Классики отечественной истории

Слайд 2

Василий Татищев первым предпринял попытку перейти от средневекового летописного стиля к аналитическому

Василий Татищев первым предпринял попытку перейти от средневекового летописного стиля к аналитическому
или критическому повествованию. Именно ему пришло в голову рассматривать историю как череду причинно-следственных связей; связей дня сегодняшнего с событиями прошлого.
Главный труд Татищева «История Российская» создавался по мере изучения автором величайшего множества источников - как работ древнегреческих историков (Геродота, Страбона, Клавдия Птолемея), так и русских летописей и манускриптов. Татищевская «История» состояла из 4-х частей, охватывавших период с древнейших времен (здесь Татищеву «помогли» греки) - до Смутного времени.

Василий Татищев (1686-1750). «История Российская»

Слайд 3

Николай Карамзин (1766-1826). «История государства Российского»

Работа Карамзина состоит из 12-ти томов, включающих

Николай Карамзин (1766-1826). «История государства Российского» Работа Карамзина состоит из 12-ти томов,
в себя описания всех важнейших событий, произошедших на Руси со времен древних славян и призвания варягов до царствования Ивана IV Грозного и Смутного времени.
Создавая свою «Историю» Карамзин использовал в качестве источников римские, греческие, византийские и русские летописи: он сравнивал разные описания одних и тех же событий, анализировал изученные факты и согласовывал их между собой дабы добиться максимальной объективности собственного изложения. Эпохальная работа Карамзина издавалась в течении 12 лет - первые 8 томов были напечатаны в 1816-1819 годах, а 9, 10 и 11 тома - в 1821-1824 годах. Заключительный том «Истории» был выпущен в 1829 году, спустя 3 года после смерти автора.

Слайд 4

Михаил Погодин (1800-1875)

Русский историк, писатель и публицист Михаил Погодин интересовался историей России

Михаил Погодин (1800-1875) Русский историк, писатель и публицист Михаил Погодин интересовался историей
с раннего детства. Закончив словесное отделение Московского Университета и защитив магистерскую диссертацию «О происхождении Руси» (1825), он продолжил свои исторические изыскания.
Последователь Карамзина и знаток всех теорий образования древнерусского государства, Погодин занимался изучением славянской истории и преподавал ее студентам. Он анализировал процессы закрепощения крестьянства, причины возвышения Москвы и особенности русских летописей. В процессе ему неоднократно удавалось отыскивать важнейшие памятники словесности, ранее считавшиеся утерянными или открывать ранее неизвестные исторические источники.

Слайд 5

Николай Костомаров (1817-1885). «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»

«... Я пришёл

Николай Костомаров (1817-1885). «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» «... Я
к убеждению, что историю нужно изучать не только по мертвым летописям и запискам, а и в живом народе...» - так вспоминал о формировании своего интереса к истории России и Украины Николай Иванович Костомаров.
Защитив диссертацию на тему «Об историческом значении русской народной поэзии», Костомаров приступил к исследованию украинских летописей и публицистических работ XVII века, изучению развития взаимоотношений русского и украинского народа и сбору народных песен, стихов и дум. Основным историческим сочинением Костомарова считается «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», первая глава которой посвящена правлению Владимира Святого, а последняя - императрице Елизавете Петровне.

Слайд 6

Константин Аксаков (1817-1860)

Будучи одним из лидеров и идеологов движения славянофилов, Аксаков выражал

Константин Аксаков (1817-1860) Будучи одним из лидеров и идеологов движения славянофилов, Аксаков
свои общественно-исторические взгляды в работах, в большинстве своем посвященных противопоставлению исторического пути России и Запада.
В 1846 году Аксаков опубликовал магистерскую диссертацию на тему «Ломоносов в истории русской культуры и русского языка»; в своих статьях «Об основных началах русской истории», «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности» и «О русском воззрении» полемизировал с Сергеем Соловьевым.
Фактически, Аксаков-историк не оставил потомкам ни одного цельного исторического труда, однако, его историко-филологические исследования, критические выкладки и размышления о судьбе России и связи ее прошлого с будущим были важнейшей частью культурного контекста его времени и многократно издавались и переиздавались отдельными книгами.

Слайд 7

Сергей Соловьев (1820-1879). «История России»

Соловьевым никак не менее 12 раз, а

Сергей Соловьев (1820-1879). «История России» Соловьевым никак не менее 12 раз, а
лекции Михаила Петровича Погодина были любимым предметом Соловьева-студента в его университетские годы.
После окончания Московского Университета Соловьев получил возможность слушать лекции ученых-историков в Берлине и Париже и понял, как уловить закономерности в смене явлений и проследить внутреннюю логику истории его родной страны.
Первая книга эпохальной двадцати-девятитомной работы Сергея Соловьева «История России» вышла в 1851 году и уже в этот момент, за 28 лет до публикации последнего, 29 тома, стало понятно, что научного труда такого уровня в России еще не было. «История России» стала подробнейшим, основанном на невиданном до Соловьева количестве источников, трудом, рассказывающим об истории России с древнейших времен до конца XVIII века..

Выпускник, а впоследствии профессор и ректор Московского Государственного Университета Сергей Михайлович Соловьев увлекался исторической наукой с раннего детства. Известно, к примеру, что «История Государства Российского» авторства Карамзина - напомним, что это 12 томов! - была прочитана юным