Содержание
- 2. Права человека в истории Беларуси. Проблема прав человека имеет довольно значительную историю в Беларуси. Ее истоки
- 3. Привилеями 1432 и 1434 годов юридически (но не фактически) были уравнены в своих правах православные и
- 4. Прежде всего, необходимо отметить Статут 1588 г., провозглашался принцип единства права для всего населения княжества. В
- 5. Гуманистические идеи белорусского Возрождения и Просвещения нашли свое отражение в творчестве М. Гусовского, В. Тяпинского, С.
- 6. В сознании белорусского общества с давних времен утверждалось представление о том, что правительства не дают, не
- 7. Развитие идей естественного права и прав человека в России. Под заметным воздействием передовой европейской политико-правовой мысли
- 8. Со второй половины XVIII в. просвещенная часть российского общества начинает негативно относиться и даже протестовать против
- 9. Естественно-правовые идеи в борьбе против царизма и крепостничества использовали также члены революционного кружка петрашевцев, деятели русского
- 11. Скачать презентацию
Слайд 2Права человека в истории Беларуси.
Проблема прав человека имеет довольно значительную историю в
Права человека в истории Беларуси.
Проблема прав человека имеет довольно значительную историю в
Беларуси. Ее истоки многие ученые связывают с распространением христианства, христианской морали, появлением первых памятников права, поскольку важнейшим способом защиты прав человека остается кодификация и публикация законов.
Беларусь в составе царской России испытывала на себе влияние политической власти, культуры, всего строя государственной жизни России. Свод княжеских постановлений Х-ХII вв. имел общерусский характер («Русская правда»).
Важнейшими источниками в области права стали Полоцкие и Смоленские грамоты ХIII-ХIV вв., в которых были закреплены права отдельных категорий граждан этих земель, ведь они не только продолжали данные традиции, но и содержали целый ряд существенных отличий: холопы обладали правом владеть и распоряжаться недвижимым имуществом, вести торговлю и т. д.
Беларусь в составе царской России испытывала на себе влияние политической власти, культуры, всего строя государственной жизни России. Свод княжеских постановлений Х-ХII вв. имел общерусский характер («Русская правда»).
Важнейшими источниками в области права стали Полоцкие и Смоленские грамоты ХIII-ХIV вв., в которых были закреплены права отдельных категорий граждан этих земель, ведь они не только продолжали данные традиции, но и содержали целый ряд существенных отличий: холопы обладали правом владеть и распоряжаться недвижимым имуществом, вести торговлю и т. д.
Слайд 3Привилеями 1432 и 1434 годов юридически (но не фактически) были уравнены в
Привилеями 1432 и 1434 годов юридически (но не фактически) были уравнены в
своих правах православные и католики.
Существенным продвижением на пути к решению вопроса прав человека явилось законодательство Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. В памятниках права этого периода нашли отражение многие принципы, сформулированные позже во Всеобщей декларации прав человека. Так, уже в Судебнике Казимира IV 1468 г. утверждался принцип презумпции невиновности.
(Презумпция невиновности – это предположение, согласно которому лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке.)
Самым значимым событием в развитии феодального права Великого княжества Литовского явилась разработка и принятие Статутов 1529, 1566, 1588 гг. Наличие в государстве подобных крупных нормативных актов свидетельствует о высокой степени развития правовой мысли, культуры, образования.
Существенным продвижением на пути к решению вопроса прав человека явилось законодательство Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. В памятниках права этого периода нашли отражение многие принципы, сформулированные позже во Всеобщей декларации прав человека. Так, уже в Судебнике Казимира IV 1468 г. утверждался принцип презумпции невиновности.
(Презумпция невиновности – это предположение, согласно которому лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке.)
Самым значимым событием в развитии феодального права Великого княжества Литовского явилась разработка и принятие Статутов 1529, 1566, 1588 гг. Наличие в государстве подобных крупных нормативных актов свидетельствует о высокой степени развития правовой мысли, культуры, образования.
Слайд 4Прежде всего, необходимо отметить Статут 1588 г., провозглашался принцип единства права для
Прежде всего, необходимо отметить Статут 1588 г., провозглашался принцип единства права для
всего населения княжества. В Статут вошли нормы государственного права, что было новым явлением в законодательной практике европейских государств. В нем отражена богатая правовая культура белорусского народа.
Статуты Великого княжества Литовского формировались на основе традиций местного, идущего со времени Полоцкой земли права.
Важное значение придавалось созданию справедливого беспристрастного суда. В Полоцкой Руси прибегали к большому количеству присяжных. Так, в Правде Ярослава Мудрого сказано, что истец во всякой тяжбе должен идти с ответчиком "на извод перед двенадцатью гражданами", которые должны были разобраться в деле и определить степень вины. Существенным шагом в данном направлении явилось учреждение независимых от администрации выборных судов в каждом повете. Задачей выборных судей являлась защита не только интересов государства, но и отдельной личности. Статут 1588 г. закрепил гласность судебного процесса, участие защитников, состязательность сторон.
В статье 2 Статута говорилось о том, что государство не имеет права наказывать по заочному обвинению, даже если это касалось оскорбления его или государственной измены.
Впервые в законодательной практике европейских стран в Статуте 1588 г. была разграничена законодательная и исполнительная власть. Законы могли издаваться только выборным представительным органом — Соймом и подписывались только великим князем.
Статут оказал огромное влияние на развитие права во всей Европе. На основе его традиций была составлена первая в Европе конституция (Конституция Речи Посполитой 1791 г.)
Для Статута Великого княжества Литовского 1588 г. характерна ярко выраженная гуманистическая направленность, идея становления правового государства.
Статуты Великого княжества Литовского формировались на основе традиций местного, идущего со времени Полоцкой земли права.
Важное значение придавалось созданию справедливого беспристрастного суда. В Полоцкой Руси прибегали к большому количеству присяжных. Так, в Правде Ярослава Мудрого сказано, что истец во всякой тяжбе должен идти с ответчиком "на извод перед двенадцатью гражданами", которые должны были разобраться в деле и определить степень вины. Существенным шагом в данном направлении явилось учреждение независимых от администрации выборных судов в каждом повете. Задачей выборных судей являлась защита не только интересов государства, но и отдельной личности. Статут 1588 г. закрепил гласность судебного процесса, участие защитников, состязательность сторон.
В статье 2 Статута говорилось о том, что государство не имеет права наказывать по заочному обвинению, даже если это касалось оскорбления его или государственной измены.
Впервые в законодательной практике европейских стран в Статуте 1588 г. была разграничена законодательная и исполнительная власть. Законы могли издаваться только выборным представительным органом — Соймом и подписывались только великим князем.
Статут оказал огромное влияние на развитие права во всей Европе. На основе его традиций была составлена первая в Европе конституция (Конституция Речи Посполитой 1791 г.)
Для Статута Великого княжества Литовского 1588 г. характерна ярко выраженная гуманистическая направленность, идея становления правового государства.
Слайд 5Гуманистические идеи белорусского Возрождения и Просвещения нашли свое отражение в творчестве М.
Гуманистические идеи белорусского Возрождения и Просвещения нашли свое отражение в творчестве М.
Гусовского, В. Тяпинского, С. Полоцкого.
В ХVI-ХVII вв. в Беларуси действовали сторонники «натурального права» Ф. Скорина (1490 - 1551), С. Будный (ок.1530-1593), А. Волан (1530-1610) и др.
В центре внимания Ф. Скорины - проблема человека и общества. Согласно его учению, натуральное право свойственно каждому человеку в равной степени и каждый наделен им от рождения. Правовые идеи, которые проповедовал Ф.Скорина, нашли отражение в Статуте Великого княжества Литовского 1529 г.
Гуманистическое направление имеют работы политического деятеля, философа и правоведа А.Волана «О политической или общественной свободе», «О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе».
Деятели белорусского Возрождения и Просвещения внесли огромный вклад в развитие гуманистических идей своего времени. Многие из них остаются актуальными и сегодня:
призыв к миролюбию;
верховенство закона;
веротерпимость;
нравственно-этические ценности;
свобода, права и ответственность людей;
развитие национального самосознания, культуры, национального языка;
роль просвещения, знания, искусства в нравственном развитии личности;
идея братского единения восточнославянских народов;
гармония человека и природы.
В ХVI-ХVII вв. в Беларуси действовали сторонники «натурального права» Ф. Скорина (1490 - 1551), С. Будный (ок.1530-1593), А. Волан (1530-1610) и др.
В центре внимания Ф. Скорины - проблема человека и общества. Согласно его учению, натуральное право свойственно каждому человеку в равной степени и каждый наделен им от рождения. Правовые идеи, которые проповедовал Ф.Скорина, нашли отражение в Статуте Великого княжества Литовского 1529 г.
Гуманистическое направление имеют работы политического деятеля, философа и правоведа А.Волана «О политической или общественной свободе», «О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе».
Деятели белорусского Возрождения и Просвещения внесли огромный вклад в развитие гуманистических идей своего времени. Многие из них остаются актуальными и сегодня:
призыв к миролюбию;
верховенство закона;
веротерпимость;
нравственно-этические ценности;
свобода, права и ответственность людей;
развитие национального самосознания, культуры, национального языка;
роль просвещения, знания, искусства в нравственном развитии личности;
идея братского единения восточнославянских народов;
гармония человека и природы.
Слайд 6В сознании белорусского общества с давних времен утверждалось представление о том, что
В сознании белорусского общества с давних времен утверждалось представление о том, что
правительства не дают, не жалуют основные права, а призваны защищать свободы и права, которыми человек наделен от рождения, что законы должны защищать человека.
Еще в середине XVII в. известный политический мыслитель и правовед Беларуси и Литвы Александр Олизаровский писал: "Правители не могут ввергнуть своих подданных в неволю не только силой, но и установлением прав. Этому принципиально противится божественное право, естественное право и право народов. Ибо никакие законы не могут санкционировать несправедливость".
Все отмеченное выше позволяет утверждать, что соблюдение прав человека имеет в Беларуси глубокую историю и богатые традиции, заложенные в самой психологии, способе поведения, национальном характере белорусов.
Еще в середине XVII в. известный политический мыслитель и правовед Беларуси и Литвы Александр Олизаровский писал: "Правители не могут ввергнуть своих подданных в неволю не только силой, но и установлением прав. Этому принципиально противится божественное право, естественное право и право народов. Ибо никакие законы не могут санкционировать несправедливость".
Все отмеченное выше позволяет утверждать, что соблюдение прав человека имеет в Беларуси глубокую историю и богатые традиции, заложенные в самой психологии, способе поведения, национальном характере белорусов.
Слайд 7Развитие идей естественного права и прав человека в России.
Под заметным
Развитие идей естественного права и прав человека в России.
Под заметным
воздействием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение и в царской России.
Образ жизни и государственно-политическая практика не способствовали укоренению в России уважения личности, ее достоинства и прав. Авторитарно–патриархальная политическая культура, монархический строй, крепостное право, правовой нигилизм – все это в большой степени отрицательно сказывалось на становлении прав человека.
Эволюция в сторону гуманности стала заметной лишь с конца XVIII века. Уровень насилия всегда был высок в стране. Последнее всегда считалось эффектным инструментом для поддержания государственного порядка. На Западе такое насилие наблюдалось не меньше, чем в России, однако, господствовало право. В России также господствовало право, однако, оно допускало высокий уровень принуждения.
Образ жизни и государственно-политическая практика не способствовали укоренению в России уважения личности, ее достоинства и прав. Авторитарно–патриархальная политическая культура, монархический строй, крепостное право, правовой нигилизм – все это в большой степени отрицательно сказывалось на становлении прав человека.
Эволюция в сторону гуманности стала заметной лишь с конца XVIII века. Уровень насилия всегда был высок в стране. Последнее всегда считалось эффектным инструментом для поддержания государственного порядка. На Западе такое насилие наблюдалось не меньше, чем в России, однако, господствовало право. В России также господствовало право, однако, оно допускало высокий уровень принуждения.
Слайд 8Со второй половины XVIII в. просвещенная часть российского общества начинает негативно относиться
Со второй половины XVIII в. просвещенная часть российского общества начинает негативно относиться
и даже протестовать против насилия и крепостного права.
Одним из первых защитников идей естественного права, неотчуждаемых правах и свободах человека был А.Н.Радищев (1749-1802). Он развивал представления о свободе и равенстве всех людей, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, свободу мысли, слова.
М.А.Бакунин (1814 - 1876) - одна из наиболее интересных фигур в российской истории вообще и истории политико-правовой мысли в частности. Он по праву считается родоначальником русского и в целом мирового анархического мировоззрения.
Бакунин одним их первых выставил ряд аргументов против некритического восприятия порядков и нравов в русской общине. Он считает, что изменение общины нужно осуществлять не при помощи «западной» прививки, а на основе использования бунтовского и раскольничьего опыта русского крестьянства. Ведь перечень недостатков общинного быта более чем широк.
В истолковании социальных и политических проблем Бакунин опирался на естественно-правовую трактовку прав личности или обязанностей должностных лиц государства, а не формально-догматический анализ существующих государственных законов.
Одним из первых защитников идей естественного права, неотчуждаемых правах и свободах человека был А.Н.Радищев (1749-1802). Он развивал представления о свободе и равенстве всех людей, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, свободу мысли, слова.
М.А.Бакунин (1814 - 1876) - одна из наиболее интересных фигур в российской истории вообще и истории политико-правовой мысли в частности. Он по праву считается родоначальником русского и в целом мирового анархического мировоззрения.
Бакунин одним их первых выставил ряд аргументов против некритического восприятия порядков и нравов в русской общине. Он считает, что изменение общины нужно осуществлять не при помощи «западной» прививки, а на основе использования бунтовского и раскольничьего опыта русского крестьянства. Ведь перечень недостатков общинного быта более чем широк.
В истолковании социальных и политических проблем Бакунин опирался на естественно-правовую трактовку прав личности или обязанностей должностных лиц государства, а не формально-догматический анализ существующих государственных законов.
Слайд 9 Естественно-правовые идеи в борьбе против царизма и крепостничества использовали также члены
Естественно-правовые идеи в борьбе против царизма и крепостничества использовали также члены
революционного кружка петрашевцев, деятели русского демократического движения.
Б.Н.Чичерин (1828-1904) характеризовал признание человека свободной личностью как величайший шаг в историческом движении гражданской жизни и достижение той ступени, когда гражданский порядок становится истинно человеческим. Он обосновывал необходимость реформирования российского самодержавия и продвижения страны к гражданскому обществу и правовому государству.
Защита естественно-правовых идей свободы и прав личности находит отражение в творчестве П.И.Новгородцева (1866-1924). Естественное право, в его понимании, зарождается как требование реформ и изменений в существующем строе, выступает как идеал в соотношении с позитивным правом.
Идеи свободы, равенства и прав человека получили глубокую разработку в творчестве В.С.Соловьева (1853-1900), Н.А.Бердяева (1874-1948) и др.
Следует отметить, что отдельные признаки и элементы прав человека нашли свое отражение и в таких учебных дисциплинах, как история Отечественного государства и права. Изучая отдельные периоды истории государства и права, можно считать, что истоки прав человека уходят в глубокую древность. Это Новгородская и Псковская судные грамоты, Судебник 1497 и 1550 годов, Соборное уложение 1649 года и другие памятники более позднего периода.
Б.Н.Чичерин (1828-1904) характеризовал признание человека свободной личностью как величайший шаг в историческом движении гражданской жизни и достижение той ступени, когда гражданский порядок становится истинно человеческим. Он обосновывал необходимость реформирования российского самодержавия и продвижения страны к гражданскому обществу и правовому государству.
Защита естественно-правовых идей свободы и прав личности находит отражение в творчестве П.И.Новгородцева (1866-1924). Естественное право, в его понимании, зарождается как требование реформ и изменений в существующем строе, выступает как идеал в соотношении с позитивным правом.
Идеи свободы, равенства и прав человека получили глубокую разработку в творчестве В.С.Соловьева (1853-1900), Н.А.Бердяева (1874-1948) и др.
Следует отметить, что отдельные признаки и элементы прав человека нашли свое отражение и в таких учебных дисциплинах, как история Отечественного государства и права. Изучая отдельные периоды истории государства и права, можно считать, что истоки прав человека уходят в глубокую древность. Это Новгородская и Псковская судные грамоты, Судебник 1497 и 1550 годов, Соборное уложение 1649 года и другие памятники более позднего периода.