергиева лавра воздвигнула первый пятиэтажный
дом с башенкой, долгое время остававшийся самым большим гражданским зданием Москвы
К началу XX столетия в Москве 5-8 этажных доходных домов насчитывалось около 800

1874-1876, арх. П.П.Скоморошенко
Ул.Ильинка, 5

Слайд 12

Пассажи (торговые дома)

Пассаж на Невском пр. 1846-1848 гг. - арх. Р. А.Желязевич

Пассажи (торговые дома) Пассаж на Невском пр. 1846-1848 гг. - арх. Р. А.Желязевич

Слайд 13

Банки

Русский для внешней торговли банк, Пб
 1871-1888 гг.
архитектор Шретер В.А.

Банки Русский для внешней торговли банк, Пб 1871-1888 гг. архитектор Шретер В.А.

Слайд 14

Конторские постройки

Дом Общества для заклада движимых имуществ - Здание ломбарда . 1853

Конторские постройки Дом Общества для заклада движимых имуществ - Здание ломбарда .
г. , арх. Желязевич Р. А

Слайд 15

Особняки

Особняк А. В. Каншина, 1868 г., арх. Винтергальтер Г. И.  

Особняки Особняк А. В. Каншина, 1868 г., арх. Винтергальтер Г. И.

Слайд 17

Главный фасад храма Христа Спасителя.  1832 год. Архитектор К. Тон. 

Современный вид

Главный фасад храма Христа Спасителя. 1832 год. Архитектор К. Тон. Современный вид

Слайд 18

Интерьер. Рисунок К. Тона, март 1861 года

Разрез по линии

Интерьер. Рисунок К. Тона, март 1861 года Разрез по линии

Слайд 19

Храм Христа Спасителя

Памятник войне 1812 г
Арх. Константин Андреевич Тон, (1839-1880)
автор попытался

Храм Христа Спасителя Памятник войне 1812 г Арх. Константин Андреевич Тон, (1839-1880)
суммировать национальные строительные традиции России – византийские, московские, владимирские
В то же время - строгость и симметрия, рожденная "ученым" академическим классицизмом

Слайд 20

Параметры

Высота – 103м
Площадь – 6805 м2
Ǿ центрального купола – 25,5м
Вместимость – 10

Параметры Высота – 103м Площадь – 6805 м2 Ǿ центрального купола –
тыс.человек
4 колокольни – 14 колоколов

Корина Илона Викторовна

Слайд 21

Храм Христа Спасителя

В плане храм представляет равноконечный крест
Пять куполов луковичной формы
Четырехстолпный

Храм Христа Спасителя В плане храм представляет равноконечный крест Пять куполов луковичной
килевидные закомары, как у московских храмов XV - XVI вв
опоясывающая основной объем храма крытая двухъярусная галерея
на уровне окон аркатурный пояс

Корина Илона Викторовна

Слайд 22

Интерьеры

Скульптурный и живописный декор

Корина Илона Викторовна

Интерьеры Скульптурный и живописный декор Корина Илона Викторовна

Слайд 24

Храм Воскресения на Крови

1883-1907
на месте, где 1 марта 1881 года смертельно

Храм Воскресения на Крови 1883-1907 на месте, где 1 марта 1881 года
ранили Царя-Освободителя Александра II
по проекту Альфреда Парланда
использованы композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века
мозаичное убранство украшает храм снаружи и внутри

Корина Илона Викторовна

Слайд 25

Декор

фигурные наличники
кокошники
пояски
изразцы
цветная глазурованная черепица
Пять куполов храма покрыты

Декор фигурные наличники кокошники пояски изразцы цветная глазурованная черепица Пять куполов храма
ювелирной эмалью площадью 1 000 кв. м.
колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи

Корина Илона Викторовна

Слайд 26

Интерьер Храма

иконостас, стены и пол облицованы поделочными и полудрагоценными камнями
Четыре колонны из

Интерьер Храма иконостас, стены и пол облицованы поделочными и полудрагоценными камнями Четыре
алтайской яшмы
Мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды
Живописные композиции Виктора Васнецова, Николая Бруни и др

Слайд 27

Место ранения Александра II

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II.
Под

Место ранения Александра II Сень над местом смертельного ранения императора Александра II.
ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика
Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом

Слайд 29

Исторический музей

проект архитектора В. О. Шервуда и инженера А. А. Семёнова
1875— 1881
заимствовал отдельные детали

Исторический музей проект архитектора В. О. Шервуда и инженера А. А. Семёнова
из рукописей, из архитектуры Останкинской церкви, из Коломенского дворца
краснокирпичный «древнерусский» декор
шатровые башни

Слайд 30

Здание Политехнического музея 1877г. архитектор А.И. Монигетти

Здание Политехнического музея 1877г. архитектор А.И. Монигетти

Слайд 33

Верхние торговые ряды (ГУМ)

Арх. Н.А.Померанцев, инж. В.Г.Шухов
1889-1893
Прогрессивное для своего времени сооружение

Верхние торговые ряды (ГУМ) Арх. Н.А.Померанцев, инж. В.Г.Шухов 1889-1893 Прогрессивное для своего
сочетает конструкцию из железа и стекла (перекрытия-дебаркадеры) с отвечающим духу эпохи неорусским стилем

Корина Илона Викторовна

Слайд 35

Верхние торговые ряды

две башни, повторяющие завершение здания Исторического музея
Занимающие целый квартал ряды

Верхние торговые ряды две башни, повторяющие завершение здания Исторического музея Занимающие целый
состоят из 3 протяжённых пассажей (размещалось более 1000 магазинов), связанных между собой поперечными проходами
проходам соответствуют 3 углублённых подъезда
Внешний и внутренний декор воспроизводит детали архитектуры XVII в.

Слайд 37

Универсальный магазин «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ)

архитектор Клейн Роман Иванович
1908г – открытие
в стиле

Универсальный магазин «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ) архитектор Клейн Роман Иванович 1908г –
европейской готики с элементами модерна
применение металлических конструкций и стальной каркас здания по проекту знаменитого инженера В. Г. Шухова => обилие света и внутренний простор.

Корина Илона Викторовна

Слайд 38

Архитекторы во вт. половине 19 века искали источник вдохновения в национальных исторических

Архитекторы во вт. половине 19 века искали источник вдохновения в национальных исторических
традициях, пытаясь отобрать лучшее, и на этой основе пытаясь создать оригинальный стиль.
На деле – стилизация, подражание => эклектизм

Слайд 39

Скульптура России

второй половины XIX века

Корина Илона Викторовна

Скульптура России второй половины XIX века Корина Илона Викторовна

Слайд 40

Скульптура

Переживает кризис
Характерно:
Сюжетность
Историческая и бытовая правдоподобность
Большое количество деталей, подробностей
Станковая жанровая скульптура, обратившаяся

Скульптура Переживает кризис Характерно: Сюжетность Историческая и бытовая правдоподобность Большое количество деталей,
к крестьянской теме

Нестор-летописец. М.Антокольский

Петр I М.Антокольский

Слайд 41

Марк Антокольский «Иван Грозный», 1875

«мучитель и мученик»

Марк Антокольский «Иван Грозный», 1875 «мучитель и мученик»

Слайд 42

Иван Грозный

в момент тревожных раздумий
монашеское одеяние. Царская шуба, скинутая с плеч, свисает

Иван Грозный в момент тревожных раздумий монашеское одеяние. Царская шуба, скинутая с
с кресла
худая сгорбленная фигура пронизана нервным напряжением
противоречивость Грозного: исторический долг и совесть, жестокость и раскаяние, внутренний суд человека и суд истории

Слайд 43

Скульптор Беклемишев «Деревенская любовь»

Скульптор Беклемишев «Деревенская любовь»

Слайд 46

Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Скульптор М.О.Микешин,1862
Высота - 15,7 м, диаметр постамента

Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде Скульптор М.О.Микешин,1862 Высота - 15,7 м,
— 9 м
имеет форму колокола (или «шапки Мономаха»)
129 фигур
Скульптурные изображения делятся на три уровня

Слайд 47

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом женщины, олицетворяющей Россию

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом женщины, олицетворяющей Россию

Слайд 48

Средняя часть - шесть скульптурных групп, символизирующих различные периоды истории Русского государства:
призвание

Средняя часть - шесть скульптурных групп, символизирующих различные периоды истории Русского государства:
варягов на Русь (862г)
крещение Руси
начало изгнания татар
образование единой Руси
начало династии Романовых
образование Российской империи (1721 год).

Слайд 49

В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических

В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических
деятелей. Фриз делится на четыре раздела:
«Военные люди и герои»
«Просветители»
«Государственные люди»
«Писатели и художники»

Корина Илона Викторовна

Слайд 50

Трудно оценить по достоинству из-за обилия фигур и подробностей

Корина Илона Викторовна

Трудно оценить по достоинству из-за обилия фигур и подробностей Корина Илона Викторовна

Слайд 52

Памятник Пушкину, 1880 скульптор А.М.Опекушин

в бронзе
Высота памятника вместе с фигурой составила около

Памятник Пушкину, 1880 скульптор А.М.Опекушин в бронзе Высота памятника вместе с фигурой
11 м
пьедестал –изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, 18 низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев

Корина Илона Викторовна