Содержание
- 2. 1. Этнообразующая роль церкви История появления православной церкви на белорусских землях восходит к IX–X вв. Годом
- 3. В дальнейшем православная церковь на белорусских землях подчинялась киевскому митрополиту. Положение белорусских земель осложнилось после нашествия
- 4. Распространение Реформации и укрепление позиций католической церкви совпали с кризисными явлениями в православной церкви Речи Посполитой.
- 5. Значение принятия христианства на белорусских землях: 1. Белорусская православная церковь содействует единству белорусской нации и государства
- 6. 2. Культурообразующая роль церкви Единство Руси, ее земель и населения — главная идея произведений всех известных
- 7. Большую роль в духовно-нравственном становлении белорусского народа играли монастыри, представлявшие собой средоточие культуры и просвещения. Одним
- 8. На территории Беларуси христианский праздник «Воздвижения Креста Господня» приобрел особое звучание. Приверженность почитанию креста подтверждается находкой
- 9. Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий (вплоть до XVIII в.) оставались исключительно под влиянием
- 10. К шедеврам белорусской культуры, несомненно, относится православная полемическая и богословская литература. Среди такого рода работ особенно
- 11. Для православно-русской культуры Беларуси, которая, как могло показаться, к концу XVIII в. прекратит свое существование в
- 12. 3. Заключение Таким образом, можно прийти к выводу, что церковь значительно повлияла на формирование белорусского этноса.
- 14. Скачать презентацию
Слайд 21. Этнообразующая роль церкви
История появления православной церкви на белорусских землях восходит к
1. Этнообразующая роль церкви
История появления православной церкви на белорусских землях восходит к

Годом крещения Древней Руси, в состав которой в то время входили белорусские земли, считается 988 г. В этом году великий князь киевский Владимир крестил жителей Киева по византийскому (восточному) обряду.
Впоследствии христианская Европа признала Киевскую Русь, а значит, и Полоцкое и Туровское княжества, следовательно укрепились международные политические и торгово-экономические связи с ней, а также это благотворно повлияло на ускорение этносоциальной и конфессиональной интеграции населения двух соседних земель.
Слайд 3В дальнейшем православная церковь на белорусских землях подчинялась киевскому митрополиту. Положение белорусских
В дальнейшем православная церковь на белорусских землях подчинялась киевскому митрополиту. Положение белорусских

Миролюбивая по отношению к православию политика проводилась при королях Жигимонте I Старом и Жигимонте II Августе. Всю шляхту «веры христианской» в 1563 г. уравняли в правах. Отмена Городельского привилея еще раз была подтверждена в 1568 г.
Слайд 4Распространение Реформации и укрепление позиций католической церкви совпали с кризисными явлениями в
Распространение Реформации и укрепление позиций католической церкви совпали с кризисными явлениями в

Идею унии поддержали правящие круги Речи Посполитой. Они стремились с помощью унии укрепить государство и религиозно консолидировать общество.
Всенародное провозглашение унии в Речи Посполитой состоялось на церковном соборе в Бресте 6 октября 1596 г., на котором собралось высшее духовенство православной и католической церквей, епископств, находящихся на территории Речи Посполитой. Однако общего собора не пролучилось, так как сторонники и противники унии собирались отдельно. 9 октября сторонники униатства торжественно утвердили акт унии. Большинство православных епископов во главе с митрополитом киевским и всея Руси М. Рогозой на Брестском соборе унию поддержали. Противники унии ее не признали. Таким образом, уния лишь расколола православную церковь на униатов и тех, кто остался верен православию.
Слайд 5Значение принятия христианства на белорусских землях:
1. Белорусская православная церковь содействует единству белорусской
Значение принятия христианства на белорусских землях:
1. Белорусская православная церковь содействует единству белорусской

2. Духовные ценности белорусов включают в себя и православные цености.
Слайд 62. Культурообразующая роль церкви
Единство Руси, ее земель и населения — главная идея
2. Культурообразующая роль церкви
Единство Руси, ее земель и населения — главная идея

Приняв православие, Древняя Беларусь так же, как Русь Восточная и Южная, полностью восприняла систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений византийской цивилизации. Однако наследие это наложилось на столь мощный пласт собственной славянской культуры, что привнесенный духовный вклад сильно трансформировался, дав начало новому православно-русскому цивилизационному процессу, на формирование которого большое влияние оказала и древняя Беларусь X–XIII вв.
Слайд 7Большую роль в духовно-нравственном становлении белорусского народа играли монастыри, представлявшие собой средоточие
Большую роль в духовно-нравственном становлении белорусского народа играли монастыри, представлявшие собой средоточие

Слайд 8На территории Беларуси христианский праздник «Воздвижения Креста Господня» приобрел особое звучание. Приверженность
На территории Беларуси христианский праздник «Воздвижения Креста Господня» приобрел особое звучание. Приверженность

Слайд 9Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий (вплоть до XVIII в.)
Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий (вплоть до XVIII в.)

Православная вера не потеряла своего культурообразующего значения и тогда, когда со второй половины XIV–XVI вв. на белорусских землях все большее влияние приобретают новые западные культурные и духовные ценности. Именно православие содействует консолидации белорусского этноса, сохранению древней духовной традиции, осмыслению культурного и этнического своеобразия в сравнении с ближайшими соседями — литовцами, евреями, татарами, поляками.
Слайд 10К шедеврам белорусской культуры, несомненно, относится православная полемическая и богословская литература. Среди
К шедеврам белорусской культуры, несомненно, относится православная полемическая и богословская литература. Среди

Глубина и сила древней православно-русской культуры Беларуси позволили ей не только сохраниться в сложное для неё время (XVII–XVIII вв.), но и благотворно влиять на культуру соседней России. Белорусские мастера золотых и серебряных дел, резчики по дереву и камню, по технике рельефных многоцветных изразцов были хорошо известны в Москве эпохи Алексея Михайловича. Учебная литература, предназначенная для православных школ Беларуси, выполняла свою просветительскую миссию и в православной России, а опыт работы православных учебных заведений, в том числе и высших, послужил мощным стимулом для развития просвещения в России.
Слайд 11Для православно-русской культуры Беларуси, которая, как могло показаться, к концу XVIII в.
Для православно-русской культуры Беларуси, которая, как могло показаться, к концу XVIII в.

Одним из наиболее плодотворных проявлений изучаемого культурного феномена в XIX и начале ХХ в. стало зарождение и развитие православной историко-церковной школы. Ее появление было порождено процессом зарождения православной белорусской интеллигенции с ее обостренным чувством прошлого и глубоким интересом к тому историческому пути, который прошли восточные славяне на протяжении своего более чем тысячелетнего существования. Неслучайно именно в это время появляются фундаментальные труды, раскрывающие сложные, подчас трагические страницы истории Православной Церкви Беларуси.
Слайд 123. Заключение
Таким образом, можно прийти к выводу, что церковь значительно повлияла на
3. Заключение
Таким образом, можно прийти к выводу, что церковь значительно повлияла на
