История литератур Древнего Востока. Значение литератур Древнего Востока для литератур Европы (Лекция 8)

Содержание

Слайд 2

Ашшурбанапал (668-ок. 627 гг.)

Ашшурбанапал (668-ок. 627 гг.)

Слайд 3

Библиотека Ашшурбанапала – величайшая библиотека Древнего Востока (VII в. до н.э.)

Библиотека Ашшурбанапала – величайшая библиотека Древнего Востока (VII в. до н.э.)

Слайд 4

Вехи развития литератур Древнего Востока

1. III тысячелетие до н.э. было эпохой переноса

Вехи развития литератур Древнего Востока 1. III тысячелетие до н.э. было эпохой
произведений устного творчества в словесно-слоговую письменность и в школьную традицию.
2. II тысячелетие до н.э. было временем записи всех крупнейших произведений литератур Древнего Востока. В это время появляется понятие авторства, создаются каталоги произведений с названиями по первым строкам. В комментаторской литературе также используются строки из литературных текстов.
3. С начала I тыс. до н.э. создаются первые литературные произведения, записанные алфавитным письмом, и формируется канон еврейской Библии (Танаха). Систематизируются и классифицируются литературные тексты. В Ассирии создается библиотека Ашшурбанапала. Последние шумерские тексты древней Месопотамии записаны в I в. н.э. греческими буквами.
4. С III в. н.э. никто в мире не может читать клинопись и иероглифы, включая сами народы, которые когда-то использовали эту письменность.

Слайд 5

Античная мифология древности. Греция

Геродот и Ктесий: Нин, Семирамида, Сарданапал.
Геродот: пирамиды строили рабы.
Геродот:

Античная мифология древности. Греция Геродот и Ктесий: Нин, Семирамида, Сарданапал. Геродот: пирамиды
проституция вавилонских девушек.
Элиан: история Гильгамоса
Лукиан: история Комбабоса
Плутарх: “Об Исиде и Осирисе”
Культ Гермеса Трисмегиста.

Слайд 6

Мифическое родословие царей Месопотамии у Геродота, Ктесия и Диодора

По данным Ктесия, Семирамида

Мифическое родословие царей Месопотамии у Геродота, Ктесия и Диодора По данным Ктесия,
происходила из Дамаска, а согласно Диодору, она родилась близ Ашкелона в Палестине. Оба сходятся на том, что Семирамида — дочь богини Деркето и некоего сирийца (или дочь Деркета), вскормленная и воспитанная голубями, затем её воспитал царский пастух Сима, который и дал ей имя, означающее «голубка». Она сделалась женой правителя Сирии Онна/Оннея (либо была наложницей царского раба), родила от Оннея двух сыновей (Гиапата и Гидаспа) и вместе с мужем захватила Бактры. По преданию, во время осады она посоветовала супругу штурмовать город стены в наиболее уязвимых местах укреплений, где бактрийцы сосредоточили своих защитников, лишь для отвлечения их внимания, а основную часть войска направить на наименее охраняемые наивысшие точки городских стен.
Затем она стала женой ассирийского царя Нина, отнявшего её у подчинённого ему Онна и доведшего этим последнего до самоубийства, а после смерти Нина села на ниневийский престол. Согласно Динону, муж разрешил ей пять дней править Азией, и она приказала страже убить его.
Ей же приписываются походы и завоевания до самой Индии, Эфиопии и оазиса Амона в Ливийской пустыне, призванные объяснить, почему её именем назывались объекты от Кавказа до Аравийского полуострова. Утверждали также, что на её изображениях она часто была запечатлена верхом на лошади.
Сарданапал (др.-греч. Σαρδᾰνάπᾱλ(λ)ος) — мифический царь Ассирии, тридцать третий потомок Нина. Правил за 64 года до основания Рима. Мидиец Арбак составил против него заговор. В женском обличье сучил пурпурную нить среди наложниц. Когда против него возник заговор, сжёг себя во дворце. Гробница у Анхиала в Киликии, там надпись.

Слайд 7

Геродот о пирамиде Хеопса (II, 124)

Говорили, что до царя Рампсинита в Египте

Геродот о пирамиде Хеопса (II, 124) Говорили, что до царя Рампсинита в
были благие во всех отношениях законы, и Египет весьма процветал; Хеопс же, царствовавший над ними [египтянами], поверг страну во всевозможные беды, ибо он сперва запер все святилища и воспретил им [египтянам] приносить жертвы, после же принудил всех египтян работать на него. Одним было, как говорят, приказано из каменоломен в Аравийских горах таскать камни к Нилу; после же того, как камни переправлялись через реку на судах, другим он приказал принимать их и тащить к хребту, называемому Ливийским. Работали же непрерывно каждые три месяца по сто тысяч людей. Времени же прошло, как говорят, десять лет, пока народ томился над проведением дороги, по которой таскали камни, труд только немного легче сооружения пирамиды, как мне кажется (ибо длина ее — пять стадиев, ширина же — десять оргий, высота же, где она всего выше — восемь оргий, причем она сделана из шлифованного камня с высеченными на нем изображениями живых существ); и вот на постройку этой дороги и подземных помещений в том холме, на котором стоят пирамиды, пошло десять лет; эти помещения он [Хеопс] сделал себе усыпальницей на острове, проведя канал от Нила.
В египетской надписи, начертанной на пирамиде, обозначено, сколько истрачено на редьку, лук и чеснок для рабочих; и как я хорошо помню, переводчик, читавший письмена, сказал мне, что было истрачено тысяча шестьсот талантов серебра.

Слайд 8

Геродот о проституции в Вавилоне (I, 199)

Самый же позорный обычай у вавилонян

Геродот о проституции в Вавилоне (I, 199) Самый же позорный обычай у
вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с [толпой] остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот как: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим-то проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин.
Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!». Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не дозволено, так как деньги эти священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года. Подобный этому обычай существует также в некоторых местах на Кипре.

Слайд 9

Элиан. О природе животных

«Другой чертой животных является любовь к человеку... Сеуехоросу, царю

Элиан. О природе животных «Другой чертой животных является любовь к человеку... Сеуехоросу,
вавилонян, халдейские астрологи предсказали, что сын, рожденный его дочерью, отнимет у него царство. Тот содрогнулся и,
говоря шутливо, стал для своей дочери Акрисием — стерег ее строжайшим образом. А та втайне родила ребенка от некоего неизвестного человека (ведь надлежащее случиться было мудрее царя вавилонян). Стражи, опасаясь гнева царя, сбросили младенца с вершины цитадели, где царская дочь находилась в заточении. Но остроглазый орел заметил младенца, устремился к нему и подставил ему спину, прежде чем тот разбился; и полетел он с ним в некий сад, где крайне бережно опустился на землю. Человек же, которому было вверено попечение об этой земле, увидев прекрасного младенца, полюбил его и вырастил. И это история Гильгамоса, царя вавилонян» (Dе Natura Animalium, 12.21)

Слайд 10

Лукиан. О сирийской богине
“Вскоре это вошло в обычай, который сохранился и до

Лукиан. О сирийской богине “Вскоре это вошло в обычай, который сохранился и
наших дней. Каждый год многие оскопляют себя и становятся похожими на женщин, желая этим утешить Комбаба или умилостивить Геру. Они никогда не надевают мужской одежды, но носят женское платье и исполняют женские работы. Я слышал, что и этот обычай следует приписать Комбабу. С ним однажды случилось следующее. Прибывшая на праздник чужестранка увидела его в мужской одежде и, пораженная его красотой, страстно в него влюбилась. Но, узнав об его увечье, она с горя покончила с собой. После этого случая Комбаб, убедившись, что в делах Афродиты его преследуют несчастья, решил одеваться в женскую одежду, чтобы никогда больше не вводить женщин в заблуждение”.
В рассказе Лукиана причудливо смешаны самые разные имена и мотивы из аккадского эпоса о Гильгамеше. Юношу, которому Селевк поручил свою жену Стратонику, зовут Комбабос, что явно образовано от имени Хумбаба. Но при этом в повествовании речь идет, скорее, о главных героях эпоса. Селевк и Комбабос находятся в дружбе, как Гильгамеш и Энкиду. Комбабос, как Гильгамеш в таблицах IV и V, отправляется в далекую экспедицию. Комбабоса, как Гильгамеша таблицы VI, преследует своей любовью Иштар Стратоника. Комбабос достраивает храм, как Гильгамеш таблицы XI, и ему ставят памятник, как Энкиду в таблице VIII. Оригинальным является мотив самооскопления Комбабоса и его последующий трансвестизм. Но если задуматься, это не так уж далеко от мотива отказа от священного брака в таблице VI. Изменилось средство выражения отказа: если в древности герой не хочет, вслед за предыдущими мужьями богини, превращаться в другое существо, то теперь все наоборот. Комбабос любим Герой, повелевшей Стратонике построить храм, и несчастлив в делах Афродиты. Это означает, что ему доступен брак, но запрещена плотская любовь.

Слайд 11

Гермес Трисмегист на картине Джорджоне “Три философа”

Гермес Трисмегист на картине Джорджоне “Три философа”

Слайд 12

Культ Египта в Риме и в Европе Нового времени

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C

Культ Египта в Риме и в Европе Нового времени https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C

Слайд 13

Египтомания в Европе и России

Клеопатра, Антоний и Цезарь.
Пирамиды
Сфинксы

Египтомания в Европе и России Клеопатра, Антоний и Цезарь. Пирамиды Сфинксы

Слайд 14

Л.Г.Панова. Русский Египет. М., 2006.

Л.Г.Панова. Русский Египет. М., 2006.

Слайд 15

Ассирософия в русской культуре

Древнерусский период: “Повесть об Акире Премудром” и “Сказание о

Ассирософия в русской культуре Древнерусский период: “Повесть об Акире Премудром” и “Сказание
Вавилоне-граде”.
XVII-XVIII вв. – культы русских цариц как Семирамид. Петербург как сад Семирамиды.
Начало XIX – осуждение Навуходоносора (Наполеон и Николай I как объекты инвектив).
С конца XIX в. – вавилоно-ассирийские тексты и мотивы в русской поэзии (Брюсов, Бальмонт, Кондратьев, Бунин, Гумилев, Ахматова, Хлебников, Тарковский, Кушнер)
Кантата С.С.Прокофьева “Семеро их” на вавилонский заговор в переводе К.Д. Бальмонта.
Имя файла: История-литератур-Древнего-Востока.-Значение-литератур-Древнего-Востока-для-литератур-Европы-(Лекция-8).pptx
Количество просмотров: 50
Количество скачиваний: 0