Слайд 2Камнерезное искусство начало развиваться в период ямной,
катакомбной и срубной культур. При проведении
археологи-ческих разведок и раскопок курганов на Луганщине, были
найдены стеловидные каменные изваяния. Водружали статуи
в память об умершем и в честь его – это способы почтить и
сохранить память предков.
Первые упоминания о каменных изваяниях мы находим у
Низами (азербайджанский поэт)и Рубрука (фламандский
монах-путешественник).
Все племена кипчаков,
Когда попадут туда,
Сгибаются вдвое пред этой,
Единственной в своем роде статуей.
Всадник, который подгонит к ней коня,
Кладет стрелу из колчана в ее честь.
Пастух, который заведет туда свое стадо,
Опускает перед ней овцу.
Слайд 3Об особом почитании половцами своих предков сообщает Вильгельм Рубрук, побывавший у половцев
в середине ХІІІ в.: "Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке чашу".
Существуют сказания о происхождении каменных скульптур: "В Донских степях жили некогда богатыри, за дерзкое отношение к Солнцу оно превратило их в камень".
Говорили о том, что каменные статуи оберегают урожай, поэтому перед началом полевых работ их мыли, одевали, красили, украшали и просили о помощи в делах.
Считали, что каменные воины были сторожами степных пастбищ, скота от конокрадов.
Половецкие каменные бабы - памятники сакрального
искусства половцев IX-XIII века. Изваяния сделаны из серого песчаника по высоте от 1 до 4 м.
Слайд 4Разные имена давали изваяниям.
В старину на Руси каменные изваяния называли "болванами"
(от "полван", "палван" - богатырь, атлет). Тюркский смысл "балвана" происходит от "балбал", что значит "статуя" или "камень с надписью, рисунком«. Есть мнение, что "балбал" означает понятие "герой-воин".
У славян скульптуры,
выполненные в камне,
называли "каменными бабами".
В основу этого понятия
положено тюркское слово
"бава" – предок, как собирательный
образ независимо от пола
изображения, «дед-отец».
Слайд 5Типы половецких каменных статуй
- Фигуры из специально подобранных удлинённых камней.
- Изображения мужчин
с усами и небольшой бородой.
- Изображения мужчин преимущественно без шапок, иногда с одной или несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно или оба уха украшены серёжками, изредка на шее гривна или ожерелье.
- Изображения мужчин, одетых в кафтан. На талии — пояс с набором украшений, пряжек и бляшек. Реже в просторной одежде с широкими рукавами без пояса и оружия.
- Фигуры с кинжалом или саблей.
Фигуры женщины с подчёркнутыми детородными органа-ми. «Чернухинская мадонна» держит на руках ребёнка.
Каменные бабы с сосудами, которые они держат в правой руке, реже в обеих руках. Формы сосудов разнообразные:
кубки, чаши, цилиндрические сосуды. Известно несколько случаев, когда на правой руке показанная сидячая птица.
Слайд 6Парк-музей каменных скульптур
Слайд 7Парк-музей антропоморфных стел и половецких каменных изваяний — музей под открытым небом, один
из крупнейших на постсоветском пространстве языческих парков-музеев. Расположен на территории
Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко.
Состоит из коллекций антропоморфных стел катакомб-
ной культуры XXV—XX веков до н. э. (6 экз.) и памятни-
ков сакрального искусства половцев XI—XIII вв. (62 экз.).
Одним из основателей парка-музея был Константин Красильников, заведующий Луганским отделением Восточноукраинского филиала Института археологии НАН Украины.
Одну из первых статуй привезли в 1969 году из села Каменка Лутугинского района.
Слайд 8http://znanium.com/bookread2.php?book=544496
Хронологическая таблица половец-
кого каменного искусства XI—XIII вв.
Слайд 9Количество идолов в Луганской области
В Луганской области хранилось 114 идолов, из них в:
Луганске — 74,
в том числе 68 — в парке-музее, 2 — в археологическом музее педагогического университета, 4 — в областном краеведческом музее;
Свердловском городском музее — 17;
сельском музее Смоляниново — 4;
Первомайском городском музее — 3;
Антрацитовском музее — 2;
Лисичанском музее — 2.
Остальные скульптуры исчезли, в частности из Старобельска, Антрацита и Ровеньков.
Слайд 15Л.С. Гераськова
Половецкая статуя из с. Чернухино.
// СА. 1974. №3. С. 256-257.
С.А. Плетнёва
Женская половецкая статуя с
ребёнком.*
// СА. 1974. №3. С. 258-262.