Древняя Русь. Конец Х - первая треть ХII вв

Содержание

Слайд 2

Князь Владимир (980-1015)

В 978 г. Владимир с наемной варяжской дружиной вернул себе новгородский

Князь Владимир (980-1015) В 978 г. Владимир с наемной варяжской дружиной вернул
стол и пошел войной на старшего брата, которая завершилась его победой и гибелью Ярополка. Став великим Киевским князем, Владимир (980–1015 гг.) приступил к расширению границ своего государства. В 981–983 гг. он провел удачную «пограничную войну» с польским королем Мешко I, в результате которой в состав Руси вошли земли волынян, белых хорватов и ятвягов.

Слайд 3

Князь Владимир (980-1015)

Одержав блестящие военные победы, Владимир озаботился проблемой идейного единства русских

Князь Владимир (980-1015) Одержав блестящие военные победы, Владимир озаботился проблемой идейного единства
земель и в 980/983 гг. попытался провести языческую религиозную реформу по варяжскому образцу. Он собирался создать для всех восточнославянских племен, входивших в состав Руси, единый пантеон языческих богов во главе с богом войны Перуном. Однако эта «варяжская» языческая реформа, в основе которой лежал культ человеческих жертвоприношений, была отвергнута нашими предками.
В 986–987 гг., приняв участие в военном конфликте между византийскими императорами Василием II и Константином VII и наместником Крыма Вардой Склиром, князь Владимир инициировал проведение новой религиозной реформы, в основу которой было положено христианское вероучение.

Слайд 4

Князь Владимир (980-1015)

Принятие
христианства
(988 г.)

Лествичная
система передачи
власти
(начала складываться еще
при Святославе,
оформилась
при

Князь Владимир (980-1015) Принятие христианства (988 г.) Лествичная система передачи власти (начала
Ярославичах)

Новгород, Полоцк,
Туров, Владимир-
Волынский, Смоленск,
Ростов, Муром,
Тмутаракань,
земля древлян

Усиление
южных
границ
(печенеги)

Таким образом, в Киеве и других городах Древней Руси сосуществовало несколько христианских общин, исповедовавших разные христианские вероучения, и не одна из этих общин не имела официального статуса.

При Ярославе Мудром на Руси восторжествовал византийский вариант православия, поскольку именно при нем в 1036/1037 г. на Русь прибыл первый русский митрополит Феопемт, назначенный константинопольским патриархом Алексеем Студитом.

Слайд 5

Значение принятия христианства

Укрепление единства страны и центральной власти
Изживание сепаратизма отдельных земель и

Значение принятия христианства Укрепление единства страны и центральной власти Изживание сепаратизма отдельных
сложение общерусского самосознания
Развитие феодальных отношений
Рост международного престижа
Развитие культуры (письменность, иконопись, фрески, каменное зодчество, школы…)

В. Васнецов
Крещение Владимира

Слайд 6

Расцвет Киевской Руси (конец Х – середина XII вв.)

Составление первого сборника законов (Русская

Расцвет Киевской Руси (конец Х – середина XII вв.) Составление первого сборника
Правда)
Разгром печенегов (1037 г.)
Расцвет культуры (Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове, «Золотые ворота» в Киеве…)

Ярослав Мудрый
(1019-1054)
Реконструкция
М.М. Герасимова

В 1054 г. появились половцы

Слайд 7

Расцвет Киевской Руси (конец Х – середина XII вв.)

Межгосударственные династические браки
Изяслав стал мужем

Расцвет Киевской Руси (конец Х – середина XII вв.) Межгосударственные династические браки
польской королевы Гертруды, Святослав был женат на австрийской принцессе Оде, Всеволод стал мужем византийской принцессы Анастасии, Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андраша I, и Анна стала супругой французского короля Генриха I.

Слайд 8

Расцвет Киевской Руси (конец Х – середина XII вв.)
При Ярославе Мудром на Руси

Расцвет Киевской Руси (конец Х – середина XII вв.) При Ярославе Мудром
восторжествовал византийский вариант православия, поскольку именно при нем в 1036/1037 г. на Русь прибыл первый русский митрополит Феопемт, назначенный константинопольским патриархом Алексеем Студитом.

Константинопольский патриарх

Митрополит киевский

Епископы

Церковная
иерархия

Десятина

Иларион – первый русский (1051)

Слайд 9

Русская Правда – первый свод законов Древнерусского государства

Правда Ярослава
1016 г.
ст.1-18

Правда Ярославичей
1072 г.
ст.19-41

Устав
Владимира

Русская Правда – первый свод законов Древнерусского государства Правда Ярослава 1016 г.
Мономаха
ст.53-121

Краткая
Правда

Пространная
Правда
нач. XII в.

Защита имущества жителей Руси, особенно собственности князей

Вира – штраф
за преступление

Вервь – община

Изгои – выгнанные
из общины

Послухи –
свидетели

Божий суд ?

замена кровной мести

Правда Ярослава и
Ярославичей
ст.1-52

Слайд 10

Социальная структура Киевской Руси

Знать (феодалы): князья, бояре (дружинники), церковь
Люди – свободное сельское

Социальная структура Киевской Руси Знать (феодалы): князья, бояре (дружинники), церковь Люди –
и городское население
Смерды – полусвободные общинники, несшие повинности в отношении князя (?)
Рядович – человек, обязанный выполнять работы по договору («ряду») со своим господином
Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за заем («купу»)
Холоп – раб
Челядь – рабы-военнопленные

владели в о т ч и н а м и

Слайд 11

Социальная структура Киевской Руси

Смерды. Б.Греков делил всех смердов на две основные группы:

Социальная структура Киевской Руси Смерды. Б.Греков делил всех смердов на две основные
смердов-общинников, независимых от частных владельцев и плативших дань только государству, и смердов-страдников, которые были поземельно зависимы от феодалов и несли в его пользу феодальные повинности — барщину и оброк. И. Фроянов утверждал, что смерды делились на «внутренних», т. е. пленных, посаженных на землю феодала, и «внешних», т. е. покоренные племена, плативших дань (военную контрибуцию) великому князю. В. Ключевский, Л. Черепнин, Б. Рыбаков считали смердов государственными (княжескими) крестьянами, которые находились в феодальной зависимости от государства и несли в его пользу повинности в форме дани. С. Юшков полагал, что статус смерда был сродни правовому статусу крепостного крестьянина ХVI–ХVII вв.

Слайд 12

Социальная структура Киевской Руси

б) Челядь (холопы). Б. Греков делил всех холопов на «обельных», т. е. полных,

Социальная структура Киевской Руси б) Челядь (холопы). Б. Греков делил всех холопов
которые не вели самостоятельного хозяйства и являлись личной дворней феодала, и «наймитов» — бывших свободных общинников, попавших в разряд рабов за долги. А. Зимин полагал, что термином «челядь» обозначалось все зависимое население Древней Руси, а термином «холоп» — только рабы. И. Фроянов утверждал, что челядью были рабы-пленники, а холопами — рабы местного происхождения и т. д.
К этому спору вплотную примыкает проблема о месте рабства в древнерусском обществе. По мнению большинства историков (Б. Греков, М. Тихомиров, А. Кузьмин), рабство на Руси существовало только в виде домашнего и не играло существенной роли в общественном разделении труда. По утверждению их оппонентов (И. Фроянов, П. Пьянков) рабство играло ключевую роль в Древней Руси.

Слайд 13

Социальная структура Киевской Руси

в) Рядовичи. По мнению большинства историков (Б. Греков, М. Тихомиров, А. Кузьмин), зависимость рядовича

Социальная структура Киевской Руси в) Рядовичи. По мнению большинства историков (Б. Греков,
от феодала носила чисто феодальный характер, поскольку через подписание специального договора (ряда) он вступал в зависимое положение от землевладельца и нес в его пользу феодальные повинности.
г) Закупы. Б. Греков считал закупами бывших свободных смердов, которые через получение денежной ссуды (купы) попадали в зависимое положение от феодала. А. Зимин, И. Фроянов, В. Кобрин утверждали, что закупы — это «необельные» холопы, которые либо работали на барской запашке, либо составляли дворню феодала. Главное отличие закупов от обельных холопов состояло в том, что они вели личное хозяйство и могли со временем, отдав долг, вновь получить свободу.
д) Изгои. Большинство советских историков разделяли точку зрения Б. Грекова, который считал изгоев бывшими холопами, посаженными на землю феодала, т. е. крепостными.

Слайд 14

Владимир Мономах (1113-1125)

Составлена окончательная редакция Русской Правды
Победы над половцами
Укрепление центральной власти

Шапка Мономаха

1097

Владимир Мономах (1113-1125) Составлена окончательная редакция Русской Правды Победы над половцами Укрепление
г. – Любечский съезд: «Каждо да держит отчину свою»

Слайд 15

Владимир Мономах (1113-1125)

Главой Древнерусского государства являлся великий Киевский князь, который одновременно был

Владимир Мономах (1113-1125) Главой Древнерусского государства являлся великий Киевский князь, который одновременно
главой феодальной иерархии, законодателем, военным предводителем, адресатом дани и верховным судьей. Такой широкий круг его полномочий дал основание ряду авторов (Н. Карамзин) утверждать, что он был самодержавным монархом. Однако большинство историков (Н. Костомаров, В. Ключевский, М. Тихомиров, А. Кузьмин) полагают, что власть великого Киевского князя была существенно ограничена: сначала советом родоплеменной знати и народным вече, а позднее — старшей княжеской дружиной и Боярской думой. При этом ряд современных авторов (И. Фроянов, А. Дворниченко) вообще отрицают монархическую природу Древнерусского государства и утверждают, что главная политическая роль в домонгольской Руси принадлежала народному вече.

Слайд 16

Владимир Мономах (1113-1125)

Сама княжеская дружина делилась на две части: старшую и младшую.

Владимир Мономах (1113-1125) Сама княжеская дружина делилась на две части: старшую и
Старшая дружина (гриди, огнищане, тиуны и бояре) не только участвовала во всех военных походах и дипломатических сношениях с иностранными державами, но и принимала самое активное участие в управлении княжеским домениальным хозяйством (тиуны, огнищане) и государством в качестве княжеских посадников и волостелей. Младшая дружина (детские, отроки) представляла собой личную гвардию князя, которая также участвовала во всех военных походах и выполняла отдельные поручения князя по управлению его домениальным хозяйством и государством в качестве стражей общественного порядка, мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т. д.
Имя файла: Древняя-Русь.-Конец-Х---первая-треть-ХII-вв.pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0