Искусство Древней Греции. Крито - микенский (эгейский период)

Содержание

Слайд 2

Крито микенский
(эгейский период)

Истоки античной культуры бассейна Эгейского моря уходят в далекое

Крито микенский (эгейский период) Истоки античной культуры бассейна Эгейского моря уходят в
прошлое, в эпоху неолита и ранней бронзы, когда в III тысячелетии до н.э. процветал сильный город Троя, создавались своеобразные памятники искусства на кикладских островах Паросе, Наксосе, Сиросе, а на Балканском полуострове в фессалийских селениях и в пелопонесских местечках Сескло, Димини, Лерне воздвигались найденные теперь в руинах древнейшие сооружения, изготавливались керамические сосуды, терракотовые статуэтки. Особенно же ярким очагом, где закладывались основы позднейшей европейской цивилизации, была минойская культура острова Крита, искусство которого достигло расцвета в первой половине II тысячелетия до н.э.

Слайд 3

Правили Критом цари, выполнявшие нередко роль жрецов, так как религиозным церемониям отводилось

Правили Критом цари, выполнявшие нередко роль жрецов, так как религиозным церемониям отводилось
значительное место. Существовали армия, сильный флот. Критяне были известны как бесстрашные мореходы, поддерживавшие оживленную торговлю с другими народами. Природа не обидела этот средиземноморский остров. Сочные травы на пастбищах для скота, пышная растительность в плодородных долинах, обилие винограда, оливковых рощ, посевы льна, шафрана — всем этим славился Крит еще в древности.

Слайд 4

Культура Крита – дворцовая культура. Поселения критян представляли собой города –

Культура Крита – дворцовая культура. Поселения критян представляли собой города – дворцы
дворцы с очень сложной, запутанной планировкой. Самым большим был Кносский дворец.

Согласно древнегреческой мифологии, он был построен архитектором и инженером Дедалом по приказу царя Миноса, чтобы скрыть его сына, получеловека – полубога Минотавра.

Слайд 5

Кносский дворец занимал обширные территории и постепенно переходил в окружающий ландшафт. Защитой

Кносский дворец занимал обширные территории и постепенно переходил в окружающий ландшафт. Защитой
критянам служило море.

Во дворце кроме царских помещений, находились жилища поданных, а так же мастерские и торговые помещения. Залы дворца группировались вокруг световых колодцев (отверстий в кровле), служивших для освещения и вентиляции.

Слайд 7

Использовались критские колонны.

Использовались критские колонны.

Слайд 8

Критская колонна – предшественница античного ордера.
Ствол колонны.
База (небольшая подставка).
Капитель (верхняя часть

Критская колонна – предшественница античного ордера. Ствол колонны. База (небольшая подставка). Капитель
колонны).
Капитель состоит из двух частей: эхина (в виде сплющенной бусины), абака (дощечка, на которую опирается балка перекрытия).

Колонны многоцветны.

Слайд 9

Дворец украшен фресками. Основные сюжеты – море, игры, состязания с быками.

«Игры

Дворец украшен фресками. Основные сюжеты – море, игры, состязания с быками. «Игры с быком»
с быком»

Слайд 12

Царь – жрец.

Царь – жрец.

Слайд 13

Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество ее прически,

Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество ее прически,
напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее “парижанкой”, и имя это осталось за ней до сих пор.

Роспись. Кносский дворец.

Жрицы в ритуальном хороводе

Слайд 17

Орнаментальные мотивы – геометрия, спираль, волна, морские мотивы, растения.

Орнаментальные мотивы – геометрия, спираль, волна, морские мотивы, растения.

Слайд 18

Виртуозами своего дела были критские гончары, создававшие посуду порой со стенками не

Виртуозами своего дела были критские гончары, создававшие посуду порой со стенками не
толще яичной скорлупы, но очень прочными после обжига в печах. Формы ваз большей частью шаровидные, сочные; краски яркие. Изысканны сосуды так называемого стиля “камарес”, на темной поверхности которых выступают нанесенные светлыми красками орнаментальные узоры.
Позднее цветовая гамма росписных ваз Крита меняется. В XVI веке изображения морских животных или цветов наносятся краской на светлый фон. Критский вазописец всегда стремился рисунком подчеркнуть форму и на шаровидном сосуде предпочитал показать осьминога, в то время как на вытянутой кверху вазе он располагал стройные стебли растений Это качество критских росписей, гармонически сочетающихся с формой, будет впоследствии достойно оценено греками. К концу XVI и началу XV века до н.э. относится группа особенно роскошных по своим рисункам ваз так называемого “дворцового стиля”. Примечательно, что на керамических сосудах Крита, как правило, нет человеческих фигур. Предмет, необходимый в быту, художник украшал цветами, орнаментами, изображениями животных, не пытаясь показать сюжетные композиции, несущие смысловую нагрузку.

Слайд 22

Монументальные произведения круглой скульптуры Крита до нас не дошли. Зато обнаруженное археологами

Монументальные произведения круглой скульптуры Крита до нас не дошли. Зато обнаруженное археологами
множество предметов мелкой пластики убеждает в том, что критским мастерам были известны различные материалы: фаянс, глина, слоновая кость, бронза. Особенный интерес представляют найденные в кносском дворце невысокие фаянсовые статуэтки женщин со змеями в руках, поражающие изяществом и мастерством исполнения. Они имели, несомненно, культовое значение, может быть, изображали жриц со змеями — божествами, заботящимися о благосостоянии дома Известны и статуэтки прыгунов через быка, исполненные в металле и слоновой кости.

Слайд 23

В XV веке, возможно, воспользовавшись сильным, нанесшим урон Криту извержением вулкана на

В XV веке, возможно, воспользовавшись сильным, нанесшим урон Криту извержением вулкана на
Санторине, балканские ахейцы захватили остров и подчинили его, испытав на себе в дальнейшем сильное воздействие минойской культуры. С падением Кносса ведущая роль в этом районе Европы перешла к ахейцам, победившим критян, но по своему культурному уровню значительно им уступавшим.

Микены, Тиринф, Афины, Пилос и другие ахейские города Балканского полуострова становятся после победы над Критом основной силой в бассейне Эгейского моря и процветают во второй половине II тысячелетия до н.э. Им еще могла противостоять Троя, державшая ключевые позиции у проливов, ведущих на север, но троянская война XII века до н.э. решила спор между ними в пользу ахейских племен.

Искусство Микен.

Слайд 24

В каждом из городов правил царь. Располагались поселения чаще не на равнине,

В каждом из городов правил царь. Располагались поселения чаще не на равнине,
как критские, а на холмах, с которых хорошо видна окружавшая их местность, не на берегу моря, а в удалении от него. Высокие крепостные стены защищали их от нападения, так как опасность неожиданных пиратских набегов беспокоила жителей. Будто великаны поднимали огромные камни, складывая эти стены и башни, получившие название “циклопических”.

Темно-серый цвет огромных каменных глыб, из которых составлены укрепления “крепкостенного” Тиринфа, придает особую суровость его облику.

Слайд 26

В широких крепостных стенах располагалась сложная система галерей, ходов. Здесь были цистерны

В широких крепостных стенах располагалась сложная система галерей, ходов. Здесь были цистерны
для воды, продовольственные склады, запасы оружия. В густых зарослях кустарника на склоне акрополя скрывался потайной ход с лестницей, ведущей в крепость и ко дворцу. Царские покои, от которых в Тиринфе довольно хорошо сохранились лишь фундаменты, можно считать типичным парадным сооружением того времени. В кносском сооружении Миноса обращало внимание отсутствие четкой системы в расположении комнат и залов. В царском дворце Тиринфа доминирует центральное помещение — мегарон — с четырьмя внутренними колоннами, поддерживавшими крышу и обрамлявшими очаг.

Слайд 28

Вход в акрополь Микен, называвшийся Львиными воротами, был украшен плитой золотисто-желтого камня

Вход в акрополь Микен, называвшийся Львиными воротами, был украшен плитой золотисто-желтого камня
с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую колонну.

Слайд 29

Недалеко от Львиных ворот располагались могилы ахейских владык. В глубоких, подобных

Недалеко от Львиных ворот располагались могилы ахейских владык. В глубоких, подобных шахтам
шахтам гробницах XVII—XVI веков было найдено большое количество всевозможных украшений и утвари из драгоценных металлов — серебряных и золотых кубков, роскошных диадем, масок из тонкого листового золота, накладывавшихся на лицо покойника, золотых, украшавших одежды бляшек, а также кинжалов, инкрустированных сложными композициями из золота.. Роскошь погребений характеризовала нравы ахейцев, их стремление к пышности украшений.

Слайд 30

Многие центры эгейской цивилизации стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками

Многие центры эгейской цивилизации стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками
и сокровищами нашли лишь во второй половине XIX века.

Золото Генриха Шлимана.

Слайд 31

Маска царя Агамемнона

Предводитель греческого войска при осаде Трои.

Маска царя Агамемнона Предводитель греческого войска при осаде Трои.

Слайд 32

Формы сосудов также новы и непохожи на критские. Характер кубков из шахтовых

Формы сосудов также новы и непохожи на критские. Характер кубков из шахтовых
могил XVI века разнообразен: некоторые нарядны, украшены розеттами, их контуры изящны; прекрасный сосуд из алебастра имеет сложные изгибающиеся ручки. Многие же отличаются лаконичностью декора, неприхотливостью силуэта, суровостью и простотой форм.

Жесткость и статичность композиции преобладают в искусстве ахейцев. На золотых круглых бляшках, нашивавшихся на одежды и найденных в шахтовых гробницах, показаны осьминоги, бабочки, но линии контуров, детали этих образов живой природы сводятся к сухому орнаменту. Мастера любят строгую симметрию, схематичность форм. Даже узоры спирали теряют динамичность, которую чувствовал в них критский художник.

“Кубок Нестора”

Слайд 33

Найденные в ахейских гробницах кинжалы интересны не только как образцы вооружения, но

Найденные в ахейских гробницах кинжалы интересны не только как образцы вооружения, но
прежде всего инкрустированными на них сценами. Удлиненный клинок умело используется для изображения то опасной борьбы человека со львом, то распластанных в беге фигурок животных. Новый сюжет — охота. На одном из кинжалов, на узенькой полоске оказалось возможным поместить пейзаж, в сложной технике инкрустации показать реку с плывущими рыбами, кусты, растущие по берегам, и дикую кошку, схватившую птицу. Особенного внимания заслуживает в этих кинжалах цвет использованных материалов — золота разных тонов, серебра, меди, черни.

Слайд 36

В тематике ахейских произведений много сюжетов, связанных с происходящей в мире борьбой:

В тематике ахейских произведений много сюжетов, связанных с происходящей в мире борьбой:
охота на львов, травля собаками кабана, подготовка к походу ахейцев, седлающих боевых коней. На одной из микенских ваз XII века изображены воины в высоких шлемах, с копьями и щитами, идущие друг за другом. Манера росписи кажется небрежной, фигурки могут показаться порой забавными.
Имя файла: Искусство-Древней-Греции.-Крито---микенский-(эгейский-период).pptx
Количество просмотров: 49
Количество скачиваний: 0