Гражданская мораль и право в античную эпоху

Содержание

Слайд 2

Античность (древнегреческое и древнеримское классовое общест­во VII в. до н.э. —V в.

Античность (древнегреческое и древнеримское классовое общест­во VII в. до н.э. —V в.
н.э.) — это родник современной цивилизации, основных политических и этических идей.

Слайд 3

Античная мысль обра­щена главным образом к проблемам этики, политики и хозяйства (агрокультуры).

Античная мысль обра­щена главным образом к проблемам этики, политики и хозяйства (агрокультуры).
Мудрость древнегреческих мыслителей заключа­лась в размышлениях по поводу политики и морали. Античное об­щество эволюционировало от патриархальных отношений к рес­публиканскому строю и к монархии.

Слайд 4

В политическом отношении это общество было неустойчиво. Политические режимы представ­ляли собой пеструю

В политическом отношении это общество было неустойчиво. Политические режимы представ­ляли собой пеструю
картину (геронтократия, демократия, олигар­хия и т.д.). Институт рабства служил основой античной цивилиза­ции, ее материального производства, а также нравственного и ин­теллектуального развития свободных граждан. Аристотель отожде­ствлял человека с государственным мужем.

Слайд 5

Высшим принципом, со­гласно Платону и Аристотелю, является благо государства. Цен­ность государства еще

Высшим принципом, со­гласно Платону и Аристотелю, является благо государства. Цен­ность государства еще
и в том, что оно задает цель, для которой вообще стоит жить и заниматься конкретной деятельностью. Счи­талось, что причастность индивида к целому, участие в политичес­ких делах создают самые благоприятные условия для его нравст­венного развития.

Слайд 6

Общими идеями морали и права являются идеи справедливости и общественного блага. Отмечается

Общими идеями морали и права являются идеи справедливости и общественного блага. Отмечается
единство правосознания и стремления к нравственному совершенствованию. Правовые ново­введения рассматриваются повсюду как этически ориентированная реформа, как мера, призванная воспитывать граждан и исправлять их пороки.

Слайд 7

Богатство рассматривается как огромное социаль­ное и моральное зло. Оправданием убийства считали провоцирующее

Богатство рассматривается как огромное социаль­ное и моральное зло. Оправданием убийства считали провоцирующее
поведение убитого (насмешки, брань, надменность). По афинским обычаям спровоцированное убийство оставляли безнаказанным.