Материалы для дистанционной поддержки учащихся по дополнительной программе Юный экскурсовод

Содержание

Слайд 3

Медный всадник

Одним из символов города стал памятник Петру I, сооруженный при Екатерине

Медный всадник Одним из символов города стал памятник Петру I, сооруженный при
II и воспетый Пушкиным как «Медный всадник». Мысль об установке достойного памятника Петру Великому появилась у императрицы в самом начале ее царствования. Она знала о попытке создать подобный монумент при Елизавете Петровне и даже видела бронзовую конную статую, отлитую по модели Растрелли, но Екатерине она не понравилась. По рекомендации Вольтера и Дидро, с которыми она состояла в переписке, к работе над монументом был привлечен талантливый французский скульптор Этьен Морис Фальконе.

Слайд 5

«Монумент мой будет прост, - писал скульптор. - Я ограничусь только статуей

«Монумент мой будет прост, - писал скульптор. - Я ограничусь только статуей
этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем, и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям».
Стремясь предельно усилить выразительность образа Петра, Фальконе отказался от идеи традиционного парадного постамента, задумав поставить статую на гранитную глыбу, обработанную в форме морской волны. Памятник Петру I сразу же органически вписался в ансамбль города на Неве.

Слайд 7

Прадеду правнук

Еще один памятник Петру I установлен перед Южным фасадом Михайловского (Инженерного)

Прадеду правнук Еще один памятник Петру I установлен перед Южным фасадом Михайловского
замка на Кленовой улице. Эта первая конная статуя в России отлита из бронзы по модели скульптора Бартоломео Карло Растрелли.
Памятник Растрелли был установлен по велению Павла I у Михайловского замка в 1800 г. (отлит в 1755 г.). Первая конная статуя России сделана «по обычаю римских императоров»: она пассивна. На коне восседает суровый самодержец и властный военачальник. Спокойна и торжественна поза императора, увенчанного лавровым венком победителя. На нем римские одежды, жезл полководца в правой руке. Монаршая горностаевая мантия с рельефными гербами России тяжелыми складками спадает с плеч, приоткрывая боевой нагрудник. Меч у левого бедра с изображением головы льва на массивной рукоятке подчеркивает силу и мощь его владельца. Дорогое покрывало, отороченное массивными кистями, служит седлом. Открытые римские сандалии дополняют наряд всадника. Уверенной рукой направляет он шаг могучего коня, беспрекословно подчиняющегося всаднику. Рослый конь с лохматой гривой - под стать императору - выступает мерно и торжественно, как бы подчеркивая величие и значимость наездника. Конский хвост ниспадает до самой земли, правая передняя нога поднята почти горизонтально.

Слайд 9

По композиции памятник напоминает конную статую императора Марка Аврелия на площади Капитолия

По композиции памятник напоминает конную статую императора Марка Аврелия на площади Капитолия
в Риме. Для Растрелли Петр - герой Полтавы, победитель шведов, великий император России. Темой памятника становится не борьба за новую Россию, выпавшая на долю Петра, а торжественный апофеоз его исторического подвига. Создавая обобщенный и символический образ, скульптор сознательно уходит от портретной документальности. Он изменяет пропорции фигуры, делает грудь Петра значительно шире натуры, а голову - крупнее.

Слайд 10

Памятник герцогу Карлу Августу в Веймаре (Германия).

Памятник герцогу Карлу Августу в Веймаре (Германия).

Слайд 11

Николаю I

В середине XIX века российскую столицу украсил новый конный монумент. После

Николаю I В середине XIX века российскую столицу украсил новый конный монумент.
смерти Николая I его сын и преемник Александр II в мае 1856 года утвердил проект памятника покойному императору. В 1856-1859 гг. в центе Исаакиевской (Мариинской) площади по проекту архитектора О.Р. де Монферрана был сооружен бронзовый памятник Николаю I. Находясь с другой стороны Исаакиевского собора и направленный по движению в ту же сторону, он как бы скачет за Петром I. Конь и фигура всадника, выполненные скульптором бароном П.К. Клодтом, подняты ввысь на высоком пьедестале, они будто парят в воздухе.

Слайд 13

Фигура на вздыбленном коне - редкий пример столь большой бронзовой скульптуры, имеющей

Фигура на вздыбленном коне - редкий пример столь большой бронзовой скульптуры, имеющей
только две точки опоры, которыми служат задние ноги лошади. Весь памятник оставляет ощущение легкости, этого удалось добиться благодаря оригинальному конструктивному решению. Внутри статуи имеется металлический каркас, который крепится на металлических столбах, идущих сквозь пьедестал до самого его основания. Основной вес фигуры смещен к этим тяжам, то есть к двум имеющимся точкам опоры. В круп лошади насыпано несколько пудов картечи. Противовесом является и цельнолитой чугунный хвост коня. Это уникальное техническое решение конструкции монумента Клодту удалось найти только в результате долгих поисков

Слайд 15

Высокий пьедестал оформлен барельефами, изображающими знаковые события эпохи правления Николая I. Это

Высокий пьедестал оформлен барельефами, изображающими знаковые события эпохи правления Николая I. Это
восстание декабристов на Сенатской площади, усмирение холерного бунта на Сенной площади, награждение Сперанского за составление первого свода законов и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург – Москва. Император изображен центральной фигурой каждой сцены. Авторы барельефов – скульпторы Николай Рамазанов и Роберт Залеман.
С четырех сторон пьедестала помещены аллегорические женские фигуры, олицетворяющие Силу, Веру, Мудрость и Правосудие. Многие современники считали памятник перенасыщенным деталями, однако став центром Исаакиевской площади, он объединил вокруг себя архитектурные постройки разных стилей.

Слайд 17

Любящий сын - возлюбленному отцу

Монумент создан в честь открытия Великого сибирского железнодорожного

Любящий сын - возлюбленному отцу Монумент создан в честь открытия Великого сибирского
пути от Петербурга до Владивостока. Памятник был создан всемирно известным скульптором-импрессионистом Паоло Трубецким, завоевавшим это право на открытом конкурсе. Открытие памятника состоялось 23 мая 1909 года на площади перед Николаевским (Московским) вокзалом.
Моделью коня служил собственный конь Александра III, а царя - унтер-офицер Пустов, швейцар Государственной думы, фигурой очень схожий с покойным императором.
Конная статуя Александра III существенно отличалась от многочисленных официальных памятников, воздвигнутых в России во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. Трубецкой не только не идеализировал царя, а напротив, показал в его образе грубую застывшую силу, тягостную неподвижность. Император - всадник богатырского сложения в одежде, напоминающей мундир городничего, - погружен в глубокое раздумье, словно остановив коня перед неведомой преградой. Хвост коня-тяжеловоза коротко подстрижен по моде того времени.

Слайд 19

Этот памятник сразу получил скандальную известность, вызвал шквал разноречивых мнений и суждений,

Этот памятник сразу получил скандальную известность, вызвал шквал разноречивых мнений и суждений,
стал постоянным объектом критических нападок. Современники расценили его как карикатуру, колоссальный шарж в бронзе на консервативного и малообразованного царя. Говорили, что все в этой скульптуре утрировано: и массивный пьедестал, и неуклюжая лошадь, и самоуверенный наездник. Творение Трубецкого называли «чугунным пугалом». Однако, по сдержанной немногословности пластического языка, смело выраженной мощи скульптурных форм, по сложности и емкости содержания памятник работы Паоло Трубецкого ныне считается одним из лучших произведений монументальной скульптуры ХХ столетия, одним из интереснейших и редких образцов монументальной сатиры.

Слайд 21

Кто с мечом к нам придет…

На площади Александра Невского относительно недавно установлен

Кто с мечом к нам придет… На площади Александра Невского относительно недавно
памятник князю, который является святым покровителем нашего города. За основу взята модель, созданная скульптором Валентином Козенюком. Работу над монументом после его смерти закончил ученик Козенюка - Александр Пальмин. Бронзовая конная статуя князя установлена в конце Невского проспекта, возле Александро-Невской лавры и моста Александра Невского. Конная скульптура возвышается на пьедестале из розового гранита. Всадник облачен в кольчугу и шлем, с плеч ниспадает плащ. Великий князь торжественно восседает на лошади, в его левой руке - копье, за левым плечом щит. Привстав в стременах, он вглядывается вдаль, правая рука князя простерта в сторону Невы. В его облике сила, дающая покой окружающим, и власть, вселяющая надежду и радость за свою страну. Князь крепко сидит на былинном русском коне, отражая в сознании символ русской мощи и мужества.
Имя файла: Материалы-для-дистанционной-поддержки-учащихся-по-дополнительной-программе-Юный-экскурсовод.pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0