XV-XVIв.в истории Руси

Слайд 2

Народное творчество

В сказках второй половины XVI в. образ Ивана Грозного сильно идеализируется,

Народное творчество В сказках второй половины XVI в. образ Ивана Грозного сильно
царь предстает справедливым, мудрым судьей, защитником бедного люда, борцом с боярами - вероятно, именно расправы с боярами и послужили созданию такого образа царя. Авторы сказок не поняли, что цель борьбы с боярами - укрепление самодержавной власти, а не защита крестьян. Исторические песни прославляли взятие Казани, покорение Сибири.

Слайд 3

Литература, летописание, публицистика

Повести, летописные своды, различные сказания конца XV-XVI вв. выражали идеи

Литература, летописание, публицистика Повести, летописные своды, различные сказания конца XV-XVI вв. выражали
величия великокняжеской и царской власти, мировой роли России. В середине XVI в. создаются яркие публицистические произведения. Происходящие в обществе перемены активно, зачастую страстно обсуждаются. Так, дворянин Иван Пересветов выступает сторонником сильной царской власти и предлагал ограничить влияние бояр, был противником холопства и кабальной зависимости. Ну и, конечно, нельзя не вспомнить прославленный «Домострой» —  своеобразный учебник домоводства, сборник правил и советов на все случаи жизни. Окончательная его редакция составлена Сильвестром как назидание молодому Ивану IV, который вступал в семейную жизнь, но не получил нормального воспитания в детстве.

Слайд 5

Культура и наука конца XV-XVI вв

Важнейшее значение для развития науки и просвещения

Культура и наука конца XV-XVI вв Важнейшее значение для развития науки и
имело распространение в России книгопечатания.
Центрами грамотности и просвещения оставались монастыри и церкви. Монахи и дьяки становились «мастерами грамоты», уча как детей, так и желающих взрослых.
Постепенно систематизировались накопляемые научные знания:
Так, изготовление пушек, пищалей требовало знаний в области металлургии, физики.
Строительство каменных крепостей, церквей, дворцов не могло обойтись без измерительных инструментов, математических расчетов.
Солеварное и поташное дело, иконопись, медицина способствовали накоплению и систематизации химических знаний, сведений о лекарственных травах и т. п.

Слайд 7

XV-XVI вв. архитектура

На рубеже XV-XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве. в церковном зодчестве распространяется

XV-XVI вв. архитектура На рубеже XV-XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве.
шатровый тип храма, по типу деревянных церквей. Выдающимся образцом этого стиля стала церковь Вознесения в царской резиденции — селе Коломенском, построенная по случаю рождения Ивана IV.
Ввиду больших масштабов каменного зодчества в 1580-е гг. был создан специальный Приказ каменных дел. В его ведении находились строительные работы, заготовка материалов, сбор рабочих из разных городов России. А масштабы работ были действительно велики.
В Москве Белый город, расположенный в пределах современного Бульварного кольца, был окружен крепостной стеной. Соборы и крепостные стены возводились в монастырях, например, Троице-Сергиевом, Соловецком.

Слайд 9

XV-XVI вв. живопись

В иконописи и фресковой живописи конца XV-начала XVI вв. славился

XV-XVI вв. живопись В иконописи и фресковой живописи конца XV-начала XVI вв.
мастер Дионисий и его сыновья. Они писали иконы Успенского собора в Кремле, фрески Ферапонтова монастыря. В иконопись XVI в., особенно со второй его половины, проникали жанровые мотивы, появлялись элементы реализма.
После Стоглавого собора церковь усиливает контроль над иконописцами, живопись становится государственным делом. Так, вскоре после взятия Казани была написана икона «Церковь воинствующая».
Росписи Золотой палаты в Кремле посвящены также историческим событиям. В конце XVI в. получили широкую известность иконы так называемого «строгановского письма».