Слайд 2Специальная отрасль философского знания, обобщившая опыт нравственного осознания действительности, называется этикой. Возникла
![Специальная отрасль философского знания, обобщившая опыт нравственного осознания действительности, называется этикой. Возникла во время античности.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-1.jpg)
во время античности.
Слайд 3Термин "этика" Аристотель образовал от греческого слова "этос", которое переводится на русский
![Термин "этика" Аристотель образовал от греческого слова "этос", которое переводится на русский язык как обычай, характер.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-2.jpg)
язык как обычай, характер.
Слайд 4Помимо Аристотеля, проблема была представлена в трудах стоиков и эпикурейцев. Этика стоиков
![Помимо Аристотеля, проблема была представлена в трудах стоиков и эпикурейцев. Этика стоиков](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-3.jpg)
обращается к истолкованию основополагающих категорий добра и зла. По мнению стоиков, одно не может существовать без другого. Добро есть нечто объективно существующее, постижение которого доступно только высшему (Божественному) разуму, тогда как зло – это результат субъективной оценки человека.
Слайд 5Этика Эпикура обращается к тем же проблемам, что и этика стоиков, но
![Этика Эпикура обращается к тем же проблемам, что и этика стоиков, но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-4.jpg)
трактует их обратным образом. Достижение человеком блага рассматривается как путь, прохождение которого основано на четком различии факторов, способствующих достижению цели, и факторов, препятствующих этому. Первые – источник наслаждения, вторые – страдания.
Слайд 6Следующий важный этап в истории формирования этики связан с христианством. Знаменательно, что
![Следующий важный этап в истории формирования этики связан с христианством. Знаменательно, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-5.jpg)
раннехристианские моральные представления формировались в условиях социальной неоднородности, общественного (классового) и имущественного (сословного) расслоения. Раннехристианская этика закладывала основы гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление злу насилием. Последнее предполагало сопротивление без нанесения вреда другому, противостояние нравственное.
Слайд 7Средневековая этика возвращается к переосмыслению содержания основных этических категорий, и прежде всего
![Средневековая этика возвращается к переосмыслению содержания основных этических категорий, и прежде всего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-6.jpg)
добра и зла. У Августина зло трактуется как отсутствие или недостаточность добра. В то же время все сотворенное Богом причастно к идее абсолютного добра.
Слайд 8Этика позднего средневековья (Фома Аквинский) связывает категории добра и зла с моральным
![Этика позднего средневековья (Фома Аквинский) связывает категории добра и зла с моральным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-7.jpg)
выбором, проявлением свободы воли, которая в свою очередь соотносится с разумом и проявлением Божественной благодати.
Слайд 9Эпоха Возрождения, как известно, имеет выраженную гуманистическую направленность. Главным предметом исследования становится
![Эпоха Возрождения, как известно, имеет выраженную гуманистическую направленность. Главным предметом исследования становится](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-8.jpg)
сам человек, рассматриваемый как единство телесной и духовной субстанций. Человек совершенен, ибо создан Богом. Он обладает качествами, умениями и достоинствами, позволяющими назвать его личностью. Возвышая человека, гуманисты в то же время подчеркивают значение его моральной ответственности, предъявляя к нему высокие духовные требования.
Слайд 10Эпоха Просвещения опровергла ранее существовавшие этические концепции. Просветителей в равной мере не
![Эпоха Просвещения опровергла ранее существовавшие этические концепции. Просветителей в равной мере не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-9.jpg)
удовлетворяли и христианская этика, и атеизм. Зло ассоциировалось с несправедливостью, социальным неравенством, несовершенством государственного устройства.
Слайд 11В основу этики И. Канта положены категорический императив, внутренний нравственный закон личности.
![В основу этики И. Канта положены категорический императив, внутренний нравственный закон личности.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-10.jpg)
Моральное чувство, понимаемое И. Кантом как восприимчивость к удовольствию или неудовольствию, соотносится с законом долга; оно присуще каждому, без него человек был бы нравственно мертвым, ничем не отличающимся от животного. Моральное чувство – врожденное качество. К этой же категории И. Кант относил и совесть
Слайд 12
Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью – две современные концепции
Этика ненасилия
![Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью – две современные концепции Этика](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-11.jpg)
возникла именно тогда, когда насилие уже правило миром, творило беззаконие. Из истории этики нам известно, что всякое новое течение возникает в противовес существующей и господствующей тенденции. При этом возникающее этическое течение всегда ищет и находит опору в традиции, в идеалах предыдущих эпох. Таким идеалом для этики ненасилия стал принцип человеколюбия – универсальный, основополагающий моральный закон.
Слайд 13Этика ненасилия обосновывает принципы и методы решения проблем и конфликтов, исключающих применение
![Этика ненасилия обосновывает принципы и методы решения проблем и конфликтов, исключающих применение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-12.jpg)
насилия над личностью (морального и физического). Этика ненасилия – это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отношения с людьми, относится ко всему живому, к природе.
Слайд 14Значительная роль в разработке принципов этики ненасилия принадлежит Л. Толстому. Он писал,
![Значительная роль в разработке принципов этики ненасилия принадлежит Л. Толстому. Он писал,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-13.jpg)
что признание необходимости противления злу насилием значит оправдание людьми своих привычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, властолюбия, трусости, злости. Насилие не есть средство разрешения конфликтов и противоречий: оно ничего не создает, а только разрушает.
Слайд 15Этика благоговения перед жизнью – направление, которое возникло в XX в. и
![Этика благоговения перед жизнью – направление, которое возникло в XX в. и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-14.jpg)
связано с именем величайшего гуманиста современности – Альберта Швейцера (1875–1965).
Слайд 16Основной принцип этической концепции А. Швейцера – благоговение перед жизнью в любой
![Основной принцип этической концепции А. Швейцера – благоговение перед жизнью в любой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-15.jpg)
форме, сохранение жизни, облегчение страданий живущих. Духовная жизнь, по мнению А. Швейцера, идет нам навстречу в природном бытии, благоговение перед жизнью относится и к природным, и к духовным явлениям, преклонение перед естественной жизнью неизбежно влечет за собой преклонение перед жизнью духовной.
Слайд 17Объектом нравственного отношения для А. Швейцера становится любая жизнь – человека, природы,
![Объектом нравственного отношения для А. Швейцера становится любая жизнь – человека, природы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-16.jpg)
животного мира, микроорганизмов. Он уравнивает нравственную ценность всех существующих форм жизни.
А. Швейцер подчеркивал религиозный характер своего мировоззрения, усматривая явно положительные результаты взаимодействия и взаимопроникновения христианской нравственности и рационалистического способа осмысления мира.
Слайд 18А. Швейцер толкует прощение как средство недопущения зла в человеческую душу. Он
![А. Швейцер толкует прощение как средство недопущения зла в человеческую душу. Он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-17.jpg)
позволяет себе пренебречь злом и тем самым как бы отменяет, даже исключает зло.
Слайд 19А. Швейцер постоянно смешивает привычные акценты. Он переводит наше внимание со зла
![А. Швейцер постоянно смешивает привычные акценты. Он переводит наше внимание со зла](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1018486/slide-18.jpg)
на добро и фиксирует в нашем сознании последнее. Он не осуждает бездействие, но активно поддерживает всякое действие, направленное на сохранение жизни. Он вообще никого ни за что не осуждает.