Слайд 2Содержание презентации:
Собор Святой Софии (Киев)
Собор Святой Софии (Великий Новгород)
Собор Святой Софии (Константинополь)
Церковь
Покрова на Нерли (Владимир)
Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря (Псков)
Успенский Собор (Владимир)
Дмитриевский Собор (Владимир)
Георгиевский Собор (Юрьев-Польский)
Церковь Николы на Липне (Великий Новгород)
Церковь Федора Стратилата на Ручье (Великий Новгород)
Церковь Спаса Преображенского на Ильине улице (Великий Новгород)
Слайд 3В чем заключаются характерные отличия русских храмов?
Стиль был позаимствован из Византии
Стиль построек
– купольный
Наличие внутренних столбов и колонн
Массивные стены и свободы
Купола, часто золоченые для олицетворения вечности и небесной славы
Масштаб - монументальный
Слайд 4Собор Святой Софии - Великий Новгород (1045-1052гг.)
Стиль-русская архитектура
Покровитель строительства- князь Владимир, сын
Ярослава мудрого
Архитекторы -неизвестны
Софийский собор является главным православным храмом Великого Новгорода почти тысячу лет. Расположен на левом берегу реки Волхов на территории Новгородского кремля, в самой древней его части – там, где находился Владычный двор. Собор имеет 5 глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Основной объем собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м. Вместе с галерей длина составляет 34,5, а ширина 39,3 м.
Слайд 5Собор Святой Софии – Киев (1011-1037гг.)
Стиль-украинское барокко
Архитектором Софийского собора стал Октавиано
Манчини
Покровитель строительства- Владимир Великий — Ярослав Мудрый
Изначально архитектурный облик Софийского собора представлял собой пятинефный крестово — купольный храм с 13 главами. Общая композиция экстерьера собора имела облик пирамиды. Длина и ширина самого собора составляет 29 метров, но галереи добавляют в длину еще 13 метров, а в ширину — увеличивают пространство на 16 метров. Стилистика архитектуры Софийского собора видоизменялась на протяжении веков, но внутреннее оформление интерьера сохранилось практически в первозданном виде.
Слайд 6Собор Святой Софии – Константинополь (324г.)
Стиль- Архитектура Византии
Покровитель строительства- Константин I Великий
Архитекторы-
Исидор Милетский, Анфимий Тралльский, Трдат
Бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула, район Султанахмет. Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название на сегодня - Большая мечеть Айя-София
Всемирно признанной классикой изобразительного искусства стали иконы и мозаичные фрески со стен Собора Святой Софии. В их композиционных построениях легко просматриваются римские и греческие каноны монументальной
Слайд 7Церковь Покрова на Нерли – Владимир (1165г.)
Стиль- Русская архитектура
Покровитель строительства- великий князь Андрей
Юрьевич Боголюбский
Архитекторы – неизвестны
Храм Покрова на Нерли олицетворяет период расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. В это время преобразился Владимир и рядом с ним появилась княжеская резиденция Боголюбово с белокаменными укреплениями, княжеским дворцом и храмом Рождества Богородицы.
Для церкви Покрова было выбрано место чуть более чем в километре от княжеского дворца при впадении Нерли в Клязьму (позднее устье сместилось на юг, оставив после себя старицу). Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю
Слайд 8Спасо - Преображенский Собор Мирожского Монастыря – Псков (XIIв.)
Стиль- Псковская школа зодчества
Покровитель
строительства- Ярослав Владимирович и псковский князь Судиславович
Спасо-Преображенский собор — храм византийского типа, в основании которого находится равноконечный крест, а вершиной служит средняя апсида. Венчает храм огромный купол. Древние зодчие сократили объем стен по сравнению с основным зданием, что позволило увеличить диаметр на 1,5 метра. В музее можно увидеть модель первоначального вида храма.
Слайд 9Успенский Собор – Владимир (1158-1189гг.)
Стиль- Русская романика
Покровитель строительства- князь Андрей Боголюбский
Архитекторы- Павел
Гижицкий
Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов. Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.
Слайд 10Дмитриевский Собор – Владимир (1194г.)
Стиль - русская архитектура
Архитектор- князь Всеволод Большое Гнездо
Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке), по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение
Построен в эпоху наибольшего расцвета Великого Владимирского Княества
Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.
В 1273г. храм был разграблен татаро-монголами
Слайд 11Георгиевский Собор –Юрьев-Польский (1230-1234гг.)
Стиль- Владимиро-суздальская архитектура, Раннемосковская архитектура XV века
Покровитель строительства- князь Святослав
Всеволодович, Василий Ермолин
Собор много раз менял внешний вид — к нему пристроили новый придел, ризницу и даже колокольню. Древний храм освободили от пристроек только в XX веке — реставрация шла с 1923 по 1980 год. Но воссоздать первоначальный рисунок орнамента до конца так и не удалось.
Главное украшение собора — белокаменная резьба.
Собор называют "лебединой песней" древнерусского белокаменного зодчества.
Слайд 12Церковь Николы на Липне –Великий Новгород (1292г.)
Стиль- Новгородское зодчество, с привнесением романо-готического
стиля
Покровитель строительства- Николай Чудотворец
Расположен на небольшом острове Липно в дельте реки Мсты, в 9 км к югу от Великого Новгорода.
Этот православный храм, построенный в конце XIII века, является памятником каменного зодчества. Его главный престол освящен в честь Николая Мирликийского, а предел – во имя святого Климента.
Слайд 13Церковь Федора Стратилата на Ручье –Великий Новгород (1361г.)
Стиль- Новгородское зодчество
Покровитель строительства- посадник
Семен Андреевич
Архитекторы – неизвестны
Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.
Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.