Слайд 2 Грот Гримальди или Красные утёсы – группа из 6 пещерных стоянок
(от эпохи Мустье до верхнего палеолита) на северо-западе Италии (сев.-зап. побережье Лигурийского моря, у границы с Францией). Открыта в 1860, раскопки с 1870-х гг. (франц. исследователи Э. Ривьер, Л. де Вильнёв, Э. Картайак, Р. Верно и др.). Культурные слои достигали 10 м, имели очаги. 25-18 тыс. лет до н.э.
Слайд 3Участок состоит из набора пещер,идущих с запада на восток: Грот де Энфантс,
Л'Абри Лоренци, Грот де Флорестан, Л'Ари Мочи, Грот-де-Кавиллон, Барма-Гранде, Барма-ди-Бауссо-да-Торре и Грот-дю-Принс.
Слайд 4Вход в Красные утёсы на гравюре 1877 года
Слайд 6Двойное погребение женщины (старше 40 лет, лицом вниз, на правом боку с разворотом
на живот, руки сложены у шеи, сухожилия на коленях подрезаны, голени и стопы развёрнуты, на левой руке 2 браслета из раковин) и 15–17-летнего мужчины были обнаружены там (средне скорченное на правом боку, голова в углублении в золе очага, на голове 4 ряда раковин Cyclonassa); костяки лежат на зольнике, покрыты охрой, сопровождаются кремнёвыми орудиями и отщепами в области головы и таза, в левой руке мужчины – кремнёвое остриё, головы обоих погребённых перекрыты плоским камнем, опиравшимся на 2 других; погребённых отличает небольшой рост (до 160 см)
Слайд 7Луис Александр Жюлис (Louis Alexandre Jullien) обнаружил в гроте между 1893 и
1895 около 15 женских статуэток.
Слайд 8«Фигурка из коричневой слоновой кости»
Выполнена из частично окаменевшей слоновой кости, возможно, принесённой
в Италию из другого региона, т.к . остатки мамонтов крайне редки для того времени. Нет видимых черт лица или изображения волос. Задняя часть головы уже, чем передняя. У фигурки нет рук. Груди нерегулярно полусферичны и отделены друг от друга глубоким углублением.
Живот овальный и гораздо более заметный, чем грудь. Он отделен от бедер двумя боковыми разрезами. Объем ягодиц очень широкий, и они кажутся сферическими.
Лобовая область очень необычна. Большинство статуэток Grimaldi имеют выпячивающуюся лобковину с преувеличенными размерами с канавкой или вертикальным разрезом, показывающим вульву. В этомстатуэтке глубокая U-образная канавка шириной 8,5 мм проходит от середины бедра до промежности. В центре этого желоба, чуть ниже живота, находится небольшой удлиненный горизонтальный слегка изогнутый гребень. Этот хребет, который не был полностью очищен от осадка, находится на том месте, где будут миноры половых губ. Этот способ представления гениталий ранее не наблюдался у других женских фигур Верхнепалеолитической Европы.
Слайд 9«Двойная Венера»
Художник вырезал два тела, спина к спине, симметрично изогнутые и соединенные
в верхней части головы, плеч и нижней части тела из зеленовато-желтого змеевика. Один представляет женщину; другой может быть животным. Пустое пространство разделяет две головы. Возможно, фигурка использовалась в качестве подвески. В профиле и спереди тело женщины иллюстрирует - грубо - основные анатомические характеристики палеолитических Венер Западной Европы. Другая фигура имеет удлиненные, извилистые анатомические черты.
Слайд 10«Гермафродитная Венера»
Статуэтка полупрозрачного зеленого мыльного камня сильно повреждена: голова обломана. Туловище очень
плоское, нормальная грудь висит низко. Живот большой.
«Гермафродита» хотя и наделена грудью и явно беременна, изображена с выпуклостью на промежности, отмеченной вертикальными разрезами, которые проходят от верхней часть выпуклости к основанию выступающего живота. Эта выпуклость была впервые интерпретирована как прямой фаллос на женском торсе, отсюда и его название.
Слайд 11«Венера эль Ромбо» (ромбовидная)
Фигурка изготовлена из зеленого стеатита. Голова с отсутствием лицевых
особенностей. Существует паз, обозначающий контур волос. Груди удлиненные и крупные. Выступающий живот имеет округлую форму ,имеется широкие бедра, а ягодицы сплющены. Вульва открыта и показана с гинекологической точки зрения. Ноги сужаются, а колени не обозначены.
Слайд 12«Маска»
Маска или Лицо - перфорированный овальный диск в виде сплющенного лица или
маски. Он изготовлен из частично полупрозрачного зелено-желтого хлорита.Объект плоский по профилю, за исключением тщательно продуманной выпуклости в центре, образующей тупой нос. Перфорации создают глаза и рот. Глаза округлые, ок. 2,4 мм в диаметре и имеют небольшие выемки в верхних боковых углах. Это придает им скорее животный, чем человеческий облик. Ряд вырезанных линий исходит от центра лица через каждую щеку. Глубокое круговое отверстие расположено в центре лба. Из этого отверстия вверх по лбу излучаются выпуклые линии. Это отверстие, возможно, первоначально содержало инкрустацию некоторого скоропортящегося материала. Верхний край лба демаркируется пунктирной линией. Нос имеет слабый мост и небольшие, широко расставленные ноздри. Рот установлен в широком, глубоком, слегка перевернутом разрезе. Это единственный артефакт, не соответствующий теме Венеры.
Слайд 13«Негроидная голова Венеры»
Голова Негроидной Венеры в слегка волокнистом зеленом мыльном камне имеет
поверхность, которая отполирована. Есть выступающий лоб с массивными бровями и глубокими глазницами. Носа нет, скорее всего, его изображение было продиктовано формой куска камня. Рот обозначен двумя небольшими горизонтальными разрезами, выровненными на дне углубления. Рот ограничен слабым, но четко обозначенным подбородком. Прическа, в значительной степени разрушенная, представлена сеткой.
Слайд 14«Венера Поличинелле»
Фигурка высеченная в зеленом стеатите. Ярко выраженные ягодицы и выступающий живот
дали ей имя Punchinello, обозначающее клоуна в комедиях 17 века. Вульва, как это часто бывает с фигурами Венеры, показана больше и с большим преувеличением ее контуров, чем в реальной жизни.
Слайд 15«Янус»
Женщина с перфорированной шеей, также известная как «Янус», потому что лицо изображено
по обеим сторонам сплюснутой фигурки, сделанной из темно-зеленого стеатита. Голова плоская и круглая с глазами и ртом, вырезанными спереди и с затылка. Нет предплечья, и грудь овальной формы. Есть заметный живот, а ягодицы сплющены. Была вырезана маленькая открытая, а колени и ноги нечеткие или отсутствующие.
Слайд 16«Охристая леди»
Статуэтка из слоновой кости с красной охрой имеет овальное лицо без
лицевых признаков. Голова и туловище изначально были покрыты очень толстым слоем красной охры. Волосы образуют плотную прическу, обрамляющую лицо и сужающуюся к двум точкам, которые заканчиваются на краях плеч, которые могут быть истолкованы как косы. Несмотря на то, что груди продолговатые, а в профиле становятся цилиндрическими, они не опираются на круглый и выступающий живот. Увеличенный лобковый треугольник простирается далеко вперед от плоскости бедер и не имеет признаков вульвы. Нижние конечности частично сломаны, но фрагмент относительно завершен, хотя из-за его очень рыхлой поверхности происходит отшелушивание на задней части головы, нижних конечностях и ягодицах.
Слайд 17«Венера Ментона»
Венера Ментона - это фигурка из желтого стеатита (мыльного камня) из
Гримальди. У фигурки хорошо видны грудь, живот и ягодицы, лобок и вульва хорошо заметны. Руки слиты с бюстом. Голова выполнена в виде шара и простирается вниз. Нет лицевых черт, есть полоса волос на спине и нет предплечий.
Слайд 18«Женщина с двумя головами»
Этот маленький кулон выполнен из того же желто-зеленого змеевика,
что и Двойная Венера. Это самая маленький из всех фигур Гримальди с длиной 27,5 мм, максимальной толщиной 12 мм и весом всего 1,85 г. Её поверхность хорошо отполирована и тщательно очищена. Однако в разрезах все еще видны следы красной охры. Глубокий разрез обозначает верхнюю часть лба, а другие, перпендикулярные, представляют собой линию волос. Эти надрезы соединяются с другой, более глубокой линией, которая знаменует собой небольшой серпантинный «мост», соединяющий две головы. Эта вторая голова находится в обратном направлении к первой, но в том же отношении. Её форма, овальная, немного больше, чем первая, не имеет отмеченных признаков. Только два параллельных разреза появляются на задней части головы, в месте, где она соединяется с другой.Талия маленькая. Бедра широкие. На бедрах глубокий, но узкий разрез расположен на уровне посередине живота. Центр брюшка выступает и почти идеально круглый. Лобковый треугольник очень широкий, вульва обозначена вертикальным разрезом.