Слайд 2Введение.
В XI-XIII вв. происходит изменение парадигмы помощи и, поддержки нуждающихся. Это связано

с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций. К началу IX в. у восточных славян завершилось разложение первобытнообщинного строя, разрушились родоплеменные связи. На смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные, возникли племенные союзы. Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен.
Слайд 3Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на все сферы жизни общества, на

трансформацию общественных отношений, что не могло не отразиться на характере, формах помощи и поддержки человека.
Слайд 4Однако не только нравственная установка на ближнего, но и поступок является основой

мироощущения и мировоззрения истинного христианина. Любовь и деятельность — неразрывное единство — понимаются не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. В этом смысловом единстве понимается и сущность таких понятий, как «призрение», «милование».
Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты.
Слайд 6Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри.
Обозначились основные направления

помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.
Слайд 7Княжеское попечительство слабозащищенных слоев населения — нищих, убогих, вдов, сирот — явление

сложное и неоднозначное, обусловленное факторами экономического, социального, духовно-нравственного характера.
Слайд 8Княжеское попечительство проходит два этапа:

Слайд 9Первый этап княжеской помощи
Необходимость княжеской защиты обуславливалась разрывом прежних (в рамках родовой

общины) социальных связей .
Законодательное утверждение княжеской помощи изгоям (Русская Правда) при Ярославе Мудром и его приемниках.
Развитие княжеского нищелюбия.
Слайд 12Второй этап княжеской помощи
1) Рост монастырского и церковного призрения;
2) Князь становится

хозяином- вотчинником своего удела;
3) осложнение княжеской власти в следствии монголо-татарских набегов и данничества.
Слайд 13Типы благотворительных учреждений
Типы благотворительных учреждений:
- Странноприимницы - строила церковь

- Больницы - строили благотворители (князья, либо церковные деятели)