История изобразительного и декоративно-прикладного искусства Востока (Древний Египет)

Содержание

Слайд 2

История изобразительного и декоративно-прикладного искусства Востока (Древний Египет)

Раннее царство (IV-III тыс. до

История изобразительного и декоративно-прикладного искусства Востока (Древний Египет) Раннее царство (IV-III тыс.
н.э.) Время правления I и II династий.
Древнее царство (ок. 2800-2400 гг. до н.э.) Время правления III-VI династий.
Среднее царство (XXI-XIX вв. до .н.э.) Время правления XI-XII династий.
Новое царство (XVI-XII вв. до н.э.) Время правления XVIII-XX династий.
Памятники: «Пирамида Хеопса» в Гизе, «Большой Сфинкс» в Гизе.

Слайд 3

Особенности изобразительного искусства Древнего Египта.

Определенность позы
четкая симметрия
пропорциональность
отрешенность и

Особенности изобразительного искусства Древнего Египта. Определенность позы четкая симметрия пропорциональность отрешенность и
безразличие в выражении лица
традиционная окраска фигур
сочетание профильных и фасных элементов: голова и ноги в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.

Слайд 4

Древний Египет.

Древний Египет.

Слайд 5

Глиняный сосуд с росписью

Глиняный сосуд с росписью

Слайд 6

Плита фараона Нармера. Оборотная сторона. Шифер. I династия. Конец 4 тыс. до

Плита фараона Нармера. Оборотная сторона. Шифер. I династия. Конец 4 тыс. до
н. э. Каир. Музей.

Плита фараона Нармера. Лицевая сторона.

Слайд 7

Искусство Древнего царства (3200 - 2400 гг. до н.э.)

Стена заупокойного храма фараона

Искусство Древнего царства (3200 - 2400 гг. до н.э.) Стена заупокойного храма
Джосера в Саккара. III династия. Начало 3 тыс. до н. э.

Слайд 8

Пирамида фараона Джосера в Саккара. На первом плане — заупокойный храм Джосера.

Пирамида фараона Джосера в Саккара. На первом плане — заупокойный храм Джосера.
III династия. Начало 3 тыс. до н. э.

Слайд 9

Усыпальница фараона Джосера. План.

Усыпальница фараона Джосера. План.

Слайд 10

Папирус
Папирус донес до наших дней аспекты величественной древнеегипетской жизни. Он предоставил человечеству

Папирус Папирус донес до наших дней аспекты величественной древнеегипетской жизни. Он предоставил
историю, литературу, административные и религиозные документы когда- то могущественного Египта.
Изготавливался папирус из растения «папирус». Листья папируса обрабатывали специальными растворами, хранились они в рулонах. Длина рулонов доходила иногда до 10 метров. Долгие годы техника для крафта папируса была загадкой, и только в 1940 году египтологи смогли заново воспроизвести древних мастеров.

Слайд 11

Картуш
Картуш считался хранителем царского имени. Текст, заключенный в овал с горизонтальной линией

Картуш Картуш считался хранителем царского имени. Текст, заключенный в овал с горизонтальной
на одном конце обозначал царское имя. Овальная дуга, которая окружала имя фараона, должна была защитить его от злых духов, как при жизни, так и в загробном мире. Охранный амулет специально помещали в гробницу.
Картуш в древнем Египте символизировал защиту (амулет), который приносил удачу. Египтяне верили, что если прикрепить картуш к гробу, то человек не исчезнет после смерти. Были моменты в истории Египта, когда люди отказывались вписывать имена в амулеты, опасаясь, что картуш может попасть в чужие руки, и хозяин амулета будет властвовать над носителем имени.

Слайд 12

Характер и стиль
Искусство Древнего Египта было посвящено богам, богиням и фараонам, которые

Характер и стиль Искусство Древнего Египта было посвящено богам, богиням и фараонам,
причислялись тоже к божественным существам. Реальная жизнь египтян и природа тоже отражается в произведениях искусства.
Систематическое оттачивание ремесла и наблюдательность древних художников сформировали свой стиль написания текстов и рисования на стенах и предметах быта. Четкие и несложные линии в сочетании с простыми формами и сбалансированным цветом создают уникальную композицию порядка и гармоничного равновесия в искусстве когда-то могущественного Египта.
Для создания своих творений египетские художники использовали вертикальные и горизонтальные опорные линии, которые являлись основой в рисунке и поддерживали правильные пропорции.
От художников требовали придерживаться строгих канонов, чтобы показать земную жизнь и увековечить ее на стенах гробниц и предметах. Художники избегали трехмерного изображения в рисунках, не было иллюзии глубины и естественности реального пространства. Художественное произведение изображалось в одной плоскости.
Древний Египет украшали не только рисунки на предметах и пирамиды, время пощадило и оставило величественные статуи. Они сохранились до наших дней полуразрушенными, но все-таки их великолепие и мощь дает нам возможность понять какая культура и религия царила в стране.
Египетские мастера — скульпторы древней эпохи выбирали для своих работ материал из камня, глины, дерева, металла и слоновой кости. Скульпторы придерживались строгих правил, где изображение находится в центре иллюзорного куба. Поэтому египетские статуи так далеки от натуралистического отображения форм человека.

Слайд 13

Каноны египетской живописи

Каноны египетской живописи

Слайд 14

В древнеегипетской живописи способ изображения человеческой фигуры не был ориентирован на воспроизведение

В древнеегипетской живописи способ изображения человеческой фигуры не был ориентирован на воспроизведение
реальных форм: в его основе лежала определенная схема, канон. От художника требовалось умение показать «сущность» земной жизни, сделав ее тем самым достоянием вечности. Поэтому художники творили в рамках строгого канона, который оставался неизменным на протяжении столетий.
В изображениях мужчин и женщин исключались индивидуальные черты конкретных людей, они представляли собой определенные типы, показанные неизменно во цвете лет. Формы тела выглядят намеренно упрощенными, схематизированными.

Слайд 15

Трактовка пространства Древнеегипетский художник не изображал пространство таким, каким он его видел

Трактовка пространства Древнеегипетский художник не изображал пространство таким, каким он его видел
в реальной жизни. Он не стремился посредством перспективы создать иллюзию глубины пространства или трехмерных объемов; напротив, все фигуры и предметы располагались в одном пространственном слое параллельно плоскости изображения, при этом учитывались все детали, которые в трехмерном построении оказались бы скрытыми.
Большую роль играет стилизованная линия контура, место внутри которого принадлежало раскраске (мужские фигуры обычно обозначались красной охрой, женские — желтой). Фигуру изображали в профиль, однако корпус (торс и плечи), а также глаза показывали фронтально. Пропорциональное построение человеческой фигуры также следовало определенному канону – набору правил, согласно которым фигуру делили на 18 частей. Согласно некоторым исследованиям, модулем служил размер пятки или сжатый кулак.

Слайд 16

Архитектура Египта

Архитектура Египта

Слайд 17

К числу самых величественных храмов Древнего Египта относятся грандиозные комплексы Луксора и

К числу самых величественных храмов Древнего Египта относятся грандиозные комплексы Луксора и
Карнака, расположенные на территории древних Фив. Там почитались многие божества, но главным был культ бога Амона-Ра – покровителя фараонов.
Храмы богов Храмовые объекты выделяются своей грандиозностью и масштабами композиции, также присутствует сложная планировка гигантских архитектурных масс. Вся эта система дворов с изобилием скульптур и колоннад подводила к закрытым помещениям, за дверями которых располагались святилища, которые окружали погребальные камеры жрецов.
В храме Амона-Ра в Карнаке по сторонам входа вздымаются трапецевидные сооружения, которые называют пилонами, к ним закреплялись мачты флагштоков. Соблюдая симметрию, перед пилонами стояли две статуи фараона и два обелиска.
Исполинские египетские колонны напоминают по форме пальмовые ветви и куски папируса. Для оформления капителей колонн было несколько вариантов — в виде открытого или закрытого цветка лотоса, с головой богини Хатор или побегами и листьями папируса.
В те времена архитектурные детали были разукрашены в яркие тона. Естественно, что эта краска не дожила до наших дней, но исследователям удалось реконструировать облик некоторых древнеегипетских сооружений. В Луксоре, предусматривалось проведение масштабных религиозных церемоний, когда с богатыми процессиями статую Амона-Ра перевозили из Карнака в Луксор на специальной лодке. В то время жрецам доводилось нести священный груз до пристани на своих плечах. Там ждал корабль и его провожали по Нилу до следующего святилища.
Единственным, кроме жрецов, кто допускался к участию в этих церемониях, был фараон, который, по представлениям египтян, являлся посредником между смертными и богами. Народ следил за ходом величественного сакрального ритуала издалека.

Слайд 18

Усыпальница царицы

Усыпальница царицы

Слайд 19

Усыпальница царицы
Posted on 26 Октябрь, 2012 by admin
Поделиться
Гробница царицы Нефертари, любимой

Усыпальница царицы Posted on 26 Октябрь, 2012 by admin Поделиться Гробница царицы
жены фараона Рамсеса II (1290-1224 до н.э.), была открыта итальянским археологом Эрнесто Скьяппарелли в 1904 году. К сожалению, еще в древности усыпальница была разграблена, наполнявшие ее сокровища, кроме нескольких ритуальных принадлежностей, расхищены. Об их великолепии можно судить по прекрасным настенным росписям, недавно отреставрированным.
«Выход к свету» Планировка гробницы задумана так, чтобы наглядно показать путь души усопшей в царство мертвых. В подземном царстве правит Осирис – божество, отмеченное высоким белым головным убором в форме конуса. Тело его облегает узкая белая туника. На груди видны знаки достоинства фараона. Его тело окрашено в зеленый цвет, означающий смерть и воскрешение к новой жизни. Будто Осирис, душа умершей,совершив печальное и неизбежное путешествие в царство тьмы, оказывается готова снова «выйти к свету», то есть соединиться с Ра, великим богом солнечного света.
Мэри-эн-Мут – «исполненная очарования» Царицу Нефертари — «исполненная очарования», как ее именовали, — художники всегда изображали юной и прекрасной. Она облачена в длинное одеяние из белого льна с большим шейным воротником (знак царского достоинства), поверх парика надет позолоченный головной убор в виде грифа. На лице – косметика. В каждом жесте видны достоинство и грация.
На пути в царство мертвых душа царицы встречает Анубиса, бога с обликом шакала, с которым связывали ритуал мумификации: он взвешивает сердце умершей. Черный цвет его тела напоминает о бальзамическом составе (смеси масел, благовоний и мазей), которым пропитывали мумии. Стены гробницы покрыты росписями, содержащими немало символических изображений. Отдельные детали – цвет, позы, прически и прочее – соответствуют религиозным и социальным нормам той эпохи.
Иероглифы – рисуночное письмо – содержат обращения и просьбы к богам: Осирису, Нут, Хатор-Исиде, Маат (богиня Справедливости), и многим другим, которые помогали душе обрести бессмертие.

Слайд 20

Есть замечательная статуя Тутмоса III, которая выполнена из прочного темного гранита (

Есть замечательная статуя Тутмоса III, которая выполнена из прочного темного гранита (
дата приблизительно 1490-1436 до н.э. XXVIII династия). В ней идея верховной власти фараона была сформулирована с помощью особенных приемов. Это неподвижная, словно застылая поза, фронтальность, строгая симметрия и условно-схематические формы. Приемы эти создают образ божественного достоинства, которое воплощено в монархе.
Создается ощущение, что статуя получает всю ту монолитность, которая содержится в каменном блоке. Ноги и руки фараона идут параллельно, а ладони находятся на коленях, которые покрыты короткой юбкой. Исключительно компактен силуэт статуи, подчеркивающий геометрические рубежи каменного блока и это усиливает ощущение вневременности. Этими приемами древние авторы акцентировали внимание на способности портретного изображения пережить свой земной прототип.