Каркасная система готической архитектуры

Содержание

Слайд 2

КАРКАСНАЯ СИСТЕМА ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ — совокупность конструктивных строительных приёмов, появившаяся в готике,

КАРКАСНАЯ СИСТЕМА ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ — совокупность конструктивных строительных приёмов, появившаяся в готике,
которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению, архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передаёт распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролётные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.

Слайд 3

Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к

Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к
нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий. Реймсский собор: столб-устой «пучок колонн», капитель «пята свода» и опёртые на неё нервюры
Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюр образует каркас, поддерживающий облегчённую кладку свода. Делятся на:
Щековые арки — четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.
Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
Лиерна — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (то есть оживы, лиерны и тьерсероны).
Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
Замковый камень (розетка)

Слайд 4

ФРАНЦИЯ

Готика зародилась в Северной Франции в середине XII в. и достигла расцвета

ФРАНЦИЯ Готика зародилась в Северной Франции в середине XII в. и достигла
в первой половине XIII в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской готики способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны.

Слайд 5

ПЕРИОДЫ

Ранняя готика или примитивная готика (1130–1230)
Высокая готика или классическая готика (1230–1330)
Районнант (14

ПЕРИОДЫ Ранняя готика или примитивная готика (1130–1230) Высокая готика или классическая готика
век)
Пламенеющая готика (15 век)
Поздняя готика (16 век)
Наиболее яркими примерами являются великие готические соборы Франции, в том числе парижский Нотр-Дам, собор Реймса, собор Шартра и собор Амьена. Его основными характеристиками были поиск вертикальности или высоты, а также инновационное использование летающих опор и других архитектурных нововведений для распределения веса каменных конструкций на опоры снаружи, что позволяет получить беспрецедентную высоту и объем здания. Новые методы также позволили добавить больших окон, в том числе огромных витражей, которые наполняли соборы светом. Французский готический стиль широко копировался в других частях Северной Европы, особенно в Германии и Англии. В середине 16-го столетия готику постепенно вытеснился архитектурой французского Ренессанса.

Слайд 6

РАННЯЯ ГОТИКА

Раннеготический стиль возник в 1140 году и характеризовался изобретением остроконечной арки

РАННЯЯ ГОТИКА Раннеготический стиль возник в 1140 году и характеризовался изобретением остроконечной
и переходом от поздне романской архитектуры.
Чтобы усилить стену, строители разделили ее на четыре яруса: аркада (арки и пирсы), галерея, трифориум и клирестарей.
Для поддержки высших стен строители придумали летающие опоры, которые достигли зрелости только в эпоху высокой готики в 13 веке.
Свод представлял из себя шесть ребристых секстартальных свода.
Известные постройки этого стиля включают восточную часть церкви Аббатства Сен-Дени, Собор Санса, Нотр-Дам Лаона, Западный фасад Шартрского Собора, Нотр-Дам де Пари, Лионский Собор и Тульский Собор.

Слайд 7

СХЕМЫ РАЗНООБРАЗНЫХ ВАРИАНТОВ НЕРВЮРНОГО СВОДА

СЕКСТАРТАЛЬНЫЙ СВОД

СХЕМЫ РАЗНООБРАЗНЫХ ВАРИАНТОВ НЕРВЮРНОГО СВОДА СЕКСТАРТАЛЬНЫЙ СВОД

Слайд 8

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ

Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской Богоматери

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской
— пятинефный храм вмещал до 9000 человек. Он начат в 1163 г. и завершен в 1208 г. В середине XIII в. были пристроены боковые капеллы и увеличен поперечный неф — трансепт (архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтро), в конце XIII —начале XIV в. были пристроены капеллы хора (архитектор Пьер де Шелль). Западный фасад в своей конструкции послужил примером для многих последующих соборов: над тремя перспективными порталами последовательно возвышаются так называемая галерея королей, большие окна с «розой» посередине, две башни.

Слайд 14

ГАРГУ́ЛЬЯ, ТАКЖЕ ГАРГУ́ЙЛЬ И ГОРГУ́ЛЬЯ — в готической архитектуре: каменный или металлический

ГАРГУ́ЛЬЯ, ТАКЖЕ ГАРГУ́ЙЛЬ И ГОРГУ́ЛЬЯ — в готической архитектуре: каменный или металлический
выпуск водосточного жёлоба, чаще всего скульптурно оформленный в виде гротескного персонажа и предназначенный для эффективного отвода стока от вертикальных поверхностей ниже свеса кровли

В изобразительном искусстве химерами называются характерные для готики скульптурные изображения фантастических чудовищ, олицетворяющих пороки, силы зла и т. п., составляющие часть убранства соборов. Особенно известны ХИМЕРЫ у оснований башен собора Парижской Богоматери.

Слайд 15

ВЫСОКАЯ ГОТИКА

Высокий готический стиль 13-го века канонизировал пропорции и формы ранней готики

ВЫСОКАЯ ГОТИКА Высокий готический стиль 13-го века канонизировал пропорции и формы ранней
и развил их дальше, достигнув легких, но высоких и величественных структур. Структура стены была изменена с четырех до трех уровней: аркада, трифориум и клирестарей. Пирс коронации были меньше, чтобы избежать остановки визуального движения вверх. Чистые окна менялись от одного окна в каждом сегменте, спрятанном в стене, до двух окон, объединенных небольшим круглым окном-розой. Количество ребер свода изменилось с шести до четырех. Летающие контрфорсы были совершенствованы, и после того, как они были приняты в Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр, они стали каноническим способом поддержки высоких стен, поскольку служили как структурным, так и декоративным целям. Основная часть Шартрского собора (1194–1260), Амьенского собора и Буржского собора являются представителями стиля.
Шартрский собор Богоматери
Начало строительства: 1194 год Окончание строительства: 1260 год

Слайд 16

Северное крыльцо Шартского собора

Северное крыльцо Шартского собора

Слайд 18

РАЙОННАНТ

Следующий период готической архитектуры во Франции, начиная со второй половины 13-го

РАЙОННАНТ Следующий период готической архитектуры во Франции, начиная со второй половины 13-го
века до 1370-х годов, был назван Rayonnant («Сияющий»), описывая тенденцию к использованию все большего и большего количества витража и меньшего количества кладки при проектировании структуры.
До тех пор, пока стены не казались полностью сделанными из стекла. Самым знаменитым примером была часовня Сент-Шапель, прикрепленная к королевской резиденции во Дворце Сите в Париже.
Сложная система наружных колонн и арок превратила стены верхней часовни в тонкий каркас для огромных окон. Вес каждой из фронтонов кладки над архивом окон также помог стенам противостоять толчку и распределить вес.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=41&v=iiU9s3vHhi4&feature=emb_title Посмотрите видео!

часовня Сент-Шапель
1242 - 1248 гг.

Слайд 19

Верхняя капелла

Нижняя капелла

Верхняя капелла Нижняя капелла

Слайд 20

ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА

Стиль пламенеющий готики появился во Франции во второй половине 14 века.

ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА Стиль пламенеющий готики появился во Франции во второй половине 14
Его характерными чертами были более обильные украшения, так как дворяне и богатые жители в основном северных французских городов боролись за строительство все более сложных церквей и соборов.
Он получил свое название от извилистых, похожих на пламя конструкций, которые украшали окна. Другие новые функции включают в себя arc en accolade, окно, украшенное аркой, каменные вершины и цветочные скульптуры. Характерно также большее число ребер, которые поддерживали и украшали каждый свод потолка, и для большей поддержки и для декоративного эффекта.
Известные примеры пламенеющей готики включают западный фасад Руанского собора и Сент-Шапель-де-Винсенн в Париже, оба построенные в 1370-х годах; а также хор аббатства Мон-Сен-Мишель (около 1448 г.).

Западный фасад Руанского собора
Собор Руанской Богоматери

Слайд 21

Северная башня Руанского собора — Сен-Ромен — имеет высоту 75 м. Ее

Северная башня Руанского собора — Сен-Ромен — имеет высоту 75 м. Ее
венчает колокольня в стиле «пламенеющей готики». Это старейшая башня церкви, она была построена в 1145 году. Башня была почти полностью уничтожена в пожаре, вызванном бомбардировкой Руана союзниками 1 июня 1944 года. От первоначальной башни уцелели лишь стены.
Южная «Масляная башня» (Тур-де Бёр), высотой 76 м, была построена в 1485 г. целиком в стиле «пламенеющей готики». Такое странное название башня получила потому, что строили ее на деньги, которые люди жертвовали ради отпущения греха: они ели сливочное масло в период Великого поста.

Слайд 22

ГЕРМАНИЯ

ОТЛИЧИЯ ОТ ГОТИКИ ЗАПАДНЫХ СТРАН
(в первую очередь от Франции):
огромная география

ГЕРМАНИЯ ОТЛИЧИЯ ОТ ГОТИКИ ЗАПАДНЫХ СТРАН (в первую очередь от Франции): огромная
распространения построек;
гораздо больше развита светская архитектура, а не только церковные постройки;
германская готика позднего периода радикально отличается, появляются уникальные типы потолочных сводов, орнаменты.
Строгая геометрия форм. Многие специалисты отмечают, что соборы времен готической архитектуры в Германии отличаются простотой линий. Нередко их сравнивают с крепостными сооружениями средневековья.
Отсутствие декоративных элементов на западных фасадах. Такая особенность связана со стремлением людей к наиболее простым и чистым линиям в формах здания.
Перенос входа здания на боковой фасад.
Кирпичная готика. Строить соборы из кирпича, а не из каменных блоков, придумали именно в Германии. Они ввели такое понятие «кирпичная готика»

Изначально готический стиль был заимствован у французов, поэтому существует огромное количество общих признаков, особенно на раннем этапе. Немцы точно также как и французы разделяют этапы развития стиля на три периода:
РАННЯЯ,
ВЫСОКАЯ
И ПОЗДНЯЯ ГОТИКА.

Слайд 23

ОСОБЕННОСТИ:

Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение романских традиций

ОСОБЕННОСТИ: Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение романских
в готике. В дальнейшем отличительными чертами германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы в строительстве дальних церквей и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада.
Для Германии типично большое количество сооружений, воздвигнутых в переходном от романского к готическому стилю.

Слайд 24

Первым зданием рейнской области,в котором ярко выражены принципы готического стиля, является ЦЕРКОВЬ

Первым зданием рейнской области,в котором ярко выражены принципы готического стиля, является ЦЕРКОВЬ
БОГОМАТЕРИ В ТРИРЕ.

Характерной чертой ее конструкции была центрическая композиция плана: равноконечный крест, перекрытый нервюрными сводами, в каждом из углов, по две капеллы. Такое расположение капелл было еще неизвестно во Франции и является оригинальным созданием немецкого мастера. Следуя в общем замысле и в деталях за сложившимися образцами готической разработки архитектурных форм, он сохраняет также некоторые традиционные черты переходного стиля, например круглую арку портала и высокую башню, увенчивающую средокрестие (верх ее был снесен ураганом в 1631 г. и не возобновлялся).

Слайд 25

К сожалению фото всего плана церкви нашла только в Википедии

К сожалению фото всего плана церкви нашла только в Википедии

Слайд 26

ВЫСОКАЯ ГОТИКА

Памятником более зрелого стиля является церковь св. Елизаветы в Марбурге (один

ВЫСОКАЯ ГОТИКА Памятником более зрелого стиля является церковь св. Елизаветы в Марбурге
из самых ранних готических храмов зального типа).
По сравнению с французскими сооружениями формы марбургской церкви несколько тяжеловаты, но в них проявляется оригинальность, присущая немецкой традиции, например сохранение обычных в более ранней немецкой архитектуре трех абсид вместо французского хора с венком капелл.

церковь св. Елизаветы в Марбурге
1235-1283 г.г.

Слайд 27

Другой особенностью церкви св. Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада.

Другой особенностью церкви св. Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада.
Горизонтальные пояса, имеющие большое значение в готических фасадах Франции, здесь не играют значительной роли. Башни обозначены как самостоятельный элемент от самого основания. В соответствии с общей вертикальной тенденцией готическая роза фасада заменена стрельчатым окном.

Слайд 28

Интерьер церкви св. Елизаветы

Интерьер церкви св. Елизаветы

Слайд 29

ПОЗДНЯЯ ГОТИКА

К лучшим памятникам поздней готики принадлежит церковь в Зесте (Вестфалия)-Церковь Святого

ПОЗДНЯЯ ГОТИКА К лучшим памятникам поздней готики принадлежит церковь в Зесте (Вестфалия)-Церковь
Ламберта заложенная в 1343 и освященная в 1376 г. Небольшая по размерам, она величественна по пропорциям. Стен как таковых в ней совсем нет, проемы окон поднимаются почти от самого пола до распалубок; устои сведены к пучку опор, которые тянутся без капителей до нервюр.
Поздняя готика в Германии имеет особые черты. Преобладающее значение в конце 14 — в 15 в. получает тип зальной церкви (Hallcn Kirche), архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство. 

Церковь Святого Ламберта

Слайд 30

Церковь Св. Ламберта, южный фасад

Церковь Св. Ламберта, южный фасад

Слайд 31

КЕЛЬНСКИЙ СОБОР

Наиболее ярким примером непосредственного влияния французской готики служит Кельнский собор.
План его

КЕЛЬНСКИЙ СОБОР Наиболее ярким примером непосредственного влияния французской готики служит Кельнский собор.
был создан около 1248 г., тогда же и началось строительство. За образец был взят Амьенский собор. Хор с обходом, расположенный целиком по типу, принятому во Франции, но в Германии мало распространенному, был закончен в 1332 году.
Для Кельнского собора характерна необычайная вышина среднего нефа, поднимающегося над боковыми с отношением 5 :2, прорезанные окнами трифории и часто расположенные большие верхние окна, заполняющие всю стену. 

Слайд 32

план

Западный фасад

план Западный фасад

Слайд 33

Собор достигает 157,38 метров в высоту.  ширина – 86 м, площадь – 7000

Собор достигает 157,38 метров в высоту. ширина – 86 м, площадь –
кв. м. Официальное название – Кафедральный собор во имя Святого Петра и Святой Девы Марии.

Слайд 36

ИТАЛИЯ

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ:
долгое сохранение романских традиций, параллельно с готическими;
фрески, художественная роспись стен;

ИТАЛИЯ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: долгое сохранение романских традиций, параллельно с готическими; фрески, художественная

использование мозаики;
по сравнению с другими странами витражи не играют важной роли в интерьере;
редко применяются классические готические элементы присущие каркасной системе (аркбутаны, сложные нервюрные своды). 

Архитектура средневековой Италии опиралась на римские традиции периода Античности, потому и не испытывала значительного влияния со стороны своих северных соседей. 
Итальянские мастера позаимствовали только некоторые элементы готического стиля, который царил тогда в странах Европы. Каркасная система, которая составляла основу готики, не прижилась в Италии.

Слайд 37

КРУПНЕЙШИЕ ПОСТРОЙКИ ИТАЛИИ:
Сиенский собор в Орвиенто, 1196-1348 гг., крупнейший памятник ранней итальянской

КРУПНЕЙШИЕ ПОСТРОЙКИ ИТАЛИИ: Сиенский собор в Орвиенто, 1196-1348 гг., крупнейший памятник ранней
готики, основная часть здания построена в середине XIII в.;
Церковь святого Франциска в Ассизии, 1226-1253 гг., пример постройки раннеготического периода, отдельные элементы нового стиля органично сочетаются с традиционной постройкой романского периода;
Миланский собор, крупнейший собор в Италии в стиле пламенеющей (поздней) готики, построен из мрамора. По стилистике здание в наибольшей степени приближено к французскому направлению; https://www.youtube.com/watch?v=AlLETw-cjtI&feature=emb_title посмотрите видео!
Дворец дожей (правителей Венеции) самое значительное строение венецианской готики, представляет собой синтез классической готики с мавританским (арабским) стилем;
Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, 1296-1436 гг., самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы.

Слайд 38

МИЛАНСКИЙ СОБОР (СОБОР ДУОМО)

Пример поздней итальянской готики — это огромный, вмещающий в

МИЛАНСКИЙ СОБОР (СОБОР ДУОМО) Пример поздней итальянской готики — это огромный, вмещающий
себя до 40 000 человек Миланский собор, самый большой храм Европы (Работы по его возведению начались в 1386 году—XV в., заканчивался в XIX в.). Автор: Симоне де Орсениго (Simone da Orsenigo)

Слайд 39

Построен из белого мрамора в стиле пламенеющей готики.
Единственный в Европе беломраморный

Построен из белого мрамора в стиле пламенеющей готики. Единственный в Европе беломраморный
готический собор.
Общая длина храма составляет 158 метров, ширина поперечного нефа 92 м, высота шпиля 106,5 м. Собор может вместить до 40 000 человек.

Слайд 40

Средневековые чертежи миланского собора: план с фрагментом разреза, часть фасада, пропорциональная схема

Средневековые чертежи миланского собора: план с фрагментом разреза, часть фасада, пропорциональная схема
(Всеобщая история архитектуры. Л.-М., 1966. Т. 4. С. 654).

Слайд 42

К участию в создании проекта были привлечены не признанные итальянские архитекторы, а

К участию в создании проекта были привлечены не признанные итальянские архитекторы, а
немецкие и французские мастера.
Материл: кантолийский мрамор.