Хужожник на войне

Содержание

Слайд 2

 Нет, Музы не молчат, они кричат.
У вдохновенья есть своя отвага -
оно порой

Нет, Музы не молчат, они кричат. У вдохновенья есть своя отвага -
войска сбивает с шага,
стреляя словом дальше, чем снаряд.
Ольга ДмитриЕва
С древних времен до наших дней дошло выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат», т.е. искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные действия. Война и музы. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но в годы суровых испытаний, в годы священной войны музы не молчали, они вели в бой, они становились оружием, разящим врагов.
2020 год войдет в историю как юбилейный – год 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В каждом регионе нашей страны, в каждом музее будут развернуты экспозиции, посвященные знаменательной дате. Документы той эпохи, личные вещи участников военных действий и тружеников тыла, плакаты, фотографии помогут нам лучше понять: что чувствовали, как жили, о чем думали люди, как они смогли выстоять порой в нечеловеческих условиях. Я хотел бы рассказать об удивительном художнике – нашем земляке, создавшем пронзительные до боли живописные произведения, хранящие воспоминания о Великой Отечественной войне, а также о его работах в собрании Липецкого областного краеведческого музея. Бережно изучает и хранит произведения искусства замечательный человек и прекрасный специалист – главный хранитель фондов Татьяна Дмитриевна Цупко. Она так интересно рассказывает о живописцах и скульпторах, что это заслуживает отдельного повествования. Именно благодаря ей у меня возникло желание рассказать о художнике-земляке, чье творчество связано с героическими и трагическими событиями. Великая Отечественная война породила качественно новое понятие – художник-фронтовик. В отличие от мастеров батальной живописи, художники-фронтовики непосредственно участвовали в сражениях. По-разному сложились их послевоенные судьбы, но всех объединяло одно – память о войне.

Слайд 3

(1914 – 1999 гг.)

Милованов Михаил Павлович

(1914 – 1999 гг.) Милованов Михаил Павлович

Слайд 4

Вверху: храм Пресвятой Троицы с. Троицкое, фото к. XIX в Вид

Вверху: храм Пресвятой Троицы с. Троицкое, фото к. XIX в Вид села
села Троицкое (ныне Липецкий район Липецкой области). .

Слайд 5

Милованов Михаил Павлович ушёл на фронт, будучи уже взрослым, много пережившим человеком.

Милованов Михаил Павлович ушёл на фронт, будучи уже взрослым, много пережившим человеком.

Родился Михаил Павлович в селе Троицкое Липецкого уезда Тамбовской губернии в суровом 1914 году. Он смог окончить только шесть классов – надо было помогать семье. Когда умер отец, на его плечи легли все заботы о семье – младшей сестрёнке было только шесть недель. Однако судьба забросила его со всем семейством в Амурскую область, на станцию Архары, где работал и плотником, и художником – он с детства любил рисовать, хотя нигде не учился этому ремеслу. Оттуда был призван на службу в армию. Лишь к концу лета 1938 года семейство возвратилось в родные места. Михаил устроился работать художником в клуб Новолипецкого завода.

Слайд 6

Доменная печь Новолипецкого металлургического завода (НЛМЗ), г. Липецк 1934 г.

Доменная печь Новолипецкого металлургического завода (НЛМЗ), г. Липецк 1934 г.

Слайд 7

В июле 1942 года он был призван Липецким городским военкоматом и зачислен

В июле 1942 года он был призван Липецким городским военкоматом и зачислен
в 49-й стрелковый полк 40-й армии Воронежского округа. Воевал под Воронежем, под Харьковым в составе 303-й дивизии. Так как он хорошо рисовал, товарищи просили нарисовать их портрет, и такие весточки с фронта посылали своим родным. Их получала и семья художника. Однако с начала 1943 года от него не было никаких весточек.
Как написал художник в своей автобиографии: «…при отходе из Харькова попали в окружение в с. Безлюдовка – 17 марта 1943 года человек 800 нас выловили из леса, пригнали в лагерь в г. Павлодар, где пробыли до 8 сентября 43 г…». Потом по этапу около 2000 человек гнали через всю Украину, Румынию в фашистскую Германию. Милованов попал в концлагерь «Хаммерштейн» в восточной Пруссии (ныне около г. Чарне в Польше).

Слайд 8

Два года концлагерей оставили глубокий след в памяти, которая не давала ему

Два года концлагерей оставили глубокий след в памяти, которая не давала ему
покоя долгие годы. Он вновь и вновь в своих работах обращался к лагерной тематике. Лица заключённых всегда, как живые, тревожили его воображение, хотелось ещё и ещё раз запечатлеть их хотя бы на том, что было под рукой, будь это жесть с крыши дома или металлические пластины с надписями по технике безопасности, или грубая обёрточная бумага. Эти выразительные лица людей, не сломленных или, наоборот, чувствующих безысходность своего положения, выполнены художником на пределе человеческих эмоций – так может написать только человек, переживший неволю сам.

Слайд 9

В апреле 1945 года заключённые лагеря были освобождены Советской Армией. М. П.

В апреле 1945 года заключённые лагеря были освобождены Советской Армией. М. П.
Милованов, умевший рисовать и имеющий хороший почерк, несмотря на начальное образование, был направлен в одну из военных комендатур, располагавшихся на территории восточной Германии, где, занимая должность библиотекаря, оформлял документы на демобилизацию военнослужащих, среди которых были и узники концлагерей. Перед его глазами проходило множество людей с такими далеко не лёгкими судьбами, которым предстояло адаптироваться в мирной жизни. Как у каждого художника, у Михаила везде были с собой карандаш и бумага. Зарисовки, которые делались им и в плену, и во время работы при военной комендатуре, помогли ему потом перевести свои впечатления на бумагу, жесть или холст.

Слайд 10

Из серии «Лагерная жизнь» (бумага, масло)

Из серии «Лагерная жизнь» (бумага, масло)

Слайд 12

Главное в его работах - не одежда, не быт, а лица этих

Главное в его работах - не одежда, не быт, а лица этих
истощённых, усталых, голодных, но непокорённых людей, в глазах которых и муки, и тревога, и надежда. Есть среди его работ и сюжетные композиции. Таковы рисунки из серии «Лагерная жизнь», в том числе с изображением момента выноса из барака умершего заключённого. Во всех его лагерных работах, выполненных в разных техниках, заключено сильное эмоциональное начало.
С 1943 по 1946 год не было от Михаила никаких вестей, родные считали его погибшим. Вернулся домой только в июле 1947 года. В мирной жизни его ждали испытания, которых не миновали все, прошедшие фашистский плен, - проблемы с устройством на работу, недоверие. Удалось устроиться лишь бойцом пожарной команды, однако желание рисовать его никогда не покидало.

Слайд 13

Пейзажи, портреты, цветы он писал для сослуживцев, друзей, родных. Всё-таки именно художественное

Пейзажи, портреты, цветы он писал для сослуживцев, друзей, родных. Всё-таки именно художественное
ремесло, несмотря на отсутствие образования, давало ему средства к жизни: работал художником в разных организациях, в том числе в художественно-производственных мастерских липецкого худфонда. Много работал он в последние годы по восстановлению церквей. В ограде церкви своего родного Троицкого художник нашёл свой последний приют.
Его работы, в том числе связанные с его военным прошлым, неоднократно экспонировались на выставках в музее, так как и такого прошлого из жизни нашей страны не вычеркнешь.