Слайд 2На закате романского стиля появляется новый элемент - окно-роза, провозвестник готики.
Слайд 3Окно-роза
Роза — большое круглое окно, расчленённое фигурным переплётом на части в
виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками.
Слайд 10Окно-роза
“Розы без шипов” - символ вечной любви без преград и границ,
побеждающей смерть. На фасаде роза – геометрическая фигура, а из храма она воспринимается светом, озаряющим души пришедших к Богу.
Слайд 12Окно-роза
Располагается, обыкновенно, на фасаде главного продольного нефа, а иногда и на обоих
фасадах трансепта, помещаясь довольно высоко над входом.
Слайд 16Окно-роза
В начале романской эпохи роза была довольно простая: она состояла преимущественно
из тонких колонок, которые упирались своими базами в кружок, занимающий середину окна. А своими вершинами колонки поддерживали полосу арочек, идущую по окружности окна
Слайд 17Романская роза Роза церкви Сан-Педро (Святого-Петра) в Авиле.
Слайд 18Окно-роза
Впоследствии, с развитием романского стиля и перехода его в готический, рисунок
этой разделки все более и более усложнялся и в последнюю пору готики сделался чрезвычайно затейливым. Самые красивые оконные розы встречаются во французских соборах, например, Собор Парижской Богоматери, Амьенский собор, Шартрский собор, Руанский собор, Орлеанский собор, Собор Бове.
Слайд 22Окно-роза
Изначально окна были небольшого размера. Со временем готическая роза стала занимать
все больше места на фасадах зданий, придавая легкости каменным сооружениям и постепенно стали неотъемлемой частью архитектурного стиля, практически так же, как стрельчатые окна и аркбутаны, контрфорсы и, конечно же, нервюры.