Слайд 2История
Название города Булгар связывают с этнонимом булгары. Наиболее ранние булгарские поселения на
территории современного Болгара возникли на рубеже IX—X столетий.
В 920 году арабский географ ал-Балхи впервые упоминает о Болгаре.
В 922 году Волжскую Болгарию по приглашению её правителя Алмуша посещает посольство аббасидского халифа Ал-Муктадира, секретарём в котором был Ахмад ибн Фадлан. Он отмечает, что булгары приняли ислам.
В то время заслуженной славой пользовались булгарские мастера — ювелиры, каменщики, кожевенники, кузнецы. Булгарские ювелирные изделия, булгарские кожи, меха, мёд, булгарская кольчуга были известны во многих странах и пользовались там большим спросом. Булгарские купцы вели обширную торговлю со многими странами Европы и Азии. В свою очередь, торговцы из Китая, Багдада, Дамаска, Испании, Скандинавии приезжали на ежегодную всемирную ярмарку в Булгар. Многие иностранные торговые концессии имели в городе свои слободы и улицы.
Слайд 3На карте арабского географа Идриси 1154 года Булгар и Волжская Булгария очень
подробно показаны.
Фрагмент карты Идриси-Роджера (реконструкция Конрада Миллера 1929г.), север внизу, восток слева, здесь представлен регион России, город Булгар на Волге вблизи перекрестия "67".
Слайд 4До монгольского завоевания в 1236 году город являлся одним из центров внешней
торговли Волжской Булгарии. Арабские писатели X века писали о нём: «Внешний Булгар — маленький город, не занимающий большого пространства, и известен только тем, что он главнейший торговый пункт этого государства» (Аль-Балхи). «Булгар есть небольшой город, не имеющий многих владений, известен же был он потому, что был гаванью этих государств» (Ибн-Хаукаль).
Слайд 5Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук республики Татарстан Ф. Ш. Хузин пишет, что общая площадь
Булгарского городища X—XI вв. с учетом территории посада достигала 12 га. и в X — первой половине XIII вв. Булгар в экономическом отношении уступал таким городам как Биляр или Сувар. Расцвет Булгара приходится на период Золотой Орды, когда почти в 10 раз расширяется его территория, увеличивается его население, появляются монументальные постройки.
Слайд 6Соборная мечеть.
Памятник архитектуры XIIIв. и «Большой минарет», восстановленный в 2000 году. Соборная
мечеть являлась главным зданием в средневековом Болгаре, где совершали намаз, религиозные обряды, произносили азан. В настоящее время памятник для мусульман-паломников также носит культовый характер. Приезжающие верующие читают намаз на Соборной мечети, особенно в дни празднования очередной годовщины принятия ислама.
По материалам кладки, техническим приемам мечеть аналогична постройкам Закавказья, Крыма, Малой Азии. В то же время в архитектуре Соборной мечети нашли отражение мотивы, присущие Средней Азии, а также мотивы природно-климатических и строительных условий.
Слайд 7Восточный мавзолей.
На востоке от известной достопримечательности Болгара – Соборной мечети, располагается Восточный
мавзолей. Это сооружение относится к мусульманской архитектуре и представляет собой усыпальницу шатрового типа. Мавзолей практически единственный памятник древнего Болгара, что сохранился наиболее полно. Он входит в центральный ансамбль архитектуры города.
Основание мавзолея имеет квадратную форму, плавно переходящую в ярус с 8-ю гранями, через скосы. Крыша сооружения имеет привычную для шатровых зданий форму. С юга расположена дверь с порталом выносного типа. Три остальные стены имеют оконные проемы с арочно-стрельчатой формой.
Слайд 8Оригинальность архитектуры сооружения обеспечена обустройством ложных ниш, которые сглаживают суровость массивных стен
из камня. А при освещении ниш солнечными лучами, они своеобразно украшают серое строение. История Восточного мавзолея насчитывает около 7 веков.
При строительстве булгарских памятников были использованы легкий волжский туф и известняк, белого и серого цвета. Внутренние стены и купол мавзолея сохранились полностью, поэтому можно отчетливо увидеть четкое различие известковых стен и воздушное кирпичное сооружение купола, который имеет юрты – небольшие отверстия, традиционные для мусульманской архитектуры.
Для улучшения акустических свойств здания были обустроены голосники. В отличие от керамических сосудов в северной части мавзолея, в Восточном мавзолее для акустики использовались трубы более 60 см в длину. Оштукатуренная поверхность мавзолея когда-то была украшена резными декоративными орнаментами.
Слайд 9В начале 18 века здание использовали в качестве православной церкви. Во времена
ее существования была проведена некоторая реконструкция. Вход с юга здания переделан в окно, а западный оконный проем расширили и превратили во вход в церковь. Восточная часть мавзолея обзавелась дополнительным освещением благодаря устройству окна, а в северо-западной части установили печь в углу помещения, внутренние стены оштукатурили.
Слайд 10Северный мавзолей
Напротив главного входа северного Фасада Сборной мечети в30-е годы XIV в;
был сооружен северный мавзолей, известный в литературе под названием «Монастырский погреб», поскольку использовался успенского монастыря для хранения продуктов.
От первоначального облика мавзолея сохранились фундамент, внутренняя забутовка стен и частично внутренняя облицовка, со следами купольного покрытия. Двери и оконные проемы мавзолея стрельчато-арочной формы. В углах стен вмазаны керамические сосуды-голосники. Вход расположен с южной стороны. Перед ним сохранилось основание 6ольшого коридора. Площадь от главного входа Соборной мечети до мавзолея была вымощена камнем. В начале XVIII в. здесь лежали намогильные плиты, а земляные работы, проводимые монахами, выявили богатые булгарские погребения.
Надписи на намогильных плитах являются важным источником. Как памятники Булгарской письменности они дают сведения о языке, грамотности, социальном положении, религиозных направлениях населения. Надписи сделаны на арабском, булгарском языках. На боковые грани и обратную сторону надписи наносились реже.
Слайд 12Успенская церковь
Успенский монастырь в городе Спасске (ныне Болгар) был основан около 1712
года и упразднен в 1763 году.
Памятник рядового культового зодчества XVIII в. — церковь Успения. Построена в 1732-34 гг. на средства казанского купца Михляева. Она воздвигнута на месте предполагаемого ханского дворца. Постройка православной церкви на колыбели исламской религии является одним из звеньев политики русификации проводимой царским правительством.
Слайд 13В фундаменте православной церкви использованы как строительный материал намогильные камни, которые были
взяты с булгарских памятников и усыпальниц. С созданием в 1969 г. Болгарского заповедника, здание церкви Успения было передано заповеднику, которое после ремонтных работ используется под музей. Ныне — главное музейное здание заповедника «Городище Булгар».
После падения Большого минарета в 1841 г. колокольня церкви Успения дала трещину и в дальнейшем ее разбирали и строили заново. Центральная часть города Болгара была довольно густо заселена. Недалеко от Соборной мечети располагался ханский дворец и рынок. Основание ханского дворца возвышалось еще в начале XVIII в.
Слайд 14С 2010 года по инициативе и при попечительстве первого президента Татарстана М. Ш. Шаймиева
в Булгаре ведётся широкомасштабная реализация программ Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры республики Татарстан, направленных на реставрацию и реконструкцию исторических достопримечательностей республики Татарстан и строительство новых объектов культуры и инфраструктуры. На территории Булгарского городища и города Болгар сооружены новые здания соборной Белой мечети (подобной по стилю мечети Кул-Шариф в Казани, но меньшей размерности), комплекса речного вокзала, гостиницы и экспозиционно-информационного центра музея-заповедника, музея хлеба с мельницей и пекарней, музея ремёсел с кузницей и других объектов].
Болгарский историко-археологический комплекс был внесён в список Всемирного наследия 23 июня 2014 года.