Слайд 2День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года
Народное
![День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года Народное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/975137/slide-1.jpg)
ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.
Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.
Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Слайд 3Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть
![Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/975137/slide-2.jpg)
в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх.
Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
Слайд 4В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился
![В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/975137/slide-3.jpg)
к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
Слайд 5По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь
![По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/975137/slide-4.jpg)
Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Слайд 6Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско -
![Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/975137/slide-5.jpg)
более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
Слайд 7С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское
![С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/975137/slide-6.jpg)
ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
Слайд 8В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий
![В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/975137/slide-7.jpg)
страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых.
Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
Слайд 9Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была
![Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/975137/slide-8.jpg)
столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.
С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года).
В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.