три яруса: окна, сквозь которые под своды проникает солнечный свет, глухой трифорий и нижняя аркада.
Ранние нервюрные своды обычно четырёхчастные, то есть состоящие из четырёх распалубок на шести арках, четырёх щековых и двух диагональных, причём соседние секции свода делят одну щековую арку. Арки-нервюры передают вес через трифорий на столбы нижней аркады.
Узкие и высокие ланцетовидные окна дали раннеанглийскому стилю второе название «ланцетный», они часто группируются попарно или по три, разделяются на три яруса, отвечающие ярусам нефа. В торцевой стене северного трансепта Йоркского собора находятся знаменитые «Пять Сестёр» — группа из пяти ланцетовидных окон высотой более 16 метров каждое, в которых сохраняются оригинальные гризайлевые витражи XIII века.
Витражи начинают применяться в окнах верхнего яруса нефа, трансета и особенно западного фасада. Окна обычно расчленяют каменным переплётом на прихотливый узор, какой можно видеть, например, в Линкольнском соборе.
Окна-розы для Англии нехарактерны, но в Линкольнском соборе имеется два примечательных образца, один из которых — Окно (или Око) Настоятеля в северном трансепте (1220—1235). Орнамент его состоит из вписанных друг в друга окружностей. Основная тема этой розы — второе пришествие и страшный суд, отдельные витражи изображают похороны святого Хьюruen, основателя собора, и успение богородицы.
Скульптура. В отличие от суровой наготы Норманских церквей, готика развивает скульптурное убранство, орнаменты и профилировку. Аркады и трифорий (трифорий - аркада во 2-м ярусе центрального нефа романских и готических базиликальных храмов, состоящая из ряда трифорий. Облегчая стены, усиливает их конструкцию, имеет и декоративное значение) украшаются «собачьим зубом», каспами, кругами, трилистниками, четырёхлистниками и другими растительными мотивами. Характерны растительные орнаменты на капителях, антрвольтах, замковых камнях сводов.
Готический устой, в отличие от массивного романского, расчленяется на пучок сравнительно тонких колонок, которые являются как бы продолжением нервюр сводов, и окружают центральное ядро устоя. Часто колонки делались из полированного тёмного пурбекского мрамора. Для английской готики характерно весьма глубокое расчленение устоя и глубокая его профилировка, обилие канавок и валиков, орнамент «собачий зуб» и круглые абаки на капителях колонок.
ланцетовидное окно