Этнические и социальные процессы

Содержание

Слайд 2

План

Этногенез
Черты этноса
Социально-психологическая сущность понятия «нация»
Этнические процессы в Латинской Америке

План Этногенез Черты этноса Социально-психологическая сущность понятия «нация» Этнические процессы в Латинской Америке

Слайд 3

этногенез

Этногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение») — концепция в советской и российской антропологии, опирающаяся на теории этноса.

этногенез Этногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение») — концепция
Теории этногенеза описывали процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов, в качестве начального этапа этнической истории. Согласно этой концепции, по завершении процесса может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.
Восходит к работам С. М. Широкогорова, предложившего 1920-е годы определение этноса в рамках позитивизма и эволюционизма применительно к этнографии. Концепция развивалась в 1970-е и 1980-е годы Ю. В. Бромлеем и Л. Н. Гумилевым. Гумилев описал этногенез как географически детерминированный процесс. В западной антропологии концепция этногенеза считается устаревшей.
Детерминированный — процесс, исход которого полностью определен алгоритмом, значениями входных переменных и начальным состоянием системы.

Слайд 4

1. консолидация – это объединение, сплочение, слияние, укрепление, упрочнение, интеграция (что это?)

1. консолидация – это объединение, сплочение, слияние, укрепление, упрочнение, интеграция (что это?)
чего-либо (людей, объединений и т.п.);
консолидировать – это укреплять, сплачивать;
2. Аутохто́нность (от др.-греч. αὐτός «сам» + χθών «земля») — термин, обозначающий принадлежность по происхождению данной территории; автохто́нный — местный, коренной по происхождению.
3. Ассимиляция — процесс, в результате которого один этнос лишается своих отличительных черт и заменяется чертами другого общества; смешение племён.

Слайд 5

Этногенез как формирование отдельной народности характеризуется консолидацией автохтонных этнических компонентов и включением в процесс этногенеза

Этногенез как формирование отдельной народности характеризуется консолидацией автохтонных этнических компонентов и включением
переселенцев (мигрантов).
Консолидация происходит в рамках единого общенационального государства или под началом общей религии часто вызвано необходимостью координации действий в ответ на внешний вызов (американцы, немцы, швейцарцы). Иногда процесс консолидации вызван противостоянием близкородственных автохтонных компонентов прошлому населению (латыши). Часто существенным элементом этногенеза является вторжение переселенцев, которые навязывают свой этноним (выражающий этническое самосознание) местному населению, но забывают свойязык (болгары, узбеки, французы), либо навязывают как этноним, так и язык (венгры, турки, арабы). Однако нередки случаи, когда мигранты могут быть сами ассимлированными местным населением (вестготы в Испании).

Слайд 6

Черты этноса

Язык нации,народности
Общая историческая судьба
Семейно-бытовое поведение
Нормы повседневного поведения
Специфическая материальная и духовная культура

Черты этноса Язык нации,народности Общая историческая судьба Семейно-бытовое поведение Нормы повседневного поведения

Слайд 7

Помимо языка и этнонима важную роль в формировании народности играет родина, то есть

Помимо языка и этнонима важную роль в формировании народности играет родина, то
географическая среда, определяющая особенности хозяйственной деятельности и быта, а также формируемых на их основе чертах материальной и духовной культуры. Например, из «лесных» европейских англичан выделились «степные» американцы, собрав в себя традиции иных (ирландцев) народов. Азербайджанцы имеют смешанное этническое происхождение, состоящее из коренного населения Восточного Закавказья и, возможно, мидян северной Персии, которое было персизированно, а в XI—XIII вв. тюркизированно.
В то же время этногенез является сложным процессом и ни один из элементов не является самодостаточным. Так, для евреев язык не являлся определяющим фактором консолидации (они в разное время использовали иврит, арамейский и идиш), для украинцев, белорусов и эстонцев — необязательным являлся этноним (они могли называть себя русинами, литвинами или maarahvas), а общая родина не всегда приводит к формированию единой народности (например, на Кавказе тысячелетиями со существуют сотни народностей).

Слайд 8

По мнению же В.И. Козлова, основным критерием для вы­деления этнических процессов является изменение

По мнению же В.И. Козлова, основным критерием для вы­деления этнических процессов является
главного этнического детерминанта —этнического самосознания, выра­жающееся в постепенной замене чувства принадлежности к од­ной этнической общности чувством принадлежности к другой общности.* До сих пор в литературе еще нет установившейся типологии этнических процессов. Большинство этнографов раз­личают два основных типа: консолидацию и ассимиляцию. Но и в определении этих понятий нет единого мнения. Одни по­нимают под консолидацией слияние нескольких самостоятель­ных народов, родственных в языковом и культурном отноше­нии, в единую этническую общность, тогда как другие при­меняют термин «консолидация» и для обозначения процесса внутреннего сплочения уже в основном сформировавшихся народов. Иногда консолидационные процессы рассматриваются и как поглощение каким-либо народом других (неблизких) эт­нических групп, хотя в этом случае было бы правильнее гово­рить об ассимиляции. Под ассимиляцией понимают «процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся народов, обыч­но значительно отличающихся своим происхождением, языком и культурой и имеющих четкое этническое самосознание.

Слайд 10

Социально-психологическая сущность понятия «нация»

Высшей формой этнической общности является нация. Главное, что отличает нацию

Социально-психологическая сущность понятия «нация» Высшей формой этнической общности является нация. Главное, что
от обычной этнической общно­сти — это не только уровень социально-экономического раз­вития, но и ее внутренняя структура, основанная не на кров­ном родстве, а на социальном принципе. Для нации характер­ны большая внутренняя сплоченность и высокий уровень на­ционального самосознания. В русском языке слово «нация» имеет более узкое значение, чем в западноевропейских язы­ках. В английском языке, например, под «нацией» понимает­ся: племя и его этническая территория; народ; этническая об­щность; независимое государство — иными словами, «нация» обозначает и этническую общность, и страну, где живут эти люди. В украинском и русском языках понятие «нация» упо­требляется для обозначения устойчивой этнической общно­сти. Нация обладает определенными признаками — общностью территории, экономической жизни, языка, материальной и духовной культуры, этнического самосознания. В литературе нередко можно встретить такие сочетания: «народ и нация», или «народ и народность». Здесь спутаны два различных по­нятия. Народность и нация — это типы этнической общности, в то время как слово «народ» охватывает и племя, и народность, и нацию, — иными словами, все виды этнических общностей. По поводу понятия «нация» в последние годы теоретиками велась оживленная дискуссия. При большом многообразии определений нации, данных западными учеными, можно вы­делить несколько наиболее типичных. Большинство исследо­вателей считают основой для формирования нации коллектив­ное сознание чувства общности, которое проявляется в стрем­лении жить вместе. Высшей формой этого стремления явля­ется желание иметь свое государство.

Слайд 11

Один из видных американских специалистов в области на­ционального вопроса Г. Кон пишет, что нации «не

Один из видных американских специалистов в области на­ционального вопроса Г. Кон пишет,
могут быть отождествлены с родами, племенами, этническими группами — сообществами людей, объединяемых происхождением от действи­тельного или воображаемого общего предка или общим местом проживания». Характерными признаками нации Г. Кон считает «общее происхождение, язык, территорию, общее политическое бытие, обычаи, традиции и религию».* Но не эти объективно су­ществующие лингвистические, экономические, этнические и другие признаки играют главную роль. Только «стремление жить вместе», утверждает Г. Кон, сплачивает людей и составляет основу нации. Этой же точки зрения придерживается другой видный американский социолог Р. Эмерсон. По его мнению, чувство общности судьбы является решающим фактором для формирования нации. Р. Эмерсон подчеркивает, что членам нации присуще ощущение того, что они объединены в одно целое совместным обладанием общим наследием в прошлом и общей судьбой в будущем.

Слайд 12

Этнические процессы в Латинской Америке

Этнические процессы в Латинской Америке.В Латинской Аме­рике в

Этнические процессы в Латинской Америке Этнические процессы в Латинской Америке.В Латинской Аме­рике
рамках каждой отдельной страны продолжается этническая консолидация основных наций, сопровождающаяся все большим выравниванием антропологического состава, снижением социаль­ной значимости различий в расовой принадлежности и этническом происхождении. В странах Карибского региона аборигенное насе­ление в ближайшие десятилетия утратит в значительной мере свою традиционную культуру, многие индейские языки уже сегодня ста­ли реликтовыми. Однако индейские этнические группировки еще довольно прочно сохраняют самосознание, чему способствует су­ществование индейских резерваций.

Слайд 13

В Центральной Америке продолжается физическое смешение и социально-культурное сближение разнородных этнических групп.

В Центральной Америке продолжается физическое смешение и социально-культурное сближение разнородных этнических групп.
Несмотря на общую тенденцию к усилению аккультурационных процессов и ассимиляции части индейского населения, крупней­шие этнические общности Мексики и Гватемалы продолжают со­хранять свой этнокультурный облик. В других странах региона растворение негров и индейцев в испаноязычной этнической среде протекает более интенсивно.
В большинстве латиноамериканских стран в настоящее время формируются новые потоки миграций между странами, идет взаимопроникновение культур разных этнических групп, их сближение, уменьшение все еще очень существенных различий между ними

Слайд 15

Этнические процессы в Африке

Этнические процессы в Африке.Состояние этнических процес­сов на африканском континенте

Этнические процессы в Африке Этнические процессы в Африке.Состояние этнических процес­сов на африканском
сегодня можно характеризовать как противоречивое и запутанное. Это определяется исключи­тельной сложностью этнического состава, контрастами экономи­ческой обстановки отдельных стран, очень низким уровнем раз­вития этнообъединительных процессов. Этнологические наблю­дения последних десятилетий убеждают, что этнические процессы развиваются в Африке зачастую противоречиво и даже в проти­воположных направлениях: с одной стороны, в направлении кон­солидации родственных этнических групп в более крупные этни­ческие общности, с другой - в направлении межэтнической инте­грации в масштабах отдельных стран, а в некоторых случаях и ре­гионов, с третьей - в направлении дивергенции этнических терри­торий, разделенных государственными границами.

Слайд 17

Этнические процессы в Азии

Этнические процессы в Азии.Не меньшей сложностью и проти­воречивостью характеризуются

Этнические процессы в Азии Этнические процессы в Азии.Не меньшей сложностью и проти­воречивостью
этнические процессы в многона­циональных государствах Азии. Здесь сегодня продолжают ин­тенсивно развиваться процессы консолидации доминирующих этносов и ассимиляции с ними небольших этнических групп и меньшинств как коренного, так и пришлого (иммигрантского) происхождения. Однако отличительной чертой этнических про­цессов этого региона является устойчивое стремление крупных иммигрантских общностей сохранить свою этническую принад­лежность (китайцы, тамилы). Те же этнические меньшинства, ко­торые не являются иммигрантскими и сознательно не идут по пу­ти ассимиляции, сегодня консолидируются и добиваются соответ­ствующей их численности этнической автономии. В этом процессе принимают участие не только однородные этнические общности (белуджи Пакистана), но и объединенные общим межэтническим сознанием весьма разнородные и разноязычные группы.

Слайд 19

Этнические процессы в США

Этнические процессы в США.Этнические процессы в США раз­виваются в

Этнические процессы в США Этнические процессы в США.Этнические процессы в США раз­виваются
современной истории по пути консолидации и ассими­ляции ускоренными темпами. Это обусловлено неуклонно расту­щей мобильностью всего американского общества, солидной иму­щественной и профессиональной базой новых иммигрантов, обес­печивающей им более быстрое включение в американскую культу­ру. Наблюдения и исследования свидетельствуют, что в общей де­мографической структуре США опережающими темпами растут этнокультурная роль испаноязычного населения и удельный вес выходцев из Юго-Восточной Азии и их потомков. В этих процессах можно наблюдать противоположные тенденции:
1) повышается престиж этнических ценностей каждой группы;
2) отчетливо на­блюдается культурное своеобразие социально ассимилированных групп (китайцев, японцев, армян);
3) при относительно большом количестве межэтнических браков, профессиональном успехе, язы­ковой ассимиляции остается стабильным этническое самосознание. В целом же у иммигрантов наблюдается высокая степень социаль­ной адаптации при устойчивости основных элементов их этниче­ских культур. Как правило, сохранение их этнической принадлеж­ности происходит без утраты общеамериканского сознания.

Слайд 20

Этнические процессы в Западной Европе

Этнические процессы в Западной Европе.Этнические процессы в странах

Этнические процессы в Западной Европе Этнические процессы в Западной Европе.Этнические процессы в
Западной Европы отличаются большей простотой, чем в других частях нашей планеты. В этих странах продолжаются процессы внутриэтнической консолидации, выражающиеся в даль­нейшем стирании локальных диалектов и этнографических вариан­тов. Вместе с тем интенсивно развиваются процессы интернациона­лизации каждой этнической культуры, распространяется англий­ский язык как средство международного общения. 
Имя файла: Этнические-и-социальные-процессы.pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0