Культура второй половины XVIII века

Содержание

Слайд 2

Наука и образование

Образование новых учебных заведений:
Московский университет,
Смольный институт благородных

Наука и образование Образование новых учебных заведений: Московский университет, Смольный институт благородных
девиц,
Воспитательный дом в Москве,
Коммерческое училище ,
Императорская Академия художеств,
Горный институт в Петербурге,
Медико-хирургическая академия в Петербурге

Слайд 3

Основанный в правление Елизаветы Петровны в 1755 г. по инициативе М. В.

Основанный в правление Елизаветы Петровны в 1755 г. по инициативе М. В.
Ломоносова и И.И. Шувалова Московский университет был открыт для людей всех сословий и не имел богословского факультета, а только юридический, философский и медицинский. Студентов готовили к практическому служению обществу. При университете были созданы две гимназии — одна для дворян, другая — для разночинцев. Гимназии давали законченное среднее образование. В 1756 г. была основана типография и стала выходить газета «Московские ведомости».

Первое здание Московского университета, 1755 г.

Слайд 4

По инициативе И.И. Бецкого Екатерина II основала в 1764 г. Смольный институт

По инициативе И.И. Бецкого Екатерина II основала в 1764 г. Смольный институт
благородных девиц, в котором появилось отделение для мещанок —Мещанское (позже Александровское) училище.
Стала складываться государственная система народного образования: в 1786 г. в России были созданы малые народные училища в уездных городах, главные училища в губернских городах.

Рисунок фасада Смольного института благородных девиц

Видный деятель в сфере образования И. И. Бецкой открыл Воспитательный дом для сирот и беспризорников. В 1765 г. он был шефом Сухопутного шляхетского корпуса. В 1773 г. по его плану было открыто Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей.

Слайд 5

Главным центром научной деятельности была Академия наук, возглавляемая Е. Р. Дашковой, единственной

Главным центром научной деятельности была Академия наук, возглавляемая Е. Р. Дашковой, единственной
женщиной, находившейся на государственной службе. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов. Его деятельности присуща многогранность научного знания, которая в целом отличает науку XVIII в.

Слайд 6

Императорская Академия художеств

Автор проекта:
Валлен-Деламот,
Александр Кокоринов,
Юрий Фельтен
Строительство 1764—1788 годы

В 1757 г. фаворит

Императорская Академия художеств Автор проекта: Валлен-Деламот, Александр Кокоринов, Юрий Фельтен Строительство 1764—1788
Елизаветы Петровны обер-камергер граф И.И. Шувалов вошел в Сенат с представлением об учреждении в России «Академии трех знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры

Слайд 7

Ученые и научные достижения

Иван Иванович Ползунов - изобретатель паровой машины.
Иван Петрович

Ученые и научные достижения Иван Иванович Ползунов - изобретатель паровой машины. Иван
Кулибин - разработал проект одноарочного моста через Неву
Камчатские экспедиции В. Беринга и А. Чирикова 1725-1730, 1733- 1741
Степан Петрович Крашенинников - составил «Описание земли Камчатки».
Василий Никитич Татищев - создал первое научное описание истории России.
Леонард Эйлер – развитие российской астрономии
Михаил Васильевич Ломоносов – ученый энциклопедист. Создатель химической лаборатории при Академии наук, создатель фабрики цветного стекла и мозаичной лаборатории. Он разработать кинетическую теорию теплоты, атомно-корпускулярную теорию строения вещества, закон сохранения вещества.

Слайд 8

Первый русский профессиональный театр возник в г. Ярославле в 1750 г. по

Первый русский профессиональный театр возник в г. Ярославле в 1750 г. по
инициативе купца Ф. Г. Волкова. В 1752 г. театр переехал в Санкт-Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр.
Официальное открытие публичного государственного театра произошло в 1783 г., после окончания строительства Большого, или Каменного, театра в Санкт-Петербурге.

Слайд 10

В XVIII в. существовали крепостные театры в домах крупнейших русских вельмож. В

В XVIII в. существовали крепостные театры в домах крупнейших русских вельмож. В
постановках принимали участие их крепостные крестьяне. Наибольшую известность получил московский театр Шереметевых в Останкине, на сцене которого блистали драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова. Создавались и крепостные оркестры.
Среди авторов пьес царствовали А. П. Сумароков и Д. И. Фонвизин с его блестящими комедиями.

Слайд 11

Развитие музыкального искусства связано с творчеством композитора Д. С. Бортнянского, выдающегося мастера

Развитие музыкального искусства связано с творчеством композитора Д. С. Бортнянского, выдающегося мастера
хорового письма. Он вошел в историю русской музыки как автор хоровых духовных композиций, создал новый тип русского хорового концерта. Ему принадлежат многочисленные хоровые концерты, церковные песнопения, светские хоры. Камерно-инструментальные произведения Бортнянского являются первыми образцами крупной циклической формы в русской музыке.

Слайд 12

Классификация литературных направлений:

Классицизм
Сентиментализм

Классификация литературных направлений: Классицизм Сентиментализм

Слайд 13

Отличительные черты литературы классицизма:

традиции античности;
строгое деление на положительных и отрицательных;
сюжет и композиция

Отличительные черты литературы классицизма: традиции античности; строгое деление на положительных и отрицательных;
подчиняются правилам трёх единств (единство места, времени и действия);
повествование объективное;
гражданская проблематика содержания.

Слайд 14

Представители классицизма:

Княжнин Я.Б.
Ломоносов М.В.
Державин Г.Р.
Фонвизин Д.И.

Представители классицизма: Княжнин Я.Б. Ломоносов М.В. Державин Г.Р. Фонвизин Д.И.

Слайд 15

Д.И.Фонвизин

Фонвизин Денис Иванович
1744 – 1791 г. –
русский литератор екатерининской эпохи, создатель

Д.И.Фонвизин Фонвизин Денис Иванович 1744 – 1791 г. – русский литератор екатерининской
русской бытовой комедии.
«Бригадир»
«Недоросль»

Слайд 16

Г.Р.Державин

Державин Гавриил Романович
1743 – 1816 г. –
продолжатель традиций русского классицизма, прославлял

Г.Р.Державин Державин Гавриил Романович 1743 – 1816 г. – продолжатель традиций русского
великих, порицал пороки. Учился в Казанской гимназии, служил в Преображенском полку, работал в Уложенной комиссии, был личным секретарем Екатерины II
Ода «Фелица» , в которой прославляет Екатерину II
оды «Бог»
«Гром победы, раздавайся!» (неофициальный Российский гимн),

Слайд 17

сентиментализм

(от франц. sentiment — чувство)
течение в русской литературе и искусстве 2-й пол.

сентиментализм (от франц. sentiment — чувство) течение в русской литературе и искусстве
18 — нач. 19 вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств

Слайд 18

Отличительные черты литературы сентиментализма:

жанр путешествий;
акцент на изображение чувств
гражданская проблематика содержания.

Отличительные черты литературы сентиментализма: жанр путешествий; акцент на изображение чувств гражданская проблематика содержания.

Слайд 19

А.Н.Радищев

Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завёл типографию у себя

А.Н.Радищев Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завёл типографию у
на дому и выпустил «Путешествие из Петербурга в Москву» и оду «Вольность». Смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни.
Был арестован, приговорен к смертной казни, которая заменена 10-летней ссылкой в Сибирь.

Слайд 20

Новиков Николай Иванович (1744-1818 гг.)
Просветитель, журналист, издатель. Был издателем типографии Московского

Новиков Николай Иванович (1744-1818 гг.) Просветитель, журналист, издатель. Был издателем типографии Московского
университета. Известность принесли журналы «Трутень» и «Живописец». В 1782 г. был арестован и заточен в Шлиссельбургской крепости. После смерти Екатерины II был освобожден.

Слайд 21

Н.М.Карамзин

Деятель культуры, писатель, историк, журналист, критик. Издавал «Московский журнал» и «Вестник Европы».

Н.М.Карамзин Деятель культуры, писатель, историк, журналист, критик. Издавал «Московский журнал» и «Вестник
Являлся представителем сентиментализма («Бедная Лиза»).

Слайд 22

Характерные черты архитектуры классицизма:

Ориентация на достижения античной культуры.
Строгая симметрия, чёткая соразмерность частей

Характерные черты архитектуры классицизма: Ориентация на достижения античной культуры. Строгая симметрия, чёткая
и их подчиненность общему замыслу
Предпочтение отдается прямым линиям.
Господство простых и ясных форм.

Слайд 23

Баженов Василий Иванович

Баженов Василий Иванович

Слайд 24

Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 – 1785 гг. Москва.

Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 – 1785 гг. Москва.

Слайд 27

Дом Пашкова 1784 – 1788 гг. Москва.

Дом Пашкова 1784 – 1788 гг. Москва.

Слайд 28

Дом Пашкова

Дом Пашкова

Слайд 29

Казаков
Матвей Федорович
(1738— 1812) — московский архитектор, который в годы правления Екатерины II

Казаков Матвей Федорович (1738— 1812) — московский архитектор, который в годы правления
перестроил центр Москвы.

Слайд 30

Здание Сената в Кремле. 1783г.

Здание Сената в Кремле. 1783г.

Слайд 32

Петровский дворец. 1775 – 1782 гг. Москва.

Петровский дворец. 1775 – 1782 гг. Москва.

Слайд 33

Дворец также называли подъездным. Выстроен он был в память о победе в

Дворец также называли подъездным. Выстроен он был в память о победе в
русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Сейчас- Дом приемов Правительства Москвы

Слайд 34

Джакомо Кваренги

итальянский архитектор, работал в России, яркий представитель классицизма XVIII века

Джакомо Кваренги итальянский архитектор, работал в России, яркий представитель классицизма XVIII века

Слайд 35

Собор Владимирской иконы Божией Матери с колокольней

Собор Владимирской иконы Божией Матери с

Собор Владимирской иконы Божией Матери с колокольней Собор Владимирской иконы Божией Матери
колокольней

Архитектор: Кваренги Д. Год постройки:1761-1769

Слайд 36

Колоннада Александровского дворца в Царском Селе

Колоннада Александровского дворца в Царском Селе

Слайд 37

Академия наук 1783-85

Академия наук 1783-85

Слайд 38

Эрмитажный театр 1783-87

Эрмитажный театр 1783-87

Слайд 39

Ассигнационный банк 1783-90

Ассигнационный банк 1783-90

Слайд 40

Конногвардейский манеж 1804-07

Конногвардейский манеж 1804-07

Слайд 41

Чарльз Камерон (1746 - 1812)
В 1779 определен архитектором императорского двора, отвечавшим

Чарльз Камерон (1746 - 1812) В 1779 определен архитектором императорского двора, отвечавшим
за "строения" Царского Села.
Начиная с 1779 и вплоть до 1786 Камерон работал в Павловске для великих князей.

Слайд 42

Чарльз Камерон английский архитектор, большую часть жизни проработавший в России (1746 -

Чарльз Камерон английский архитектор, большую часть жизни проработавший в России (1746 -
1812)

Камеронова галерея. Лестница
1782 - 1785
Царское село

Слайд 43

Дворец в Павловске 1779 - 1786

Дворец в Павловске 1779 - 1786

Слайд 44

Иван Егорович Старов

В 1755 году был принят в воспитанники гимназии при Московском

Иван Егорович Старов В 1755 году был принят в воспитанники гимназии при
университете, через год переведён из него в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и в 1758 году поступил в ученики Академии художеств. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 год путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии художеств, был в Париже, где учился у Ш. де Вайи и в Риме.

Слайд 45

Таврический дворец 1783 - 1789 гг.

Таврический дворец 1783 - 1789 гг.

Слайд 46

Александро-Невская лавра

Он был заложен в 1710 г. по указу Петра I в

Александро-Невская лавра Он был заложен в 1710 г. по указу Петра I
память о победе русских войск над шведскими

Первоначальный проект Александре-Невского монастыря составил архитектор Трезини. Его новый проект разработал Иван Старов.

Слайд 47

скульптура

скульптура

Слайд 48

Этьен Фальконе «Медный всадник»

В середине 18 века Екатерина Вторая задумала создать

Этьен Фальконе «Медный всадник» В середине 18 века Екатерина Вторая задумала создать
памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Великому, для чего был приглашен французский скульптор Этьен Фальконе. В духе просветительской философии 18 века Фальконе представил Петра как «созидателя, законодателя, благодетеля своей страны».

Слайд 49

Этьен Фальконе

амур

Пигмалион и Галатея

Этьен Фальконе амур Пигмалион и Галатея

Слайд 50

Федота Шубина (1740-1805 гг.)

Портрет князя А.М. Голицына. 1773.j

Екатерина II - законодательница

Федота Шубина (1740-1805 гг.) Портрет князя А.М. Голицына. 1773.j Екатерина II - законодательница

Слайд 51

М.И. Козловский

Памятник А. В. Суворову.
На Марсовом
поле в Питербурге.
1799-1801 гг.

М.И. Козловский Памятник А. В. Суворову. На Марсовом поле в Питербурге. 1799-1801 гг.

Слайд 52

Петр I. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. 1754

Императрица Елизавета Петровна. Мозаика ломоносовской мастерской.

Петр I. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. 1754 Императрица Елизавета Петровна. Мозаика ломоносовской мастерской. 1758-1760
1758-1760

Слайд 53

Мозаика «Полтавская битва»

В 1764 году была закончена «Полтавская баталия», завершение всех трудов

Мозаика «Полтавская битва» В 1764 году была закончена «Полтавская баталия», завершение всех
Ломоносова в области мозаики, самая значительная работа русского мозаичного искусства за целое тысячелетие.

Слайд 54

Екатерина II. Мозаика ломоносовской мастерской. 1763

Полтавская баталия. Мозаика ломоносовской мастерской. 1762-1764. Общий

Екатерина II. Мозаика ломоносовской мастерской. 1763 Полтавская баталия. Мозаика ломоносовской мастерской. 1762-1764. Общий вид
вид

Слайд 55

живопись

Живопись классицизма отличает уравновешенность композиции: явно выделенный композиционный центр, в котором

живопись Живопись классицизма отличает уравновешенность композиции: явно выделенный композиционный центр, в котором
размещены главные герои.
Полотно часто напоминает театральную сцену.
Художники стремились подчеркнуть в человеке только возвышенное, прекрасное и совершенное, игнорируя при этом низменное, безобразное и уродливое.
Русский парадный портрет подчеркивает не столько индивидуальность человека, сколько его общественную роль: «монарх», «ученый», «поэт».

Слайд 56

Перед вами два парадных портрета Екатерины Второй кисти австрийского художника И.Б.Лампи, приглашенного

Перед вами два парадных портрета Екатерины Второй кисти австрийского художника И.Б.Лампи, приглашенного
в Россию Потёмкиным в качестве придворного живописца.

Слайд 57

Антон Лосенко
Картина «ВЛАДИМИР И РОГНЕДА» создана на исторический сюжет: новгородский князь

Антон Лосенко Картина «ВЛАДИМИР И РОГНЕДА» создана на исторический сюжет: новгородский князь
Владимир просил руки половецкой княжны Рогнеды, однако получил отказ. Гнев оскорбленного князя был разрушителен: он убил отца и двух братьев Рогнеды, взяв ее в жены против воли. Художник изобразил момент, когда Рогнеда узнает о коварном убийстве.
По законам классицистической эстетики художник помещает главные фигуры в центре, выделяя их цветом и светом. Страдание не может обезобразить благородные лики, и в горе герои сохраняют изящество и величие. Вся группа напоминает театральную сцену: уравновешенность композиции, скульптурная статика поз и жестов, чистый, почти без оттенков, цвет.

Слайд 58

Рокотов Ф. С. (1735 – 1808)

Художник, портретист, представитель стиля рококо.
Родился в семье

Рокотов Ф. С. (1735 – 1808) Художник, портретист, представитель стиля рококо. Родился
крепостных. Мастер правдивого и поэтически взволнованного изображения человека.

Слайд 59

Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763

Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763

Слайд 60

Ф. Рокотова

Портреты Фёдора Рокотова отличает неповторимая, лишь ему присущая живописная

Ф. Рокотова Портреты Фёдора Рокотова отличает неповторимая, лишь ему присущая живописная манера:
манера: лики словно выступают из мерцающего мрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой.
Художника привлекает гармония внешней и внутренней красоты, одухотворенность человека. Рокотову особенно удавались женские образы, с их мягкостью и лирическим очарованием. Один из таких образов – портрет А.П.Струйской.

Слайд 61

«Портрет неизвестной в розовом платье»

«Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой»

«Портрет неизвестной в розовом платье» «Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой»

Слайд 62

Левицкий Д. Г. (ок. 1735—1822)

Живописец-портретист.
К числу лучших работ Левицкого принадлежат также погрудные

Левицкий Д. Г. (ок. 1735—1822) Живописец-портретист. К числу лучших работ Левицкого принадлежат
портреты Д. Дидро, М.А. Дьяковой, Н.И. Новикова и Екатерины II, которая представлена в античном храме богини правосудия.

Слайд 63

Екатерина Великая изображена Левицким в виде законодательницы в храме богини Правосудия.

Екатерина Великая изображена Левицким в виде законодательницы в храме богини Правосудия. Всё:
Всё: поза, жест императрицы, выражение ее лица – обнаруживает величие защитницы справедливости и общественной гармонии.

Д. Г. Левицкий.

Слайд 64

"Портрет
П.А. Демидова» (1773),

"Портрет П.А. Демидова» (1773),

Слайд 66

Боровиковский В. Л. (1757—1825)

Первоначальное художественное образование получил у отца-иконописца. Занимался религиозной живописью.

Боровиковский В. Л. (1757—1825) Первоначальное художественное образование получил у отца-иконописца. Занимался религиозной
Писал иконы и парадные портреты в стиле барокко и классицизма.
Созданные им женские образы (портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений. Присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера.