Славянские мифы как отражение истории человечества

Содержание

Слайд 2

Актуальность

Культура древних славян оставила неизгладимый след в развитии мировой культуры. Древние славяне

Актуальность Культура древних славян оставила неизгладимый след в развитии мировой культуры. Древние
были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. Запечатленные в поэтической форме все те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает человек. В своих поисках защиты они подобно всем древним народам, прошли через фетишизм - веру в одухотворенность мертвой природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов.  В их верованиях и мифах можно заметить и следы анимизма и самых грубых суеверий первобытной эпохи. Но славяне довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, при этом наделив их непременными качествами - красотой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием. 

Слайд 3

Цель:
Изучая славянскую мифологию, доказать существование и нереальность некоторых мифов.
Проблема:
Незнание о славянской культуре и

Цель: Изучая славянскую мифологию, доказать существование и нереальность некоторых мифов. Проблема: Незнание
ее мифов.
Задачи:
Знакомство с славянскими мифами , памятниками первобытного искусства. Развитие аналитического мышления при изучении славянской культуры. Воспитание творческой самостоятельности в изобразительной и литературной деятельности на основе славянской культуры прошлого и современности.

Слайд 4

Введение

Древнейшая история славян, подробности их быта и верований окончательно еще не выяснены

Введение Древнейшая история славян, подробности их быта и верований окончательно еще не
историками, разнообразные стороны жизни и многие факты не установлены. Все сведения о древних славянах извлечены из скудных строк исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам, а также летописям более позднего христианского периода, которые создавались, конечно, не с целью описать языческие мифы. На некоторые события пролили свет археологические находки, но их истолкование порой вызывает множество мнений и точек зрения. На малую каплю твердого знания приходится по целому океану предположений и догадок. Таким образом, ранняя история и культура славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды. Именно поэтому меня привлекла тема "Мифы древних славян".

Слайд 5

Леший

Леший, лесовик, лешак, - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в

Леший Леший, лесовик, лешак, - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший
каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.
Настоящий леший голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (с такой же силой, как шумит лес в бурю) почти с вечера до полуночи; он не любит пения петуха и с первым выкриком его немедленно замолкает. Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски, и если они делаются бессловесными, то только при встрече с настоящими, живыми людьми.

Слайд 7

Русалка

Русалки, или водяные девы (Мавки, Навки, Лоскотухи, Лохматки, Шутихи, Купалки, Водяницы, Лешачихи,

Русалка Русалки, или водяные девы (Мавки, Навки, Лоскотухи, Лохматки, Шутихи, Купалки, Водяницы,
Девки-Волосатихи, Берегини), известны во многих культурах. Существа, которые живут под водой, имеют необычную внешность, обладают некой связью с потусторонним миром, известны в истории и мифологии практически всех стран мира. И всё же, по каким-то причинам, русалки одной культуры сильно отличаются от русалок другой культуры. К примеру, в Европе бытовали поверия, что русалки — это девы с рыбьими хвостами. В нашей же культуре, традициях и мифологии славян, русалки — это духи, души заложных покойников, то есть умерших не своей смертью. В отличие от обычных привидений и призраков, русалки наши, хоть и являются духами, всё же имеют вполне реальные черты, вполне осязаемы и их довольно сложно отличить от обычных людей.

Слайд 9

Водяной

Водяной — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Дедушка

Водяной Водяной — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.
водяной в мифологии славян — настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую. Раньше каждый купающийся знал об опасности утонуть. Перед купанием или поездкой на лодке надо было спросить разрешение Водяного. Также нельзя было ходить по воду ночью, а если иначе нельзя, то надо было тоже обратиться к духу. Также надо было купаться только в урочный час, не снимать с себя при купании оберегов. Не любит Водяной, когда шумят, поминают зайца, медведя, его самого, вообще много болтают. Есть периоды, когда Водяной особенно опасен. Это период Купалина дня, время цветения ржи, полночь, полдень, особенно ночь. Тогда опасались даже проходить мимо берегов рек или озер.

Слайд 11

Кикимора

Кикимора домашняя — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж, преимущественно

Кикимора Кикимора домашняя — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж,
женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям. Кикимора — дух, людей не сильно любящий. Кикимора домашняя досаждает жильцам дома, портит их вещи, мешает спать, пугает по ночам. Есть Кикимора болотная, описание которой отличается от домашней. Она тоже вредит людям — при встрече может сбить с дороги, напугать гуляющего по лесу ребенка. Кикиморами болотными и домашними становятся «заложные» покойники, умершие либо загубленные маленькие дети, мертворожденные, выкидыши. Домашнюю Кикимору могли подсаживать строители, чтобы навредить не расплатившимся с ними хозяевами, колдуны как вид порчи. Для этого они клали в незаметное место куклу, тряпку, картинку. Чтобы избавиться от злой Кикиморы, советовали разыскать дома такой подклад.

Слайд 13

Домовой

Домовой (кутный бог) — это домашний дух славян, мифологический хозяин и покровитель дома. Он

Домовой Домовой (кутный бог) — это домашний дух славян, мифологический хозяин и
способствует благополучию семьи, чад и домочадцев в повседневной жизни, следит за хозяйством, состоянием дома, животных. Может даже и вмешиваться в отношения людей между собой, полюбить или возненавидеть кого-либо из живущих дома. У каждого домового есть собственный нрав, свои причуды и особенности. Наши предки старались наладить контакт с Домовым — приглашали его в новый дом при переезде, почитали по особым дням. Славяне полагали, что Домовой является родоначальником семьи.
Имя файла: Славянские-мифы-как-отражение-истории-человечества.pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0