Додинастический период искусства Древнего Египта

Содержание

Слайд 2

Задания к уроку № 3:
Прочитать внимательно материал урока.
Выписать все определения и пояснения

Задания к уроку № 3: Прочитать внимательно материал урока. Выписать все определения
к ним.
Из презентации Викторина к уроку выписать все примеры, запомнить и научиться их узнавать.

Слайд 3

Древний Египет! Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Более

Древний Египет! Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Более
90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек. Но благодаря разливам Нила земля эта была одной из плодороднейших в мире. Именно поэтому экономика Древнего Египта основывалась на сельском хозяйстве в плодородной долине Нила. Надо было только уметь задерживать воды и совершенствовать земледелие. Это требовало общих усилий, общей организованности, которые возможны только при сильном централизованном государстве. В конце 4 тыс. до н.э., в то время когда Европа жила в каменном веке, в Северной Африке, в долине Нила уже созревала высокоразвитая цивилизация. Весь Египет с раннединастического периода делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами.

Слайд 4

Территория Древнего Египта

Территория Древнего Египта

Слайд 6

Периоды в истории искусства Древнего Египта:


Додинастический период
(IV тысячелетие до

Периоды в истории искусства Древнего Египта: Додинастический период (IV тысячелетие до н.э.)
н.э.)
Древнее царство
(3200 – 2400 годы до н.э.)
Среднее царство
(XXI век – начало XIX века до н.э.)
Новое царство
(XVI–XII века до н.э)
Позднее время
(XI век – 332 год до н.э)

Слайд 7

Додинастический период
конец 5 - 4 тыс. до н.э.

Это последний доисторический период

Додинастический период конец 5 - 4 тыс. до н.э. Это последний доисторический
на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений, складывания социально разделенного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств.

Это период:
1) появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются ок.3400 г. до н.э.).
2) формирования древнеегипетского искусства.
Большая роль отводилась прикладному искусству.

Слайд 8

Сосуд с росписью.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Ваза с росписью.
Каирский музей

Сосуд с росписью. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва Ваза с росписью. Каирский
Одним из древнейших производств Египта с конца 5-го тысячелетия до н. э. было гончарное дело.
Ранние глиняные египетские сосуды напоминали форму страусиного яйца.

ЖИВОПИСЬ И ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО додинастический период

Слайд 9

Расписные сосуды из глины:
Наиболее ранние расписаны несложным белым орнаментом по красному фону

Расписные сосуды из глины: Наиболее ранние расписаны несложным белым орнаментом по красному
глины;
Более поздние – красно-коричневой краской по желтоватой поверхности сосудов, изображали древнейшие заупокойные и земледельческие обряды

Миска с изображением охоты Додинастический период,
IV тыс. до н. э.,

Слайд 10

Древняя цивилизация Египта создала первую заметную в истории школу обучения изобразительному искусству,

Древняя цивилизация Египта создала первую заметную в истории школу обучения изобразительному искусству,
основанную на обязательном соблюдении ряда канонов.

Слайд 11

В додинастический период Древнего Египта складываются основные КАНОНЫ изображения человеческой фигуры: широкие

В додинастический период Древнего Египта складываются основные КАНОНЫ изображения человеческой фигуры: широкие
и сильные плечи разворачиваются в фас, ноги и голова — в профиль, что позволяет мастеру поставить акцент на наиболее выразительных и ясно читаемых аспектах человеческого облика.

КАНОН – это свод общепринятых правил для изображения. Он сохранялся и использовался в Египте на протяжении тысячелетий. Канон был установлен для изображения стоящего, идущего, сидящего человека, а также для рисования цветка лотоса и священных животных.

Слайд 12

Фрагмент росписи в Иераконполе, Додинастический Египет

Росписи и рельефы заупокойных храмов и усыпальниц

Фрагмент росписи в Иераконполе, Додинастический Египет Росписи и рельефы заупокойных храмов и
показывают нам жизнь царей и вельмож, их охоты, увеселения и битвы, а равно и простых людей, которые им служат: полевые работы, рыбную ловлю, постройку корабля, плавление золота, закалывание скота.

Слайд 13

СКУЛЬПТУРА додинастический период

Скульптура того времени - небольшие фигурки из глины, слоновой кости и

СКУЛЬПТУРА додинастический период Скульптура того времени - небольшие фигурки из глины, слоновой
разных пород камня. Изображение животных и людей было обобщённым, изображались только самые характерные черты.

Женская фигура с поднятыми руками

Слайд 14

Женская фигура.
Около 3500-3400 до н.э. Бруклинский музей. Нью-Йорк

Статуэтка из кости с

Женская фигура. Около 3500-3400 до н.э. Бруклинский музей. Нью-Йорк Статуэтка из кости
глазами из лазурита. Египет, 4000-3600 до н.э.

У статуэток жриц или богинь особо выделен ритуальный жест поднятых вверх рук.
Несущественные же для определения подобного образа черты разрабатывались меньше, а иногда и вовсе не обозначались (детали лица, ступни ног).

Слайд 15

Палетки. Изначально – это пластинки для растирания красок. Но со временем

Палетки. Изначально – это пластинки для растирания красок. Но со временем они
они стали иметь культовое значение.
В центре палетки – круглое углубление, композиционный, ритмический центр, соотносится с культом Солнца. Большинство палеток имеет форму щита .

Палетка в форме страуса Додинастический период,
IV тыс. до н. э.

Палетка в форме слона Додинастический период, IV тыс. до н. э.

Слайд 16

Уже во времена додинастического периода древние египтяне, жившие родовыми общинами, особенно тщательно

Уже во времена додинастического периода древние египтяне, жившие родовыми общинами, особенно тщательно
оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине. В изобразительном искусстве этой поры постепенно начинает складываться система определенных способов передачи окружающей действительности – древнеегипетский стиль. Первый памятник, очень ясно показывающий сложение древнеегипетского стиля, и имеющий общегосударственное значение – плита Нармера.

Плитки.
Другой, очень важной для истории искусства группой памятников из могил являются так называемые плитки второй половины 4 тысячелетия до н. э.

Слайд 17

Это знаменитая заупокойная плита фараона Нармера (рельеф), памятник огромного значения в

Это знаменитая заупокойная плита фараона Нармера (рельеф), памятник огромного значения в истории
истории искусства, признанный ключевым для понимания всего последующего художественного творчества Древнего Египта.

Плита фараона Нармера. Каир. Музей

Слайд 18

По канону значительность властелина подчеркивается размерами его изображения, намного превосходящими изображение других

По канону значительность властелина подчеркивается размерами его изображения, намного превосходящими изображение других
персонажей. На одной стороне палетки фараон изображен в короне царей Верхнего Египта; на обратной стороне он же - в короне, принадлежащей царям Нижнего Египта.

Для искусства додинастического периода характерно ВЫСОКОЕ МАСТЕРСТВО ОБРАБОТКИ КАМНЯ

Слайд 19

Она относится к времени формирования цивилизации и возникновению первого древнеегипетского государства. Плита сделана

Она относится к времени формирования цивилизации и возникновению первого древнеегипетского государства. Плита
в ознаменование объединения Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта в единое государство. После победы царь Менес основал новую столицу в Мемфисе, на границе двух стран, что позволяло ему успешнее править объединенным государством. Плита дошла до нас от его преемника Нармера.
Содержание: На одной стороне царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне. На другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага.

Слайд 20

Нижняя часть палетки с изображением сражения Поздний Додинастический период

Нижняя часть палетки с изображением сражения Поздний Додинастический период

Слайд 21

Плита фараона Нармера

Здесь закрепляются определенные приемы изображения фигур на плоскости: широкие

Плита фараона Нармера Здесь закрепляются определенные приемы изображения фигур на плоскости: широкие
плечи развертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами лица – в профиль; значительность фараона подчеркивается его размерами.
Композиция рельефа строится горизонтальными полосами – один эпизод под другим.

Слайд 22

РЕЗЬБА ПО КОСТИ додинастический период

Деталь рукояти церемониального кремниевого ножа Слоновая кость. Джебель-эль-Арак. Хранится

РЕЗЬБА ПО КОСТИ додинастический период Деталь рукояти церемониального кремниевого ножа Слоновая кость.
в Лувре.
Изображены эпизоды военного столкновения между Верхним и Нижним Египтом

Слайд 23

Первым жилищем человека периода палеолита служили ямы и пещеры, кроме того, сооружались

Первым жилищем человека периода палеолита служили ямы и пещеры, кроме того, сооружались
навесы и шатры, сделанные, из натянутых на шесты, шкуры. Из тростника плели циновки и строили простые  загородки, перекрытые сверху тоже плетенками. Стены были прямые, перекрытие слегка покатое, с закругленными краями. Невысокий проем в стене служил дверью.

АРХИТЕКТУРА додинастический период

Слайд 24

Археологические раскопки Додинастический период,
IV тыс. до н. э.

Археологические раскопки Додинастический период, IV тыс. до н. э.
Имя файла: Додинастический-период-искусства-Древнего-Египта.pptx
Количество просмотров: 191
Количество скачиваний: 2